?

Log in

No account? Create an account
ММКФ-2014 - день второй. "Брати. Остання сповiдь" - Склерозник
June 20th, 2014
02:16 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
ММКФ-2014 - день второй. "Брати. Остання сповiдь"
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Впервые за много лет в фестивальном конкурсе участвует украинская картина.



Если бы фильм Виктории Трофименко  "Брати. Остання сповiдь"  ("Братья.  Последняя исповедь")  привезли на ММКФ в прошлом или позапрошлом году, я бы наверняка с него ушла, с недоумением пожав плечами.   Но поскольку его привезли именно в этом, а сегодня любой украинский фильм смотрится совершенно по-другому, то с интересом досмотрела до конца:).  С этаким врачебно-психиатрическим, исследовательским интересом.  Самое забавное, что фильм был закончен летом прошлого года, когда, разумеется, авторы не могли просчитать такой нездоровый зрительский интерес к украинской тематике:),  и ни на что подобное не рассчитывали.  Первые кадры, настраивающие на этнографически-лубочный лад, не должны вводить в заблуждение:  получилась классическая притча-аллегория, диагностически точно определяющая природу, характер и перспективы заболевания целой нации.

Смотреть фильм на украинском языке с английскими и русскими субтитрами    -   тот ещё экспириенс:  если чётко артикулированную киевскую литературную мову мы понимаем безо всяких затруднений, то слушать бормотание героев, когда действие происходит в Карпатах, а у двоих персонажей из трех старческие дефекты дикции, решительно невозможно.   Боюсь, что если прокатывать фильм в киноклубе гуцульского села, где снималась картина, субтитры  все равно понадобятся.

В Закарпатскую область  (захватывающие дух ландшафты совершенно швейцарские, только леса погуще,  что-то у нас на фестивале второй день подряд сплошные альпийские виды)  приезжает некрасивая тётенька читать прихожанам местной церкви лекцию о святых и юродивых  (времена меняются,  раньше в красный уголок приезжали лекторы общества "Знание", сейчас   -    тётеньки, похожие на юродивых гораздо больше, чем герои их лекций, выступают по церквям).  Прельстившись зимними красотами и безмятежностью, лекторша заселяется пожить к местному пожилому хуторянину,   -   писать книжку на свежем воздухе.  Старик, сгрызаемый неумолимым раком, поначалу рассматривает нагрянувшую писательницу как неожиданно посланную Богом бесплатную медсестру и сиделку,  взаимное привыкание идет туго и с трудом.  Промотайте этот абзац, ибо сейчас будет спойлер:до секса не дойдет, ибо дедуля слишком слаб и беспомощен, но мануальной мастурбации подвергся вполне с удовольствием.

Если бы не ноутбук, привезенный писательницей и практически ей не понадобившийся, ибо дни теперь проходят за дойкой, стиркой, готовкой еды в печи и потаканием дедовским капризам, то время действия вообще сложно было было бы определить    -    в этом природном заповеднике ничего не меняется веками, дед и его брат, живущий по соседству, как жили всю жизнь натуральным хозяйством, так и до сих пор живут, дни ползут размеренно, люди взрослеют, старятся и умирают в одних и тех же интерьерах,  разве что Войтко с братом Станиславом по молодости жили в белёных хатах, а сейчас хаты черны от копоти,    -   время в этом Богом забытом уголке остановилось.  Показателен диалог старого Войтки и его незваной гостьи, обнаружившей поутру, что хату занесло снегом по самую крышу:  "ну и как теперь отсюда выбираться??"  "А нiяк",   -   отвечает дед.   Очень такой украинский диалог, исчерпывающе характеризующий любую сторону жизни современных экс-украинских территорий:   "ну и как теперь из всего этого выбираться??"    - "А нiяк!" ....

История почти полувековой вражды двух родных братьев, живущих в сотне метров друг от друга,  с раннего детства дравшихся из-за убогих деревянных игрушек и вообще по любому поводу,  так и не сумевших поделить одну женщину и её сына  (каждый из братьев считает сына своим), проходит перед нами в виде наиболее ярких зарисовок этого упорного, трагического родственного соперничества;), заложником этой братской ненависти становится приехавшая из города гостья, обреченная челноком курсировать между двумя домами, в каждом из которых хозяин с нетерпением интересуется, не подох ли там наконец его брат.  Слабоподвижные, съедаемые болезнями, полуживые братья с вожделением мечтают о том, как сожгут дотла хату брата, как только из неё перестанет валить дым, свидетельствующий о том, что хозяин пока не покинул бренный мир.  Захлебываясь от волн застилающей глаза испепеляющей ненависти, Войтко и Станислав через писательницу, мотающуюся из одной хаты в другую, посылают друг другу дохлую кошку и прочие приветы из прошлого.  Не сумев спасти сына, погибшего по вине обоих братьев, потеряв любимую женщину, два брата-отшельника до конца жизни будут вести взаимную психологическую войну на уничтожение.

О чем бы не разговаривали киношные украинцы, они всегда говорят о еде.  Самый, пожалуй, нажористый и национально-аттрибутирующий эпизод    -   приход роковой женщины-альбиноса, из-за которой весь полувековой сыр-бор,  к брату мужа с явной целью мужу изменить:  в качестве любовной прелюдии выступает обсуждение семейного рациона  и брутальное, физиологически бесстыдное нарезание сала кухонным ножом.

Фильм Трофименко    -   просто кричащая, в десятку угодившая аллегория современной Украины.   Архаичный, статический, веками не меняющийся быт, архаичное, совершенно языческое сознание  (такое ощущение, что в век айпадов и спутниковой связи Западная Украина находится на самом раннем этапе христианизации)  отчасти объясняют нынешнее одичание и погружение в средневековье.  Природа нынешнего гражданского конфликта как под микроскопом:  огромные, глубинные пласты ненависти, проходящие по каждой семье, ржавым ножом разрезающие семейные, родственные, национальные узы, необъяснимое, иррациональное взаимное озлобление, неумение и нежелание жить по правилам человеческого общежития и хоть сколько-нибудь согласовывать интересы, огромная сила саморазрушения на фоне всеобщего безумия    -   в судьбе гуцульского хутора, как в капле воды, вся история сегодняшней Украины.   Главная героиня, имени которой мы, кстати, так и не узнаем, притаскивает на своем горбу тела двух умерших братьев и кладет их рядом   -   победителей в этой войне не может быть и не будет, а нации, увлекшейся самоуничтожением, уготованы братские могилы своих сыновей, проигравших войну друг другу.

Ну, и ещё один сюрприз   -   то, что фильм снят по шведской повести:) "Шмелиный мёд" Торгни Линдгрена, выступившего в фильме Трофименко в качестве соавтора сценария, то есть  всё вышеописанное в оригинале происходит в шведских реалиях.   Не лучший ли это козырь для евроинтеграторов, кричащих о том, что "Украина   -   це Европа"?...  Ну да, кто бы спорил, вот такая у нас Европа, Европа это вам не лобио кушать.    

Tags:

(6 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:chudokol
Date:June 21st, 2014 05:02 am (UTC)
(Link)
Нарциссы поэтизируют собственное уродство? Отсюда ненависть ко всему прозаически чужому?

++++
Выиграй Карл Полтаву - хохлы жили бы как в Швеции - эта тема будируется?

+++
Есть у Гоголя "Страшная месть"... Но там кровь лилась по существу.
+++
Гуцулы вроде не совсем хохлы?


[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 21st, 2014 05:07 am (UTC)
(Link)
Да нет, отнюдь не поэтизируют. Фильм как раз вполне объективный и в чем-то безжалостный к себе
[User Picture]
From:interier
Date:June 21st, 2014 06:13 am (UTC)
(Link)
Увы, это вообще древняя история. "где брат твой?" Кому-то всегда чего-то не хватает, Любви Господа, любви окружающих, денег, пряников - наконец....
А мы хотим светлого будущего, чтоб никто не ушел обиженным - и как этого достичь?
[User Picture]
From:basildon3
Date:June 21st, 2014 11:13 pm (UTC)
(Link)
Так это про любую деревенщину сказать можно. Мало ли про Россию таких фильмов?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 21st, 2014 11:17 pm (UTC)
(Link)
Сравните со "Старухами" Г.Сидорова. Почувствуйте, ткскзть, разницу;)
[User Picture]
From:basildon3
Date:June 22nd, 2014 10:33 pm (UTC)
(Link)
Я бы сравнил со "Счастье моё" Лозницы.
My Website Powered by LiveJournal.com