?

Log in

No account? Create an account
Заметки на полях МФКФ-2012 "Дебютное кино" - 6 - Склерозник
February 24th, 2013
02:41 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Заметки на полях МФКФ-2012 "Дебютное кино" - 6
--------------------------------------------------------------------

Вы, наверно, заметили (если вообще помните об этом), что  из-за бурной профессиональной, политической, общественной, творческой, а также личной жизни этой зимой:)) я так и не закончила писать про фильмы-призеры 6-ого Московского фестиваля короткометражных фильмов "Дебютное кино" http://www.msff.ru/index.php/ru/shelude-event,  которые мы, члены "малого жюри", удостоили своим вниманием.  В предыдущем обзоре я назвала вам экспериментальные, анимационные и документальные ленты, отмеченные нашими наградами.  Сегодня я завершаю фестивальные обзоры рассказом о самой, без преувеличения, главной номинации,    -    об игровом (художественном) кино. И трех месяцев не прошло, ага.

Проблема заключалась в том, что игровой конкурс изначально был лишен какой бы то ни было интриги:  среди ученических, в полном смысле этого слова  дебютных работ выделялся явный лидер, не оставлявший соперникам ни единого шанса, в отношении которого сразу  сложился абсолютный консенсус и у большого жюри, и у зрителей.  Запомните, дорогие гражданы и старушки, это имя    -     я уверена, что вы его ещё неоднократно услышите.  Хрупкая красавица с глазами вполлица и темными пушистыми волосами, заплетенными в толстенную косу, выпускница ВГИКа Камила Сафина училась в мастерской главного англомана советского и российского кино Игоря Масленникова, и этим, безусловно, отчасти объясняется выбор темы фильма.  Создатель лучших в мире Шерлока Холмса и доктора Ватсона присоветовал своей воспитаннице снять короткометражку по рассказу Роальда Даля "Четвёртый комод Чиппендейла".  Никто не знает, почему меня так и подмывает написать не "Четвёртый...", а "Последний комод Чиппендейла"??.. Нет?.. Ну вот и я не знаю, а пальцы прямо сами выстукивают.

Роальд Даль   -    один из главных мастеров короткого рассказа прошлого столетия, новеллист-парадоксалист и сказочник.  Если вы не читали его
"Четвёртый комод Чиппендейла", послуживший литературной основой для блестящего фильма Сафиной, звезда которой, предрекаю, взойдет очень высоко, то предлагаю незамедлительно прочесть    -   займет это, даже если вы читаете по слогам, ровно 10 минут, а в противном случае вы просто не поймете, в чем вся фишка.  Вот ссылка на рассказ Даля, по прочтении которого,   -  но не раньше!   -     можете залезать под кат

http://smartfiction.ru/prose/parsons_pleasure/

Прочитали?  Молодцы.

А теперь представьте, что действие 15-минутной комедийной киноновеллы Камилы Сафиной "Чиппендейл" перенесено из чопорной Англии середины прошлого столетия в наши дни,  в непролазную сельскую татарскую глухомань.  С легкой руки Сафиной главный герой из пройдохи-пастора превращается в жулика - хозяина антикварной лавки, который из Тульской области прётся за тыщу вёрст  и  нарезает круги по заснеженным татарским деревням, прослышав про вожделенный чиппендейловский раритет.  Каким ветром в татарстанскую глушь занесло  комод главного законодателя европейской мебельной моды 18 века, загадка едва ли не большая, чем то, каким волшебным образом пусть хоть и очень талантливой, но все же дебютантке Сафиной удалось заполучить на главную роль прохиндея-лавочника  Виктора Сухорукова.  Впрочем, молва  утверждает, что Сухоруков любит сниматься у ярких дебютантов, а здесь он прямо-таки играет сам себя, попадание стопроцентное.  При виде фамилии Сухорукова в титрах  начинаешь думать, что приглашённая звезда "делает" весь фильм, но какое же удовольствие в этом разубедиться!

"Чиппендейл" Сафиной    -     просто идеальное жанровое кино, чистое совершенство формы, абсолютное зрительское удовольствие.  С учетом того, что вся комедийная история умещена в 15 экранных минут, ничего лишнего, сюжетная динамика выверена до секунд, актёры выше всяких похвал (чего стоят обаятельные и лоховатые татарские крестьяне, всерьёз считающие себя хитрожопыми:)), беспроигрышный саундтрек, открытый финал анекдотичной ситуации  (когда ожидаешь звериного рёва главного героя, возвращающегося в сладостном предвкушении свалившегося на голову богатства и обнаруживающего вместо вожделенного комода аккуратную поленницу, и на самом интересном месте кино обрывается, оставляя простор для фантазии)      -     вопрос о лидере конкурса просто не стоял.  "Чиппендейл"  -  зрелое кино состоявшегося мастера,  которому изначально было тесновато на дебютантском конкурсе первых блинов комьями.  Зал лежал вповалку, схватившись за животы, и предсказуемо пролил на Сафину изобильный поток всевозможных призов.

 Понимая это заранее, мы   -    блоггерское жюри в составе vlush, lookaround и kolobok1973,    -
  решили не идти проторенной дорогой и не дублировать решение главного жюри и зрителей.  На фоне оглушительного успеха "Чиппендейла", тем не менее, совсем не потерялась полудокументальная история, снятая сёстрами-близнецами Дарьей и Екатериной Носик "Мы делили апельсин", посвященная непростым сестринским взаимоотношениям, когда от искренней и всепоглощающей любви до соперничества, испепеляющей ревности и девичьих страданий ровно один шаг.  Нас покорила рисковая смелость кинематографической формы:  диалоги сестер   -   видеодневники-исповеди    -      записаны в буквальном смысле слова на мобильный телефон.  Такое "хоум-видео" в последнее время получает широкое распространение в кинематографе, но очень редко это оказывается не халтурой, а именно художественным приёмом.  Обаятельные сестрёнки Носики, смеясь, рассказывали, что фильм в итоге не стоил практически ни копейки, если не считать дешёвого постпродакшна, выполненного самими девицами, безо всякого привлечения посторонних специалистов.  Снять на мобилку реальную человеческую драму, заставив зрителя неотрывно следить за перипетиями девичьих романов и сестринских разборок, проживать с героинями их жизнь, сопереживая и одновременно в каждой фразе и движении узнавая себя,    -    это тоже признак задатков большого мастерства, многообещающего режиссерского потенциала.  Интересно,  имеют ли девицы отношение к актерской династии Носиков?...

Видели бы вы, как округлились глаза близняшек, когда мы огласили со сцены неожиданное решение!  Сестры Носики поднимались на сцену за призом, оглядываясь друг на друга и как бы всё ещё не веря тому, что их эксперимент получил одну из высших наград фестиваля.  Расцеловав их в щёки, уткнулась носом во что-то влажное:))

Крайне рекомендую вам проследить за выходом обеих картин на экраны.  Получите огромное удовольствие.

Кстати, суммируя итоги фестиваля по всем номинациям, поневоле приходишь к выводу, что в России наступает эпоха женского кино, женской режиссуры. Интересно будет проследить за судьбой той же Сафиной      -     вырастет ли она в великую Лиознову, сильно переоцененную Муратову или пустышку Литвинову?...      

Tags:

(5 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:dondanillo
Date:February 24th, 2013 07:10 am (UTC)
(Link)
Помню этот рассказ. Был опубликован в "Вокруг света", то ли в конце семидесятых, то ли в начале восьмидесятых.
[User Picture]
From:pehmokissa
Date:February 24th, 2013 08:52 am (UTC)
(Link)
Эх, как-то обидно читать новые сценарии фильмов. Я могу написать 1000 незатасканных вконец сюжетов,а большинство теребят те-же самые. (( Те, которых вы наградили похоже к чистлу истасканных не относятся. Браво всем!
[User Picture]
From:duradulova
Date:February 28th, 2013 12:01 am (UTC)
(Link)
Да, это те Носики.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:February 28th, 2013 03:52 am (UTC)
(Link)
Мне было неудобно спрашивать, и я так и не спросила:)). А кто там кому племянник?:))..
[User Picture]
From:duradulova
Date:February 28th, 2013 06:16 am (UTC)
(Link)
они дочери Владимира, брата Валерия (у которого сын Александр).
My Website Powered by LiveJournal.com