?

Log in

No account? Create an account
Заметки на полях фестиваля - 8 - Склерозник
June 22nd, 2010
05:38 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Заметки на полях фестиваля - 8

Что вам,  друзья мои, первым приходит в голову, когда вы слышите слова "11 сентября"?
Если вам меньше сорока лет, уверена, вместе с этим словосочетанием вам представляются цифры 2001, и соответствующая картинка.

А вот наши родители с этими словами ассоциировали совсем другую дату    -   1973, и совершенно другой видеоряд...

Благодаря усилиям знаменитого чилийского кинематографиста Себастьяна Аларкона и упорству члена жюри ММКФ Евгении Тирдатовой в этом году на фестивале представлена достойнейшая программа современного чилийского кино.  Прошло уже без малого четыре десятка лет с того времени, как к Чили   -   узенькой полоске суши вдоль океана    -   было приковано внимание всего мира,  но и сегодня  каждый чилийский фильм, о чем бы в нем не повествовалось, какие бы темы не затрагивались,     -   об этом.  Тема переворота и диктатуры, как родовая травма, свербит у каждого чилийского художника,  преломляется в сотнях сюжетов, и ни разу не встречался мне фильм, снятый с позиции той,  другой стороны.  То, что на фестивали их не возят, понятно,    -    интересно, есть ли они вообще??...   Чисто гипотетически интересно представить, легко ли сегодня жить в Чили творческому человеку, который рискнет заявить, что он за хунту?...

В фильме  Мигеля Литтина  "Досон, заключенный № 10" (Литтин родился в семье беженцев из Палестины, с младенчества живет в Чили) показан концентрационный лагерь на чилийском острове Досон, близком к Антарктиде, куда после контрреволюционного переворота 1973 года хунта свозила высокопоставленных пленных    -    министров, замминистра, дипломатов, весь цвет левого правительства Альенде. Концлагерь для ВИПов, так сказать.  Точнее, это раньше эти люди были ВИПами, а сейчас это бессловесные заключенные   -    "пособники международного марксизма", у которых теперь нет ничего, даже собственного имени    -   каждому присвоен идентификационный номер,  -  и у которых есть только одно право     -   побыстрей самим умереть, поскольку убивать их вроде как запрещает Женевская конвенция.  На резонный вопрос, а при чем тут Женевская конвенция, которая распространяется на военнопленных, и с кем Чили воюет,  заключенный № 13   -   экс-министр иностранных и внутренних дел в правительстве Народного единства, экс-посол Чили в США, экс-представитель Чили в ООН Орландо Летельер вместо ответа получает удар прикладом...



Фильм Мигеля Литтина «Досон, заключенный № 10»  снят по мемуарам этого самого заключенного №10    -    Серхио Битара, бывшего при Альенде министром горнорудной промышленности. Битара, наряду с другими, обвинили в шпионаже в пользу русских (в фильме показан фрагмент допроса Битара, когда офицер тычет ему в лицо фотографиями встречи с советской делегацией, а на резонный довод Битара о том, что СССР является мировым лидером по добыче меди, рявкает  "Мировой лидер по добыче меди  -  Чили!!!"   Кстати, Битар    -    один из немногих уцелевших узников Досона, буквально до последнего времени был министром инфраструктуры, а потом министром образования при Бачелет.  Другим узникам повезло меньше... Особенно зверствовала хунта в отношении коммунистов и членов Левого Революционного Движения...

Фильм Литтина оставляет противоречивые чувства. 

С одной стороны, он очень трогательно-коммунистический,  с подробным анализом отвратительной сути буржуазной хунты    -   зоологический антикоммунизм, фальшивая позолота трескучего "патриотизма" (Орландо Летельеру, заявившему на допросе о том, что без поддержки Президента США  Никсона переворот бы не состоялся, комендант лагеря кричит: "Чили ни от кого не зависит!!!  Мы живем в свободной и суверенной стране!!"    -    ничего вам это не напоминает?...)
По-простому, по-народному смысл "суверенной демократии" копающим карьер заключенным объясняет простоватый конвойный: "У нас теперь демократия    -   у кого больше денег, тот и прав.  А свои идиотские коммунистические идеи, чтобы накормить всех голодных и напоить детишек молочком, засуньте в задницу". 

С другой стороны, Мигель Литтин     -    наверно, очень сентиментальный человек.  Он всячески щадит чувства зрителей, показывая зеков в крахмально-белых рубашках (для Литтина, видимо, это символ глубокого достоинства),  лекции заключенных по марксизму, проводящиеся совершенно открыто (единственное, что запрещают надсмотрщики  -  произносить вслух имя Карла Маркса, которого узники для конспирации называют barbudo), визиты на остров представителей Красного Креста,  надсмотрщиков, по доброте душевной угощающих узников апельсинами и поющих с ними хором Venceremos,  и временами концентрационный лагерь в версии Литтина становится похож на пионерский.  Тогда как реальность была куда жёстче    -   выживших среди ВИП-заключенных было крайне мало, бывший министр обороны, коммунист Хосе Тоа умер не от простуды, как это показано в фильме, а от пыток, а сенатор Фернандо Флорес сошел с ума наверняка не от того, что его на несколько часов за нарушение дисциплины заперли в темный ящик...

А вот другая чилийская картина     -    "Мачука" Андреса Вуда    -    заставляет зал рыдать, как никакая другая.  Ни грамма фальши, и при этом светлое и доброе, хоть и очень трагическое, кино.

Чили при правительстве Народного Единства  Альенде не прекращает быть ареной борьбы старого и нового, реакционного и прогрессивного, битва добра со злом проходит буквально через каждую семью, каждую улицу, каждый квартал.   В основе сюжета   -  взаимоотношения детей из разных социальных слоев и семей разного достатка, которые впервые, благодаря демократизации общественной жизни при Альенде, стали учиться вместе      -     раньше школьники подвергались жесткой сегрегации. В католической школе для мальчиков в Сантьяго, открытой священником-энтузиастом отцом Макенроем,  учатся одиннадцатилетние Гонсало Инфанте, мальчик из обеспеченной семьи, и Педро Мачука   –   из семьи обездоленных, живущей в трущобах.



Детишки волей-неволей оказываются втянуты в стихию уличного противостояния    -    вот они бегают по ежедневным многотысячным демонстрациям как сторонников, так и противников социалистического правительства, и продают тем и другим демонстрантам национальные чилийские флаги.  Если для упитанного мальчика Инфанте это просто вид развлечения и способ заработать на лишнее мороженое, то для Мачуки и его товарищей по трущобам это еще и вопрос выживания...  Тем не менее, мальчики очень быстро разбираются, чем одна демонстрация отличается от другой.  Особенную остроту приобретают события, когда ребята обнаруживают в двух противостоящих друг другу колоннах, по разные стороны баррикад, своих родителей...

Помимо социальных различий, фильм вполне наглядно демонстрирует различия этнические    -    богатенькие упитанные мальчики обычно креолы,  голодные обитатели трущоб  -  индейцы...  Социалистическому правительству было отпущено слишком мало времени, чтобы не просто формально уравнять население в правах,  но и вытравить из сознания  националистические предрассудки...    Родительское собрание в католической школе почти перерастает в избиение "грязных трущобных коммуняк", с оборванными детьми которых теперь вынуждены учиться чистенькие и сытые детки богачей... 

Страшные кадры победы хунты    -   не документальная хроника стрельбы по дворцу Ла Монеда, а сцены расстрела детей путчистами,  ареста доброго священника, поджога трущоб,  убийства родителей и сестры Мачуки    -   лучший ответ на вопрос, кто прав, а кто неправ в том великом противостоянии.  Всем доморощенным экономистам, дрочащим на генерала Пиночета, и прочим любителям  либеральных экономических реформ посвящается.

Фильм  Андреса Вуда "Мачука", безусловно,  достоин главной фестивальной награды. Надо ли говорить, что он не участвует в розыгрыше призов?...

Tags:

(62 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:azart_ude
Date:June 22nd, 2010 02:26 pm (UTC)
(Link)
как я вам завидую!! какие фильмы смотрите!!
А Аларкон - где он сейчас? В Чили?
как я любила его советские фильмы, которые он снимал у нас!
"Санта Эсперанса", тоже про концлагерь на сотрове, где ордну из главных ролей играл сын вячеслава Тихонова, играл прекрасно. талантливо.
Названия других плохо помню, но сами фильмы помню хорошо, такое настоящее сейчас и не увидишь!
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 22nd, 2010 06:39 pm (UTC)
(Link)
Аларкон сегодня пил со мной кофе в баре кинотеатра "Октябрь":)
[User Picture]
From:haspar_arnery
Date:June 22nd, 2010 02:30 pm (UTC)
(Link)
Я вот думаю, доживем мы до тех времен, когда в России будет снят правдивый фильм о 90-хх о ельциновском "Великом Переломе", о 1993 годе и т.д.?
(Deleted comment)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 22nd, 2010 06:41 pm (UTC)
(Link)
да и хуй на них
не видала я клоунов, штоле?
[User Picture]
From:alexanderskobov
Date:June 22nd, 2010 05:09 pm (UTC)

Чили

(Link)
Большое спасибо за информацию. Без вас я еще долго не узнал бы об этих фильмах. Если Вы случайно узнаете, что они где-то выложены, не откажите в любезности, дайте ссылку. Про Чили я собираю все. В свое время очень долго не мог найти "В Сантьяго идет дождь" и "Ночь над Чили". Для меня это тема особая со школы. Я как-то писал об этом Вам в комментах. У меня доходило до разрыва личных отношений с теми, кто собирал подписи за освобождение Пиночета и требовал прекращения судебного преследования "славного русско-чилийского офицера Мигеля Краснова", запытавшего насмерть активиста Левого Революционного Движения. Потом пытался полемизировать с Новодворской на Гранях (давно бросил это занятие), когда она объявила о своем желании возложить букет на могилу Пиночета. Если интересно. можете глянуть отголосок той полемики:
http://grani.ru/opinion/m.129506.html
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 22nd, 2010 06:44 pm (UTC)

Re: Чили

(Link)
Спасибо и Вам за Вашу позицию. Вездесущий народ ухитряется где-то на торрентах уже найти
а кто-то диски без перевода смотрит http://kolobok1973.livejournal.com/1139055.html?thread=30487663#t30487663
[User Picture]
From:ammosov
Date:June 22nd, 2010 05:25 pm (UTC)
(Link)
А походу и правда интересно, почему нет фильмов, симпатизирующих Пиночету? Нет на фестивале? Нет в природе? Нет творческого осмысления?
[User Picture]
From:haspar_arnery
Date:June 22nd, 2010 06:15 pm (UTC)
(Link)
Такой титанище духа, что его осмыслить не просто. Западные режисеры не рискуют браться за эту титаническую задачу. Пожалуй из нынеживущих только Бондарчук способен реализовать такой проект :))))
(Deleted comment)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 22nd, 2010 07:10 pm (UTC)
(Link)
Хочешь увидеть ублюдка - в зеркало взгляни, клоун
[User Picture]
From:boomzoomer
Date:June 22nd, 2010 08:21 pm (UTC)
(Link)
А между прочим Чили стала одной из богатых стран своего региона, интересно почему?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 22nd, 2010 08:28 pm (UTC)
(Link)
Да что Вы говорите?:))
Ну, если сравнивать с Гаити, но наверно. Матчасть бы поучили и не позорились:).
From:narodpress_info
Date:June 22nd, 2010 08:44 pm (UTC)
(Link)
Всё это хорошо. Отличные тексты, сюжетность, проникновение в характеры, обозначены социальные аспекты. Но этого мало. Понимаете, мало!

Брошюркой бы издать для тех, кто не проникся. Вроде меня.
КПД низкий. Что толку в жж колготиться?

/всё равно, как в трубу. не шмогла, так шмогла/
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 22nd, 2010 09:03 pm (UTC)
(Link)
так это ж публикуется всё http://novchronic.ru/4771.htm
[User Picture]
From:vlush
Date:June 23rd, 2010 08:38 am (UTC)
(Link)
"Мачука" доступна на русскоязычных торрентах - сам собирался писать статью про него, но так и не дошли руки.
[User Picture]
From:patetlao
Date:June 23rd, 2010 11:54 am (UTC)
(Link)
странно. В СМИ про фестиваль - тишина.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 23rd, 2010 09:23 pm (UTC)
(Link)
Я тоже удивляюсь. В прошлые годы фестиваль пёр из всех дыр. А в этом году и в ЖЖ тишина, ММКФ-коммьюнити, помимо меня, регулярно обновляют человека три-четыре, не больше
[User Picture]
From:patetlao
Date:June 23rd, 2010 11:56 am (UTC)
(Link)
экс-представитель Чили в ООН Орландо Летельер вместо ответа получает удар прикладом...
---------------

А потом и бомбу. Причём в Штатах.
My Website Powered by LiveJournal.com