?

Log in

No account? Create an account
Заметки на полях фестиваля - 3 - Склерозник
October 26th, 2012
03:00 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Заметки на полях фестиваля - 3

Видимо, программного директора Международного кинофестиваля современного кино "Два в одном / 2 in 1"  Алексея Медведева я всё-таки перехвалила;).  Нет,  конкурсная программа вполне достойная, ровная, откровенно провальных лент нет или почти нет, фильмов-недоразумений всего три  (то есть треть конкурсной программы, что есть в границах нормы:)).  Просто ощущения от отобранного кино складываются достаточно странные:).

Вот составила я свой шорт-лист лауреатов.  Два фильма о  медленном, мучительном умирании героев от рака, один   -  о прелестях надвигающегося Альцгеймера,  один    -   о том, как отличному мужику ломают жизнь, обвинив его в педофилии, и один о маньяке-извращенце, по телефону поставившего раком пол-Америки.  Всё вышеперечисленное    -    великолепное, высочайшего уровня кино, но целиком картинка, согласитесь, вырисовывается довольно странная.  Оно, конечно, онкофобия    -   это наш вечный кошмар (интересно, доживу ли я до того счастливого момента, когда кто-нибудь, победивший рак, получит заслуженную нобелевку??....),  старение и смерть    -    тоже праздник, который всегда с нами,  а если верить газетам, то весь мир кишит педофилами (на самом деле их примерно всегда в обществе одинаково, а вот вокруг этого, как снежный ком, накручиваются иные проблемы).  Видимо, с точки зрения киноотборщиков, это и есть социальное кино.  Позвольте не согласиться.  Уход индивида в свои частные проблемы, отчуждение его от общества, отсутствие какой-либо социализации, ситуация, когда общество приносит индивиду исключительный вред и никакого блага, одиночество как способ ухода от проблем, необходимость запереться в башне из слоновой кости подальше от всех несчастий и напастей, несомых людьми, неизбежность превращения в homo idioticus    -   это, простите, не социальное кино, а антисоциальное кино:)).  И даже в потрясающей картине уругвайца Родриго Пла «Отсрочка», которой мы единодушно присудили гран-при фестиваля, главная героиня, подённая рабочая, в ответ на предложение своей товарки, фабричной рабочей, вступать в рабочий профсоюз, грубо советует той "засунуть свой профсоюз в жопу".




Видимо, в качестве "остросоциальной" документалки  в рамках фестиваля была показана примитивная поделка Брайана Наппенбергера с претенциозным названием  «Имя нам легион. ИСТОРИЯ ХАКТИВИЗМА».  Аннотация настраивала на серьезный лад и преисполняла благоговейным трепетом любого человека с активной гражданской позицией:

"Документальное исследование группы Anonymous — свободного объединения активистов-радикалов. Эти люди вывели гражданское неповиновение на цифровой уровень. Создатели картины детально разбирают эволюцию группы от ранних хакерских групп Cult of the Dead Cow, Electronic Disturbance Theater и имиджборда 4Chan до полномасштабного движения планетарного охвата, а также изучают их текущую деятельность, беседуя с непосредственными участниками группы."

Хактивизм, как вы уже поняли, это сплав активизма и хакерства. Воображение рисовало прообразы киберреволюции, сокрушение капиталистических империй в один клик мышки и с помощью антиглобалистского стёба высочайшего класса   http://kolobok1973.livejournal.com/1141710.html#comments  или хотя бы создание альтернативных  источников информации в духе Викиликс. Вместо этого мы видим странноватую группу закомплексованных чудаков, давно вышедших из тинейджерского возраста, но не расставшихся с подростковыми прыщами,  затролливающих Церковь сайентологии, взламывающих сайты её адептов и проводящих дурацкие флеш-мобы  в центре Нью-Йорка.  При этом хактивисты чисто типажно мало отличаются от сайентологов, обвиняемых ими в сектантстве и обскурантизме.  По ходу пьесы выясняется, что тусовки анонимусов   -  исключительно способ убить время и преодолеть подростковую закомплексованность членов группы, великовозрастных инфантилов, которые в 20 лет по большей части ещё девственники и живут на шее у родителей.  Членство в группе   -  способ хоть как-то наконец с проклятой девственностью расстаться и преодолеть основную хворь любого хакера   -  социопатию.   Инфантильные сетевые червячки выглядят злобной пародией на растущее по всему раздираемому кризисом земному шару левое движение   -   альтерглобалистское, антифашистское, не случайно дебильные монологи и флеш-мобы анонимусов показаны на фоне обошедших весь мир кадров Occupy Wall street и Всемирного Социального форума, кровавых столкновений в Южной Европе, профсоюзных войн в Великобритании. На фоне классовых битв современного мира интернетные бирюльки анонимусов выглядят дурацкой игрой, в которую играют недоросли, а реальная социальная борьба подменяется уходом в виртуальный киберсрач.  Что ж, видимо, понятия о социальном кино у нас с фестивальными отборщиками слегка различаются:)...

Ещё один хрестоматийный пример того, насколько не стоит читать аннотаций к фильмам   -   престраннейшая «Полевая дорога» португальского режиссера  Родригу Арейаша.  Скорее всего, кено сие меня бы, может, и не так взбесило, если бы Всевышний уберег от чтения аннотации, которую не погнушаюсь привести целиком:

"После десятилетнего отсутствия Алберту Карнейру возвращается в родную страну, чтобы отомстить за смерть брата. Вдохновленный работами Дэвида Генри Торо, он переводит трактат «О гражданском неповиновении» на португальский.
Действие фильма происходит в 1908-10 годах, между годом «португальского цареубийства», когда от рук террористов погибли король и его старший сын, и годом создания Португальской республики – в эпоху, когда анархисты, выступавшие против монархии, нередко вели себя как обычные разбойники. В стране, где процветает коррупция, где государственные чиновники грабят и убивают невинных, Карнейру противостоит тирании и пытается спасти своих родных и вывезти их за границу. Но в этой стране ничего не изменилось."


Теперь о том, что вы, предвкушающие политическую драму и детективный вестерн, увидите на экране.
Пустынные холмы, поросшие выжженной южной растительностью. Нарочито сбитый хронотоп   -   действие может происходить когда угодно и где угодно (самый искушенный ландшафтовед не отличит Португалию начала 20 века от Южной Америки века 18-го).  Категорическое отсутствие каких-либо следов человеческого существования в радиусе десятков километров   -     леса, холмы-пастбища и чертополох. Угрюмый мужик с обветренным лицом прошедшего огонь и воду ковбоя ;(что недалеко от истины, ибо он таки пастух), возвращается в родные места, чтобы.... отомстить за убийство брата  найти украденных овец.  Овцы не находятся, а герой, демонически насупив брови,  рассекает по холмам с приклеенным к физиономии зверским выражением лица, исполненным жаждой мщения.  Экранное время мучительно тянется, тоскливые пейзажи напоминают неудачные серии National geographic, мужик супит брови и играет желваками, а единственное политическое столкновение на весь хронометраж    -  перестрелка героя с плохим парнем, собирающим мзду за проезд по частной дороге.  Герой категорически не собирается расставаться с мелкой монетой    -    позор мироедам-угнетателям!   -  и стреляет в прислужника капитала, это единственный пиф-паф на весь вестерн.  Прислужник, однако, проявляет редкую жизнестойкость и всё оставшееся экранное время горе-дуэлянты катаются между кактусами и полувысохшими кустами в поисках друг друга смысла жизни.  Весь фильм сидишь и обреченно ждешь, что вот-вот скоро начнется какое-нибудь действие, но проходит полтора с лишним часа, и аккурат в тот момент, когда кажется, что сейчас что-то произойдет, ползут финальные титры.  Если бы в фестивальном конкурсе была номинация "за лучшее наебалово" "за лучшие натурные съемки", то "Полевая дорога" с полным основанием стала бы претендентом номер один.  Правда, моя коллега по жюри Лариса Бортникова la_la_brynza  на мой вопрос, почему горячие португальские парни весь фильм молчат и двигаются как на кадрах замедленной съемки, поделилась наблюдением, что кино    -   португальско-финское, и в силу этого герои вместо пиренейской пылкости демонстрируют скандинавскую, если не буддистскую, апатию, а легкий аутизм, свойственный всем экранным персонажам, на самом деле признак наличия философских глубин уровня Марианской впадины. Где в этих кустах чертополоха спрятались король, анархисты, революция, тирания и гражданское противостояние, остается только гадать:))).  Лично меня это кинематографическое издевательство выбесило неиллюзорно, но мудрая Бортникова, подняв кверху перст, предположила, что вся эта аццкая тягомотина   -  в рамках тонкого глума автора над нами, жующими попкорн любителями экшна. Честно говоря, для меня чувство юмора   -   это когда я глумлюсь, а не  когда надо мной:)).

Председатель большого жюри седовласый  Жан-Клод Бриссо, ростом и телосложением напоминающий лет на 20 постаревшего Депардье,  снял старчески-похотливый фильм-дуэт   «Девушка из ниоткуда»     -   чрезвычайно интеллигентно перенесенные на экран эротические переживания профессора математики и философа-дилетанта, бывшего левака и героя мая-68, в силу возраста вынужденного уйти из большого секса. Подобранная им на собственной лестничной клетке бродяжка (вызывающе сексуальная оторва в исполнении Виржини Леже) проводит с ним спиритические сеансы, вызывает духов и навлекает на профессорскую квартирку всякий полтергейст, постепенно заполняя в душе старика-вдовца все пустоты, прогрызенные одиночеством.  Стариковская квартира на Монмартре превращается в обиталище всевозможных призраков, а зеленоглазая бестия, к которой старик прикипает, становится в его воображении реинкарнацией его покойной жены.  Вконец раскиснув и расплющившись от умиления и запоздалого стариковского влечения, которое эта стерва умело подогревает, старикан завещает своей странной гостье всё своё движимое и недвижимое, и, по странному совпадению, в тот же день гибнет от ножа одного из её многочисленных хахалей.  Единственная интрига, пронизывающая всю картину   -    будут ли они наконец трахаться, так вот, можете считать это спойлером, но таки не будут. И тема сисег практически не раскрыта, невзирая на обильное старческое слюнотечение.



Фильм закрытия фестиваля   -   вполне качественный дебют молодой парижанки Алис Винокур «Августина», о реальных экспериментах профессора Ж.- М. Шарко (того самого, в честь которого душ)  и его изысканиях в области психиатрии.  Предтеча Фрейда Шарко, считающийся пионером в изучении разновидностей истерии, посвящает своим любимым истеричкам   -  пациенткам больницы Сальпетриер    -   не только все рабочее, но и все свободное время.  Одержимый своими открытиями, он лечит странных пациенток гипнозом, шоковой терапией и прочими манипуляциями сознанием.  Проводя публичные сеансы гипноза и вызывая истерические припадки у своих подопечных, он укрепляет свои позиции во Французской Академии наук и постепенно становится звездой парижского медицинского сообщества. Шарко в исполнении Венсана Линдона к своим больным испытывает вполне вивисекторское любопытство, не более, чем испытывал бы к подопытным крысам и кроликам, если б тем пересадили женские яичники, до тех пор, пока его пациенткой не становится 19-летняя Августина.

Фильмы о психиатрии   -   особый жанр, породивший целый ряд шедевров мирового кинематографа. "Августину" шедевром не назовешь  (не сравнить её с тем же "Опиумом" Яноша Саса, показывающим, как безобидные фрейдовские исследования эротизма постепенно перерастают в изуверские лаборатории доктора Менгеле), но её с интересом посмотрят и историки науки, и врачи, и массовый зритель, любящий лав-стори:  наиболее сакраментальный вопрос, мучающий каждого, интересующегося проблемами психиатрической науки   -    трахают ли врачи-психиатры своих пациентов     -    решается тут сугубо положительно. Необразованная, не умеющая читать и писать, но вполне корпулентная Августина (дебют в кино молоденькой прикольной певички Soko), даже наполовину скованная параличом на почве фолликулярной истерии, явно выигрывает на фоне анемичной супруги Шарко (снять красавицу Кьяру Мастроянни в роли сухой асексуальной воблы   -    это высший пилотаж, снимаю шляпу).

Вы можете сколько угодно надо мной потешаться, но я этот фильм посмотрела с пользой для себя, ибо буквально до вчерашнего дня считала, что истерия   -   это не психиатрическое заболевание, поддающееся исследованию и лечению, а разновидность распущенности избалованных дамочек, купируемой с одной пощёчины. Исследования Шарко я по сей день считала шарлатанством и способом срубить бабла по-лёгкому  (представляю, какой ажиотажный спрос на услуги профессора Шарко был бы в среде парижской аристократии, зарабатывай укротитель истеричек частной практикой).

Фильм сочно снят и богато озвучен, но при этом до примитива незамысловат, ибо содержит ровно две мысли:
1. Все психиатры   -   шарлатаны  (кто-то этого не знал?...)
2. Любое психическое заболевание лечится хорошим трахом (тоже вещь как бы самоочевидная, ради которой вряд ли стоило фильм снимать).

Единственный забавный эпизод   -    монологи истеричек в психушке Сальпетриер, когда каждая описывает историю и симптомы своей болезни.  Милая девушка с горящими глазами рассказывает, как услышала божественный зов, пришла в базилику Сакре-Кёр, вбежала на алтарь и стала выкрикивать лозунги о женском освобождении.
-  Кощунница!...   -  выдохнул зрительный зал, после чего раздался взрыв хохота. 


Это был обзор фестивальных фильмов, которым не суждено было поразить моё зрительское воображение:). В следующих обзорах    -   о лидерах конкурса и наиболее сильных впечатлениях.         

Tags:

(17 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:maxim_1999
Date:October 26th, 2012 05:18 am (UTC)
(Link)
Большое спасибо, Дарья Александровна. Прочитано с большим удовольствием.
[User Picture]
From:rositsa
Date:October 26th, 2012 05:45 am (UTC)
(Link)
"буквально до вчерашнего дня считала, что истерия - это не психиатрическое заболевание, поддающееся исследованию и лечению, а разновидность распущенности избалованных дамочек, купируемой с одной пощёчины".
Ну если столь просвещённый человек, как ты, придерживался этого заблуждения, то могу себе представить, что об этом думают не столь образованные люди...

Распущенность избалованных дамочек - это истериКА. Не истериЯ. Разница не меньше, чем между кОмпанией и кАмпанией. И закатить истерику может человек любого пола, возраста и социального положения. (А возможно, и высшие животные).
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:October 26th, 2012 06:55 am (UTC)
(Link)
ну а вот я, прикинь, думала, что регулярные истерики - это как раз симптомы истерии:))))
[User Picture]
From:rositsa
Date:October 26th, 2012 01:44 pm (UTC)
(Link)
Тогда избавься заодно от ещё 1 заблуждения: что все психические растсройства лечатся сексом. Не будь вульгарной фрейдисткой. Так лечатся только спермотоксикоз и недотрах, которых в МКБ-10 нет. ;-)))))

Edited at 2012-10-26 01:45 pm (UTC)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:October 26th, 2012 01:57 pm (UTC)
(Link)
Блин, ну я, как и ты, вчера, должна была смайлики поставить:))). Шутю же я. Я как раз к фрейдизму отношусь более чем насмешливо, а уж к вульгарному - тем более

Кстати, а научное название недотраха какое?..
и что такое МКБ?...
[User Picture]
From:rositsa
Date:October 26th, 2012 02:06 pm (UTC)
(Link)
Не знаю. Подозреваю, что его вообще нет.

МКБ вообще - мочекаменная болезнь, а если с цифиркой - Международная классификация болезней. Благодатный материал для срачей вокруг того, болезнь ли гомосексуализм (нет, это психосексуальная аномалия), существует ли дисбактериоз (существует - я как пропью антибиотики, сразу кишечник начинает лучше работать) и какой диагноз правильнее - вегето-сосудистая или нейроциркуляторная дистония? (хоть горшком назови, хоть ВСД, хоть НЦД, хоть кардионеврозом - а падение АД, головные боли, аритмия, сердцебиение, кардиалгия у молодёжи бывает и мешает жить)
[User Picture]
From:exshvonder
Date:October 26th, 2012 05:47 am (UTC)
(Link)
Пресловутое "бешенство матки" - это как раз дословный перевод с греческого на русский термина "истерия".
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:October 26th, 2012 06:53 am (UTC)
(Link)
это я знаю как раз:)
[User Picture]
From:rositsa
Date:October 26th, 2012 01:45 pm (UTC)
(Link)
И к Пуськам оно никакого отношения не имеет.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:October 26th, 2012 01:59 pm (UTC)
(Link)
Отож:). Матка и вагина - это слегка разные органы:))
[User Picture]
From:rositsa
Date:October 26th, 2012 02:01 pm (UTC)
(Link)
Ну наши борцуны за нравственность не в курсе. ;-))
[User Picture]
From:pehmokissa
Date:October 26th, 2012 08:23 am (UTC)
(Link)
Хмм, не знаю про психиатров, а сеанс с хорошим психотерапевтом однажды мне очень помог. Так что-не шарлатанство. Сейчас кстати после занятий с аутистами-детьми по новой методике (да-да я о своём о девичьем) половина детей поступает в нормальную школу. Однажды я отговорила свою знакомую от самоубийства, вспомнив свои собственные занятия по психологии.
Главное отличие от шарлатанства -практические результаты, а их я вижу. ))

[User Picture]
From:exshvonder
Date:October 26th, 2012 10:06 am (UTC)
(Link)
У шарлатанов тоже бывают замечательные результаты, яркий пример описан в книге Д. Даймонда "Коллапс" о борце с шаманами, который сам стал великим шаманом.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:October 26th, 2012 01:27 pm (UTC)
(Link)
В фильме есть забавный эпизод:)). Шарко привозит Августину на очередной публичный сеанс гипноза в парижскую Академию Наук. Пока он готовится к выступлению и расшаркивается с коллегами, Августина падает во дворе и ударяется головой, после чего у неё проходит паралич и другие симптомы заболевания. Сообщить Шарко она не успевает, начинаются "показательные выступления", она пытается шепнуть ему, что уже здорова и всё прошло, но он делает вид, что ничего не слышит и начинает обычные манипуляции. Не желая портить ему репутацию, она имитирует припадок, катается по полу, бьётся, кричит, всё как обычно. Публика рукоплещет, академики в восторге, а после сеанса Академия принимает решение о выделении Шарко финансирования на его изыскания:))). Ну и кто тут не шарлатан после этого?:))
[User Picture]
From:otchemaxa
Date:October 26th, 2012 12:15 pm (UTC)
(Link)
Ух, хорошо!
[User Picture]
From:interier
Date:October 26th, 2012 01:20 pm (UTC)
(Link)
Не, на самом деле фильмы отобрали темы правильно, педофилов действительно становится всё больше, а мудаки окружили со всех сторон, так что уже страшно становится лишний раз посмотреть в зеркало:

Педагог обучал детей истории
-------------------------------------

В Кутулике до сих пор обсуждают неслыханное ЧП: год назад учитель истории местной школы изнасиловал сторожа.

-Педагог воспользовался беспомощным состояниям потерпевшего – тот был изрядно выпившим, - сообщает прокуратура Иркутской области. – Учитель,против воли мужчины, совершил с ним акт сексуального насилия.

При этом 33 -летний учитель истории - очень известный в поселке человек, он становился победителем и лауреатом всевозможных массовых мероприятий и конкурсов, в том числе и победителем районного конкурса «Учитель года».
http://www.irk.kp.ru/online/news/1280776/
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:October 26th, 2012 01:28 pm (UTC)
(Link)
писец
My Website Powered by LiveJournal.com