?

Log in

No account? Create an account
Тезисы выступления szg_akt2 на круглом столе "Европейская и исламская цивилизации" - Склерозник
May 18th, 2007
10:24 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Тезисы выступления szg_akt2 на круглом столе "Европейская и исламская цивилизации"

О круглом столе   -   http://kolobok1973.livejournal.com/237273.html
Свои тезисы также изложил  holmogor   (см.)    -   редкий случай, когда мнения практически совпадают.

"Я обычно, когда со студентами первый раз встречаюсь, в дидактических целях им привожу метафору, вернее, две метафоры. Одна, уже всем набившая оскомину, Киплинга, про то, что «Запад – есть Запад, Восток – есть Восток, и вместе им не сойтись?». На самом деле, Киплинг, который очень хорошо понимал Восток, так не утверждает. Он задается вопросом, удастся ли им сойтись вместе, склоняясь к положительному ответу. И есть востоковеды, которые так считают...   очень много арабистов, очень много тюркологов, которые так считают.
Но я всегда говорил студентам, что у меня есть внутреннее чувство, что я с этим не согласен... В современной рок-поэзии есть определение, которое гораздо точнее отражает, что такое Восток: «Только так же от боли там плачут, так же в муках рожают детей». Я говорю студенту: «Если ты будешь исходить из этой позиции, то ты гораздо лучше будешь понимать Ближний Восток». И вокруг этого всегда возникают дискуссии. Это другая позиция, что мы все люди, что мы принадлежим к одному биологическому виду, и наше поведение в общем-то стандартизировано, подчиняется одним и тем же законам….
 Серьезная философия XXI века утверждает: в реальном мире абстракций не существует. Существуют только реальные объекты. Абстракции существуют только в человеческих языках и удобны для применения в целях сокращения (или редукции) при общении людей между собой. Однако такое понимание абстрактных терминов, таких как «исламская цивилизация» или «западная цивилизация» да и просто «цивилизация» накладывает на понятия дополнительные ограничения....   
Рассказывают, что семьдесят переводчиков Септуагинты заперли в семидесяти комнатах с текстом Библии на древнееврейском языке, а когда их открыли, они предоставили семьдесят идентичных переводов. Произойдет ли такое чудо, если семьдесят специалистов по «исламской цивилизации» запрут с одним и тем же статистическим материалом?.. 
Понятия «исламская цивилизация» или «западная цивилизация» не удовлетворяют таким критериям. Они не эффективны для познания мира. Это «фантомные понятия», за которыми не стоит никакого когнитивного (познавательного) смысла.  Александрия гораздо больше похожа на Марсель, чем на Каир, а Марсель гораздо больше похож на Александрию, чем на Париж.  Латакия совсем как Ницца, а Ницца не похожа на Руан. Триполи похож на Картахену, а Тартус на Севилью.  Любимый жанр в ночных клубах Бейрута и Дамаска  -    песни «Андалусия».
Ближний Восток – понятие сложное, географически неопределённое. Существует понимание, что это   -   Азия, которая начинается от Суэцкого канала и пролива Босфор и заканчивается на границе между Ираком и Ираном.  Мне этот термин не нравится, я обычно пользуюсь термином «Ближний Восток и Северная Африка», то есть, всё, что включает в себя Египет и западнее его до Западной Сахары.  Или другой термин – Ближний и Средний Восток. Где реально граница проходит где-нибудь посреди Пакистана, то есть, он включает в себя Белуджистан, Иран, Курдистан, на север, вплоть до казахских степей или Средней Азии. Интересно, что туда попадает Турция, туда попадает Израиль, Ливан. То есть, очень важно понимать вещь, которую большинство людей не понимают:  что Ближний Восток это не жёстко связанное с исламом понятие, оно шире. Из пяти христианских патриархов Римский Папа в Европе, Александрийский – в Африке, а трое – в Азии.
Вот интересно: эти странные люди, которые разговаривают о мифической "христианской" цивилизации Европы, отдают ли себе отчет, что Бл. Августин родился в Алжире, учился и преподавал в Карфагене (Тунис) и был епископом в Гиппоне (находится в Алжире в Африке), а из пяти великих патриарших престолов три находятся в Азии, один в Африке и только один на дальнем юге Европы (а Риме)? Тертуллиан родился и умер в Карфагене. Основатель монашества Афанасий Великий Александрийский,  –  в Египте. Иоанн Дамаскин  –  в Дамаске (Сирия). Каппадокийские отцы церкви святые Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский родились в Каппадокии на Востоке Малой Азии. Святитель Кирилл Александрийский,  Диоскор Антиохийский.... 
Вторая часть Ближнего Востока была свершено другой.  Граница проходит где-нибудь по Евфрату. Она развернута на Восток, на Индию. Она развернута из Басры  –  помните, Синдбад-мореход откуда плавал, из Бендер-Аббаса,  Дубая,  Дохи,  Манамы. «1001 ночь», созданная в каирских кофейнях, восторгается не малоотличным от Египта европейским Средиземноморьем, а Индией, Юго-Восточной Азией…
И сейчас Бейрут и Дубай совершенно не похожи друг на друга.  Близнец Бейрута это Марсель, близнец Дубая –  Бомбей, Шанхай или Сингапур.... Калькутта или Дакка больше похоже на Нью-Йорк, чем на бенгальскую деревню, а Лос-Анджелес похож на Дубай, а не на деревеньки Аризоны.
Вот эти две части были очень долго разъединены. Потом прорыли Суэцкий канал, и образовалась новая реальность. Новый Ближний Восток, который должен был расширяться. Отрывать Ближний Восток от Европы – немыслимо.
Этика и поведение людей подчиняются одним и тем же законам. Если вдуматься, то этика - это функция от целесообразности. Как этика, так и целесообразность меняются от внешних условий. Этика каннибала так же целесообразна, как и этика педераста. Меняются условия - меняются и этика с целесообразностью.
Как говорят, пока мир называет насилие правосудием, правосудием угнетенных остается насилие. "Насилие это правосудие угнетенных"… "Насилие - это справедливость угнетенных". Только в русском языке понятия правосудие и справедливость обозначаются не одним и тем же словом...
"Применять разные критерии к действиям эксплоататоров и эксплоатируемых значит, по мнению бедных гомункулусов, стоять на уровне "морали кафров". Прежде всего вряд ли приличен… столь презрительный отзыв о кафрах, так ли уж плоха их мораль? Вот что говорит на этот счет британская энциклопедия: "В своих социальных и политических отношениях они обнаруживают большой такт и ум; они замечательно храбры, воинственны и гостеприимны, и были честны и правдивы, пока, в результате контакта с белыми, не стали подозрительны, мстительны и склонны к воровству, усвоив, сверх того, большинство европейских пороков".
Нельзя не придти к выводу, что в порче кафров приняли участие белые миссионеры, проповедники вечной морали. Если рассказать труженику-кафру, как рабочие, восставшие в любой части нашей планеты, застигли своих угнетателей врасплох, он будет радоваться. Наоборот, он будет огорчен, когда узнает, что угнетателям удалось обмануть угнетенных.
Не развращенный до мозга костей миссионерами кафр никогда не согласится применять одни и те же абстрактные нормы морали к угнетателям и угнетенным. Зато он вполне усвоит себе, если разъяснить ему, что назначение таких абстрактных норм в том и состоит, чтоб мешать угнетенным восстать против угнетателей". Узнали автора?

(4 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:radiotv_lover
Date:May 18th, 2007 12:17 pm (UTC)
(Link)
Внизу цитата явно Троцкого, судя по стилю.

У Вашего Г-ва стиль хороший. Складно говорит.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:May 18th, 2007 12:24 pm (UTC)

Г-в ваще голова;)

(Link)
На самом деле это записанные на скорую руку мысли, говорил он лучше:), просто там на диктофоне часть записи оказалась повреждена, и его попросили воспроизвести.
[User Picture]
From:aleks2002
Date:May 18th, 2007 05:03 pm (UTC)
(Link)
Без выводов ничего не понятно, остается только догадываться и строить предположения.

[User Picture]
From:kolobok1973
Date:May 18th, 2007 08:10 pm (UTC)
(Link)
Зачем там выводы, если ВЕСЬ текст - об одном и том же, бьёт в одну точку?
My Website Powered by LiveJournal.com