?

Log in

No account? Create an account
Заметки на полях фестиваля - 9 - Склерозник
July 1st, 2011
08:32 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Заметки на полях фестиваля - 9

Конкурсная картина маститого польского режиссера Феликса Фалька  "Иоанна"  получила высокие баллы в номинации на приз зрительских симпатий и высокую оценку Федерации киноклубов  (мнения зрителей и кинокритиков совпадают крайне редко),  получив шанс претендовать на высшие награды.  Некоторые региональные киноклубы выставили фильму максимально возможный балл     -    10 из 10.  Мне же фильм показался отнюдь небесспорным концептуально    -    невзирая на негласное табу на критику по  отношению к восточноевропейским картинам о Холокосте,  легко понять тех, кто видит в "Иоанне"  весьма сомнительные по отношению к польскому национальному достоинству  эпизоды и интонации.



Сюжет    -     спасение еврейского ребенка польской семьей   -    можно  было бы назвать не просто хрестоматийным,  а слегка избитым:  Иоанна подбирает девочку, мать которой сгинула во время одной из облав.  После такого зачина настраиваешься на благостное духоподъемное кино,  составленное из штампов.   Тем не менее традиционный набор сюжетных клише, присущих историям о еврейской Катастрофе, отсутствует,  эта линия совершенно побочная.  Ангелоподобная Иоанна (сыгранная на крупных планах Урсулой Грабовской), внешне чистое олицетворение библейского мученичества (режиссер умышленно выстраивает кадр так, чтобы с  экрана смотрела истая богоматерь с младенцем)    -    виктимная игрушка обстоятельств, которые всегда сильнее неё   -     сначала спит с немецким офицером,  принимает от него помощь и подношения,  затем из теплой офицерской постели попадает в лапы настоящих мучителей     -     бойцов польского Сопротивления, которые вместо того, чтобы похвалить героиню за острый инстинкт самосохранения, почему-то не воздают ей почестей,  а  объявляют предателем и выстригают клоками волосы, как-то совсем не тянет на мадонну.  Видимо, со штампами решено расстаться до такой степени, что гитлеровский офицер    -   душка,  дарит подарочки, старательно не замечает еврейского ребенка в квартире и вообще жалко, что не смог составить счастие героини,  а польские партизаны    -    нетолерантные  темные монстры,  развернувшие охоту на полек,  отличающихся повышенной толерантностью.  Бедную еврейскую девочку, которую, на время того как героиня безуспешно пытается наладить личную жизнь,  помириться с проклявшими её родителями и найти работу, просто забыли за шкафом, но которая успела на свою беду прикипеть к новой маме, в итоге сдают в католический приют    -    точно как котенка,  с которым новый безответственный хозяин, наигравшись, не смог справиться, отвозят на то место, откуда взяли  (маленькую Ружичку нашли спрятавшейся в костеле).   В общем, если Фальк хотел выкрутить собственной нации кукиш в кармане, то у него получилось.

Можно, конечно, пойти дальше и порассуждать, почему такие кукиши в кармане с завидной регулярностью появляются именно в культуре бывших социалистических  государств, и почему с таким энтузиазмом зрительская элита готова аплодировать любому акту национального самоуничижения,  но уж больно подобные вопросы смахивают на риторические.  Не удивлюсь, если "Иоанна" в итоге выиграет конкурс     -    политический мазохизм нынче в моде,  и кинематографический тоже.




Совершенно другое впечатление оставляет тонкий, добрый, ироничный, весь состоящий из горьковатого юмора фильм Густаво Бальсы  "Страждущие"   -    два полукарикатурных доходяги,  старик - отставной военный,  балагур дон Валериано,  и чахоточный неудачник Каньете,  слоняются по городу, будучи вышвырнутыми из католического приюта.  На первый взгляд    -   чистой воды бомжевание вычеркнутых из жизни людей, к которым с каждым новым кадром проникаешься симпатией.  В отличие от польского фильма, воспроизводящего атмосферу страха, подозрительности, недоверия, стукачества, разобщенности польского общества, одиночества отдельного человека перед общей бедой (лейтмотив картины   -   героиня прячется в квартире, запирая дверь на ключ, и с ужасом прислушивается к стукам, шорохам, шепотам),  маленький городок в фашистской Испании    -    уютное обиталище людей, к которым всегда можно постучаться на ночлег, попросить хлеба, дружеского участия и веселой компании.  Любой булочник, любая проститутка, любая домохозяйка  приютит,  спрячет от фалангистов,  нальет стаканчик вина и займется твоими проблемами.  Дон Валериано, всю первую половину фильма отпускающий веселые хохмы и подтрунивающий над своим спутником, озабочен покупкой оружия   -    скоро в их городок приедет Франко, которого старикан поклялся застрелить.  Весь фильм   -   слегка сумасшедшее путешествие по городским улицам двух чудаковатых  людей "в ожидании каудильо".  При этом вполне реально и нарваться на облаву, и лишиться и без того редких зубов в неравном бою с фашистской фалангой,  и загреметь  со своей старомодной базукой во франкистский застенок...  Дон Валериано, по ходу пьесы представляющийся то монархистом, то фалангистом, то чертом лысым,  просто "такую неприязнь к каудильо испытывает, что кушать не может" (с), а его чахоточный спутник оказывается отцом знаменитого коммуниста Каньете, которого ищет франкистская охранка...  Фильм обрывается на полуслове, видимо, чтобы зритель не расстраивался отсутствием хэппи-энда    -      с учетом того, что Каньете уже к концу фильма выплёвывал лёгкие, а каудильо, по моему скромному разумению, благополучно протянул ещё с четверть века,   рискну предположить, что кончилось всё не очень хорошо.

Позже выяснила, что режиссер Густаво Бальса   -   венесуэльского происхождения, большую часть жизни прожил на Кубе, и лишь последние 10 лет живет в Испании. Это, как говорится, многое объясняет;).  Можно лишь поздравить Бальсу с большой удачей и порекомендовать посмотреть его картину, 70% успеха которой   -    благодаря сочному, образному, изобилующему вкусными тонкостями испанскому языку.  "Страждущие"   -   из тех фильмов, что лучше смотреть в оригинале, ибо значительную долю  прелести съедает перевод.

       

Tags:

(19 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:abortnik
Date:July 1st, 2011 04:53 am (UTC)
(Link)
Ну вы даете!
Пашете (пишете) как Pferd, по выражению Маяковского.
Я бы только сумел отрецензировать вроде "круто!" или "отстой!"
Завидую белой завистью вашему умению.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 1st, 2011 04:57 am (UTC)
(Link)
Пферд еще и половины фильмов не отрецензировал, так что пфердеть ему и пфердеть....
From:abortnik
Date:July 1st, 2011 05:11 am (UTC)
(Link)
Чёта мне кааца, что ваши рецензии окажутся лучше самих фильмов. Это я так, без подлизона, чисто по очучениям.
То ись, если поведать режиссерам про ту глубину их фильмов, которую вы вскрыли, они, наверное, немного обалдеют. Ну, типа, будут чесать маковку и думать: Ичь ты! Чего я тут накуролесил. Кто б мог подумать.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 1st, 2011 05:18 am (UTC)
(Link)
Во-во, а то кто-то тут ворчал, что я с утра до ночи развлекаюсь за государственный счет:)...
[User Picture]
From:tanatt
Date:July 1st, 2011 05:20 am (UTC)
(Link)
опять все хорошее где-то рядом ....
=(
На субботу-то что-то вкусное останется?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 1st, 2011 05:24 am (UTC)
(Link)
Позвоню тебе после 12 и доложусь;)

Завтра самый вкусный фильм - Рауля Руиса, но я боюсь, что ты испугаешься:))) - он почти 4 часа идет:)))
[User Picture]
From:tanatt
Date:July 1st, 2011 06:17 am (UTC)
(Link)
а пожрать?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 1st, 2011 06:19 am (UTC)
(Link)
пожрать - до:)
и поссать - тоже до
[User Picture]
From:tanatt
Date:July 1st, 2011 07:02 am (UTC)
(Link)
культура, хуле....
[User Picture]
From:chudokol
Date:July 1st, 2011 09:59 am (UTC)

Псякревфильм

(Link)
Кино и бабло. Германия - главный кредитор Польши. Вечная тема. Кто девочку кормит, тому она и танцует. Остюда пронемецкие полутона и антипольские гаммы. Освенцим - ничто по сравнению с переживаниями кинострадальцев.
[User Picture]
From:chernitsky_alex
Date:July 1st, 2011 10:13 am (UTC)

Немного офф-топ

(Link)
Кстати, Дарья, краткое изложение дискуссии за нашим круглым столом 8 июня 2011 года опубликовано на английском языке (http://victor-biryukov.ru/roundtable9_en/). Также о полемике в здании РСПП появились новые публикации в СМИ (некоторые ссылки собраны по адресу http://victor-biryukov.ru/publications, напр., в последнем «Огоньке» http://www.kommersant.ru/doc/1664488) и, конечно, публикации будут еще выходить.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 1st, 2011 01:29 pm (UTC)

Re: Немного офф-топ

(Link)
"Пшик-модерн" - клевое название:))
И фотка Стаса удачная:)
[User Picture]
From:elena_tokareva2
Date:July 1st, 2011 09:07 pm (UTC)

Рецензии - супер.

(Link)
Точно лучше фильмов. Но где "Артист"?
Мне показалась интересной мысль о том, что поляки зае-ли бедную Иоанну, которая спит с немцем во имя спасения.
Надо подумать,выдумка это режиссера, штоб страшнее было, или истина.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 1st, 2011 09:19 pm (UTC)

Re: Рецензии - супер.

(Link)
С "Артиста" я только полчаса назад как пришла:))))), к утру будет.

А преследование коллаборационисток (реальных и мнимых) - это общеевропейская тема, поляки её тоже не избежали. Правда, разборки с коллаборационистками в массовом порядке шли после войны (тогда парижские, амстердамские, брюссельские, варшавские улицы кишели бритыми наголо тетками с фингалами под глазом). А в этом фильме посреди войны прямо.
[User Picture]
From:tomasina_ru
Date:July 1st, 2011 09:23 pm (UTC)

Re: Рецензии - супер.

(Link)
Ты намекаешь не-ложиццо, ждать рецензии?))
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 1st, 2011 09:25 pm (UTC)
(Link)
Баиньки, дитя моё. Утречком прочитаешь:).
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 2nd, 2011 11:51 pm (UTC)

"Артист" и др.

(Link)
[User Picture]
From:chudokol
Date:July 3rd, 2011 07:25 am (UTC)
(Link)
У поляков в кармане не кукиш а какашка. И у чехов.
My Website Powered by LiveJournal.com