?

Log in

No account? Create an account
Малыш povstanets - уже не малыш!!!! - Склерозник
June 11th, 2010
03:22 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Малыш povstanets - уже не малыш!!!!


На днях российская историческая наука приросла ещё одним кандидатом     -    в Институте всеобщей истории РАН защитил диссертацию наш друг и товарищ по Левому Фронту Лёшка Сахнин aka povstanets.  Научным руководителем выступил знаменитый историк Александр Шубин shubinav, идейно и научно окормлявший Лёшку  больше десятилетия.  Сама защита отнюдь не была формальностью, вызвала огромный интерес самой разнообразной публики, и в аудитории яблоку негде было упасть.  Среди почтивших мероприятие своим присутствием выделялись выдающийся латиноамериканист Евгений Ларин, игравший в шахматы с самим Команданте:)),  видный медиевист Сергей Каштанов, весь цвет российского анархистского движения  (помимо Шубина, который сам по себе икона анархизма, в зале наблюдались и другие его иконы:)   -   Вадим Дамье vivalafora, Дмитрий Рублев, выступивший одним из официальных оппонентов, Ярослав Леонтьев и другие), а также ряд других крайне интересных персонажей, о которых ниже:).

Тема лёшкиной диссертации    -   "Внутрипартийная борьба в РСДРП(б) в конце февраля   -   апреле 1917 г. Механизм руководства и выработка стратегии"  удивительна тем, что при всем кажущемся изобилии исследований по истории партии, указанный кратковременный, но чрезвычайно насыщенный событиями и тенденциями период представляет собой практически лакуну в историографии.  Да-да, вам это может показаться парадоксальным, ибо один список использованной диссертантом литературы занял страниц пятьдесят:))), но это именно так и есть. В силу известных причин большинство работ на эту тему грешат схематизмом и тенденциозностью, и отнюдь не раскрывают подоплеки идейной борьбы и борьбы личностей в партии, которая, вопреки устоявшемуся обывательскому мнению, и в этот период не была монолитом (согласитесь, гораздо больше нам известно  о внутрипартийной полемике внутри партии, уже находившейся у власти).

 povstanets    -   аццкий молодец:  ему удалось нарыть в архивах массу новых источников, а не просто обработать уже известные.  Просто поразительно, насколько спрессовано в начале века было время   -   короткий отрезок времени в неполные три месяца вполне четко удалось разбить на периоды, в ходе которых идейное лидерство в партии принадлежало разным людям:  с конца февраля по середину марта в основном  А.Г.Шляпникову, с середины марта по начало апреля    -  Л.Б.Каменеву, а Ленин стал, наконец, играть первую скрипку лишь по возвращении в Россию в конце апреля.  Диссертант проследил как идейные разногласия и дискуссии по наиболее принципиальным вопросам, так и систему личных взаимоотношений, которые в истории нельзя преувеличивать, но и преуменьшать также не стоит:)).    

Несмотря на то, что восприятие дисера научной и сочувствующей публикой было весьма комплиментарным  (даже у либерально настроенной профессуры),  по некоторым вопросам диссертанту пришлось яростно отбиваться от замечаний. Во-первых, критике подверглись несколько терминов, которые, тем не менее, удалось отстоять, такие как, например, "Великая российская революция"     -   в понимании Сахнина это весь революционный процесс 1917 года, от февраля к Октябрю, плюс первые постреволюционные преобразования (я бы расширила ещё и 1905-м годом    -  широк русский историк Колобок, нам бы сузить:)).  Наиболее ожесточенной критике подвергся термин "большевистская элита"  (и правда, ухо слегка режет:)))   -  сюда диссертант включил членов ЦК и Петербургского комитета РСДРП(б), делегатов партийных съездов и руководителей региональных парторганизаций, позже  признался, что термин ему слегка навялила "ведущая организация"   -  ГУ - ВШЭ  (Вышка, в общем, и тут отметилась:)).

Из приколов   -    бедному Лёшке пришлось отбиваться от многочисленных упреков, почему он практически не использовал работы видного специалиста по описываемому периоду, профессора Станислава Тютюкина  (его работы всё же посвящены более позднему периоду).  Прикол в том, что профессор Тютюкин    -   родной отец лидера Левого Фронта Сергея Удальцова:))))   Тесен мир,  узка прослойка революционеров...:)

В общем, пристрастный Ученый совет проголосовал за лёшкину кандидатскую степень единогласно. Поздравляю самого povstanets  и тех, без кого дисер бы действительно не состоялся   -    его маму и очаровательную жену r_u_t_h.   Ну и, разумеется, счастливо сияющего  shubinav.  Люто, бешено завидую.

Ну и самое главное.  Неоценимую помощь Лёшке оказала родная дочь А.Г. Шляпникова, Ирина Александровна.  Она не только предоставила ему возможность пользоваться личным семейным архивом и пришла на защиту.  Выяснилось, что она готовит к публикации огромную книгу о "Рабочей оппозиции".  Мы с ней как-то сразу сблизились   -  ведь мой прадед  Флор Анисимович Митин был правой рукой её отца,  они вместе работали много лет и разделили участь всей организации, пойдя по одному процессу. Сейчас, когда моих родителей уже нет в живых, как-то и не осталось больше людей, которые смогут рассказать о его жизни. Или я их просто не знаю?...  Надо сказать, что сначала прадеда исключили из партии, но с хозяйственных и профсоюзных постов не снимали, настолько он был авторитетен в металлургической отрасли и профсоюзном движении.  А может, просто знали, что жить ему оставалось всего ничего, он не делал секрета из своей болезни.  Потом уже арестовали и судили.  Процесс "Рабочей оппозиции" шел несколькими волнами    -  первый этап прадеду удалось пережить дома.  Тот номер "Правды", где сообщалось о суде над первой порцией "врагов народа из "Рабочей оппозиции", прадед сам прочитать не сумел, строчки расплывались перед глазами, попросил прабабушку.  Она начала читать, он её оборвал.
-  Скажи просто,  всех к высшей?..
-  Всех.
-  И Владимирова?
-  И Владимирова.
-  Старого большевика не пожалели,  -  сказал Ф.А. и заплакал.

Прадед умер от рака в тюрьме 1 февраля 1937 г.,  Шляпников пережил его на полгода, был расстрелян в начале сентября.

В конце лета поеду к И.А.Шляпниковой, посижу в архиве.  Надо это сделать сейчас, до выхода её книги.

(23 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:alexkinzer
Date:June 11th, 2010 11:41 am (UTC)
(Link)
так как Алексей редко бывает в своем блоге, передаю поздравления здесь )

очень интересно почитать текст диссера, т.к. из твоего поста не понял, какую проблематику он исследовал конкретно, что нового внес и т.д.

Тютюкин, кстати, занимался всей историей росс. социал-демократии, так что упрек отчасти был по делу.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 11th, 2010 11:58 am (UTC)
(Link)
Спишись с ним, может, он тебе что-нить в электронном варианте вышлет, хотя бы автореферат
[User Picture]
From:reineke
Date:June 11th, 2010 06:30 pm (UTC)
(Link)
дык авторефераты все должны на сайте вака лежать
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 11th, 2010 06:31 pm (UTC)
(Link)
дык там сайт сам лежит давно, по-моему
[User Picture]
From:reineke
Date:June 11th, 2010 07:28 pm (UTC)

зато на ИВИ есть

(Link)
http://www.igh.ras.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=12&func=fileinfo&id=6

А ваковский сайт не лежит, но где там искать авторефераты - загадка...
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 11th, 2010 09:10 pm (UTC)

Re: зато на ИВИ есть

(Link)
Прикольно... а в диссертационном совете тамошнем мой дядюшка:)... интересно, почему он не пришел на Лёшку
[User Picture]
From:alexkinzer
Date:June 11th, 2010 11:43 am (UTC)
(Link)
Да, и по поводу Шляпниковой. Очень хочу взять с ней интервью для своего проекта.

Надо все-таки в ближайшее время развиртуалиться и с тобой, и с Сахниным ))
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 11th, 2010 11:58 am (UTC)
(Link)
Слушай, ты в своем уме?:)) Мы с тобой развиртуалены уже почти 6 лет как:). Ты еще был молодой-зеленый и выступал на семинаре, который мы с Кагарлицким вели у Игрунова на даче:))
[User Picture]
From:alexkinzer
Date:June 12th, 2010 11:25 am (UTC)
(Link)
Да, но мы совершенно не общались! ))
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 12th, 2010 12:14 pm (UTC)
(Link)
Это да, увы! Ничего, наверстаем;)
[User Picture]
From:patetlao
Date:June 11th, 2010 12:00 pm (UTC)
(Link)
Молодец! ох какая интересная тема.
[User Picture]
From:moonwalker72
Date:June 11th, 2010 12:24 pm (UTC)
(Link)
Кстати вот про "Рабочую оппозицию" я бы с интересом книгу купил и прочел. Потому что вся эта просталинская-антисталинская болтовня меня начала серьёзно утомлять. Хочется чего-то чуть-чуть менее отстраненного и...не раскрученного, а не по воспоминаниям эмигрантов и неведомо кого.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 11th, 2010 12:27 pm (UTC)
(Link)
Крайне мало литературы, увы:((. Шелухи всякой много с разных сторон, а исследований-то толком и нету:(
[User Picture]
From:hassel
Date:June 11th, 2010 12:51 pm (UTC)
(Link)
Что насчёт Роговина?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 11th, 2010 03:55 pm (UTC)
(Link)
ну вот он в основном и писал. Еще есть несколько адекватных работ, но неангажированных практически нет:)
[User Picture]
From:kirkonhiiri
Date:June 11th, 2010 12:32 pm (UTC)
(Link)
Я совсем не удивлён, что либеральная профессура была настроена благодушно. Вот если бы там была профессура консервативно-почвенническая, тогда могли быть колкости.
[User Picture]
From:zaveng
Date:June 11th, 2010 01:38 pm (UTC)

вах

(Link)
Мои поздравления коллеге!) Тема интересная.
Напишите плз, когда электронная версия диссертации будет доступна.!
[User Picture]
From:azart_ude
Date:June 11th, 2010 02:12 pm (UTC)
(Link)
мои поздравления!
Ох, как интересно!
[User Picture]
From:g_zharkov
Date:June 11th, 2010 03:05 pm (UTC)
(Link)
"узок круг этих людей"
а как у человека по фамилии Удальцов может быть отец по фамилии Тютюкин?
видно просто элита имеет свойство воспроизводится в своем узком мире...
значит и Ксюша Собчак тоже где-то рядом бродит
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 11th, 2010 03:52 pm (UTC)
(Link)
Ну а как, например, у человека с фамилией Митина может быть отец с фамилией Мохаммед Юсуфзай?:)
Удальцов - фамилия по матери.
[User Picture]
From:sahonko
Date:June 11th, 2010 04:57 pm (UTC)
(Link)
Не люблю, когда множат термины, хотя это процесс совершенно естественный как мутации в биологии. На сотню вредоносных мутаций может проскочить одна полезная, которая закрепится.
Что касается термина "Великая российская революция", то в нем не имеется никакого иного смысла кроме повышения статуса российского революционного процесса, отношение к которому было подорвано гибелью СССР, до уровня Великой французской революции. Но мне кажется для Великой Социалистической революции такие подпорки не нужны. Более того, такие подпорки как раз снижают величие именно социалистической компоненты. Сама пойми Великая революция в рамках Великой революции - это масло маслянное. Может с рассудочно-логической точки зрения здесь и нет ничего особенного, то термин "Великий" не из арсенала логики, а несет эмоционально-оценочную составляющую. А то, что все события начала ХХ века в России - это единый грандиозный революционный процесс сомнения не вызывает, но этот процесс структурирован. главными единицами этой динамической структуры являются ревлюции (кстати есть и другие структурные заенья - наример, отсутствие революционной ситуации перед первой мировой). И кульминацией этого грандиозного революционного процесса является Великая Социалистическая революция. Великая в даном ряду должна быть одна. Сама знаешь повторная раздача эмоциональных эпитетов снижает их действенность. Здесь как минимум следует разнообразить лексику, по мне более уместно не Великая российская революция, а грандиозный революционный процесс.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 11th, 2010 05:04 pm (UTC)
(Link)
резонно
[User Picture]
From:shubinav
Date:June 12th, 2010 02:43 pm (UTC)

Говорил я тебе - толкни речугу на защите

(Link)
Историческая наука проиграла от того, что ты не выступила прямо в зале. И Великую революцию продлила бы настолько, что наша, самая правильная точка зрения выглядела бы золотой серединой между твоим удлиннизмом и укорочизмом тех, кто считает, что Великая революция началась только в Октябре.
Справедливости ради отмечу, что в либеральной профессуре все же случилось неудовольство - отсюда все-таки один воздержавшийся (недействительный) бюллетень в коробочке. Недовольной коллеге потом пришлось разъяснять, что Леша имел в виду под объективизмом. Но большинству коллег независимо от идеологии действительно понравилось.
My Website Powered by LiveJournal.com