?

Log in

No account? Create an account
"Соль Земли" - Склерозник
June 29th, 2014
05:36 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
"Соль Земли"
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Новая документальная лента "Соль Земли" великого Вима Вендерса   -    без преувеличения,  главное мое потрясение   ММКФ-2014  и лишнее подтверждение выстраданной аксиомы о том, что никогда не надо читать аннотаций к фильмам.  Непосвященный зритель, изучивший фестивальный каталог, гласящий, что  фильм посвящен биографии "фотографа, снимающего дикую природу", скорее всего, смотреть не пойдет и будет лишен сильнейшего впечатления и личного катарсиса огромной силы, либо заглянет скорее из уважения к фамилии режиссера    -  и в этом случае просидит два часа с открытым ртом...



С точки зрения жанра   -  классическая "творческая биография", никаких художественных экспериментальных изысков. О жизни и  творчестве знаменитого бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо  (а если быть фонетически точным, Себаштьяну Сальгаду) рассказывают 1) закадровый комментатор, 2) сам Сальгаду, проживающий в кадре значительную часть своей многотрудной и многоцветной жизни, и 3) его сын, Жулиану Сальгаду, выступивший сорежиссёром картины.  Нарратив сопровождается демонстрацией фоторабот художника    -    вот и вся композиция, ничего оригинального.  Вся сила воздействия на зрителя   -    в масштабе личности фотодокументалиста Сальгаду, в его гражданской позиции и, разумеется, в экспрессии шедевральных фоторабот, вошедших в мировую фотоклассику и перешагнувших рамки обычного фотоискусства.

В России Сальгаду практически неизвестен,    -     лишнее подтверждение тому, что "открытое общество" это иллюзия, а набор "фильтров", находящихся в распоряжении любого открытого общества, куда богаче и изощреннее, чем у общества замкнутого,    -    а в мире изобразительного искусства и документалистики является одним из самых обсуждаемых и спорных персонажей.  Многие деятели искусства, вроде той же Сьюзен Зонтаг, считали Сальгаду  художественным спекулянтом, эстетизирующим страдание и нищету, однако лишь беглое знакомство с биографией и наследием фотографа разбивает эти  смехотворные обвинения.  Молодой и успешный бразильский экономист, впервые попав по делам в Африку,  настолько потрясен увиденным, что круто меняет профессию и посвящает репортажной и документальной социальной фотографии всю свою дальнейшую жизнь. Именно с помощью таких, как Сальгаду, наш земной Элизиум, то есть, "золотой миллиард" узнает, что он на планете, мягко говоря, не один.   Много ли вам известно о том, сколько людей умерло от голода в эфиопском Сахеле?...  Можете ли представить хотя бы порядок цифр   -   десятки тысяч, сотни тысяч, миллионы?...


Именно фотоальбом "Сахель: человек в беде" сделал Сальгаду известным на весь мир.  Африканский голод в 1980-е гг., был, прямо скажем, не самой популярной темой мирового фотоискусства, и если вы увидите фотографии тех лет с детьми - живыми скелетами, обтянутыми кожей и огромными глазами, с высокой долей вероятности это будут именно фотоработы Сальгаду.

   

Глядя на эти фотографии, многим, конечно, вспомнится судьба Кевина Картера с его Пулитцеровской премией, полученной за фото умирающего от голода суданского ребенка и высиживающего свою добычу стервятника, и последовавшим вскоре после неё суицидом, свидетельствующим о том, что не каждый может оставаться бесстрастным художником, фиксирующим реальность.   Самого Сальгаду и его жену, верную спутницу и соратницу Лелию, такая перспектива точно не прельщала   -   в Африке они начинают кормить голодных, собирать деньги и вещи для африканских семей, устраивать благотворительные фотовыставки для того, чтобы вырученные деньги раздать бедноте.  Но основная миссия социального фотографа, по мнению Сальгаду, состояла в том, чтобы достучаться до мирового сообщества, донести до него боль и страдание миллионов, оказавшихся в зоне бедствия.

Так получилось, что Сальгаду оказался, конечно, не единственным, но одним из немногих, документировавших страшные события в Руанде первой половины 90-х годов,   -  в охваченную гражданской войной и геноцидом и обильно политую кровью Руанду ехать было мало охотников,   -  что кинодокументалистов, что фотографов.  Наиболее распространенные фотографии из Руанды того периода   -   ряды пробитых и размозжённых черепов, обнаруженных очевидцами уже постфактум, после основных событий.  Оказавшийся в Руанде в самый разгар кровопролития Сальгаду снимает не только убийства и насилие, но и последовавшую за ними гуманитарную катастрофу:  если о руандийской резне 1994 года мы знаем немало, то о бегстве после неё миллионов руандийцев в соседние страны,  -  сначала, в первую волну, хуту, потом, во вторую,   -   тутси, мы не знаем практически ничего.  Сам Сальгаду  считает, что число беженцев в Конго намного превышало количество убитых и исчислялось миллионами, из которых выжило несколько десятков тысяч.  Сотни тысяч погибли сразу же, при переходе через леса, сотни тысяч умерли от голода и лишений уже в Конго, добравшись до лагерей беженцев, а сотни тысяч, не справившись с трудностями перехода,  ломанулись обратно в Руанду и не дошли, сраженные голодом и тропическими эпидемиями.   Представьте себе:  миллионы людей заходят в тропический лес, а выходит из него в лучшем случае один человек из ста.   Сальгаду оказался чуть ли не единственным репортером, прошедшим с руандийскими беженцами значительную часть пути, сам чуть не погиб, подхватив малярию,






Человеческое горе, показанное крупным планом, на большом экране, потрясает и приковывает зрителя к изображению настолько сильно, что зритель полностью превращается в "человека созерцающего" и на какое-то время перестает быть "человеком слушающим", а зря    -   закадровый рассказ отца и сына Сальгаду об увиденном впечатляет никак не меньше,  чем фотосвидетельства.  Многие отнюдь не сентиментальные зрители пресс-показов ММКФ выходили из кинозала с мокрыми глазами,  а любители абстрактно порассуждать "о страданиях детишек в Африке", надеюсь, выходили с пониманием того, что отстраненное сострадание не утончает души, как понял это в свое время художник Сальгаду.

Не одна Африка в исполнении Сальгаду предстает перед нами зоной сплошного человеческого бедствия.  Апокалиптические фотографии горящих нефтяных скважин, подожжённых в Кувейте иракскими военными, напоминают фантастические фильмы о конце света или нашествии внеземных цивилизаций.  Фотографии Латинской Америки, поэтические и депрессивные одновременно, никак не вписываются в обычный ряд умильных этнографических фотопасторалей о сохранении традиционного уклада жизни,   -  за каждой из этих фотографий человеческая трагедия, за каждой   -    сломанная человеческая судьба.   Фильм Вендерса начинается, пожалуй, с самого удивительного, беспрецедентного фотоальбома Сальгаду, изображающего бразильские золотые рудники.  Панорамные фотографии, изображающие адский труд 50 тысяч (!!!!) человек одновременно, не имеют аналогов в мировой фотографии.  Как это снималось, наверно, знает лишь один автор, но лично мне представить технику этих съемок крайне трудно.  Огромный многокилометровый муравейник с копошащимися в нем людьми-муравьями, ворочающими тяжелые породы, напоминает одновременно город орков или мрачный Мордор из кинофэнтези  и киношный Саракш.  По масштабам общественных работ бразильский рудник наших дней можно сравнить, пожалуй, разве что со строительством египетских пирамид, но если пирамиды    -   памятник рабскому труду, то рудник в родной Сальгаду Бразилии   -    памятник человеческой алчности.  Суетящиеся в нем человечки    -  не рабы, они не пригнаны сюда насильно,  они съехались в ад сами, в погоне за наживой,  обрекли себя на бессмысленный и беспощадный нечеловеческий труд  в надежде  среди сотен тысяч тонн каменной породы, грязи и пыли отыскать золото.  Первая мысль, возникающая при взгляде на этот подземный город в Преисподней   -   о том, что золото, буде оно найдено, не достанется никому, ибо все 50 тысяч соискателей просто перебьют друг друга, похоронив себя в аду вместе с этими золотыми крупицами.






Документальная кинохроника, изображающего молодого Сальгаду 70-х с густой шевелюрой хиппи чередуется с сегодняшними кинокадрами, где лысый как коленка, но совершенно не постаревший, точно с такими же горящими глазами фотограф рассказывает о себе и своей семье.  На седьмом десятке лет Сальгаду, с одной стороны, устав от нагромождений мировой несправедливости и концентрации человеческого горя, а с другой, не представляющий себе праздной жизни на пенсии,  придумывает себе новое социально значимое занятие    -    вернувшись в родные места в бразильской провинции и не найдя привычных густых и влажных лесов, услаждавших его взор в детские годы,  начинает бороться с последствиями антропогенной экологической катастрофы, организуя вместе с женой и сыном "Институт Земли"   -    работает над восстановлением исходного лесного ландшафта.  Поначалу задача кажется неподъемной, поскольку Сальгаду приезжает в сухое место с выжженной человеком землёй неестественного красно-терракотового цвета, на которой, как поначалу кажется, уже ничего не будет расти.  Однако энергия,  упорство и  желание сделать мир лучше, как известно, могут творить чудеса.  Превратив собственную семейную ферму в прообраз национального парка, семья Сальгаду изучает технологии восстановления тропической растительности, высаживает более двух миллионов (!!!) деревьев, возрождает привычный ландшафт и прежнюю био- и экосферу.  Именно этот, последний проект Сальгаду, и имели в виду составители фестивальной киноаннотации, говоря о герое ленты Вендерса как о "певце дикой природы":).   На самом деле вся жизнь Сальгаду    -  убедительное доказательство того, что главный враг природы и одновременно единственный её спаситель   -  человек, от которого одновременно и всё зло, и всё добро на Земле.  Гуманизм, органически присущий герою, позволяет одновременно воспевать человеческую природу и деяния рук человеческих  и ненавидеть творимое руками человека зло.

Смотреть всем и каждому.  В прокат может, и выйдет, а может, и нет, но отлавливать фильм обязательно.

Tags:

(16 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:oleg2
Date:June 29th, 2014 01:55 pm (UTC)
(Link)
20 мая 2014 года в программе «Особый взгляд» 67-го Каннского кинофестиваля прошла премьера новой документальной картины «Соль Земли» (Salt of the Earth) прославленного режиссера Вима Вендерса, которую он снял вместе с Джулиано Рибейро Сальгадо. В российский прокат лента выйдет 25 сентября 2014 года. Дистрибьютором выступит компания Premium Film.
========

http://www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=159544
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 29th, 2014 02:03 pm (UTC)
(Link)
Ура, в сентябре покажут, значится
[User Picture]
From:Дмитрий Андреев
Date:June 29th, 2014 05:32 pm (UTC)

Сочинил сценарий )

(Link)
Она жила вместе с мужем. Жили не всегда хорошо, но как-то жили. Муж старался обеспечивать ее, покупал дорогие игрушки, строил недвижимость. А когда наступили тяжелые времена - она бросила его, забрала детей, повесив на него все долги.
Парень справился. Хоть и тяжело было. Рассчитался с долгами, устроился на новую работу. Далеко не такую престижную, как раньше, но жить можно было. Кузина немного помогала, хотя ей самой было нелегко - только подсобное хозяйство выручало.
Что же касается неверной жены, она вскоре ушла в загул. Недвижимость продала, деньги промотала, алиментов и тех еле хватало. С детьми обращалась как с чужими. Жить ей становилось все труднее, но виноватым, по ее мнению, был бывший муж. Масла в огонь подливала ее младшая сестра, ненавидевшая мужа лютой ненавистью, хотя, в свое время, он помог ей отбиться от хозяина-тирана.
К слову говоря, сестричка эта особым умом не отличалась. Работала за границей на самых грязных работах, а в свободное время, занималась проституцией. И однажды, решила она свести своего клиента-торгаша с сестрой, да вот беда - у папика проблемы с финансами начались. У сестрички тут же возник хитрый план - через детишек раскрутить бывшего мужа своей сестры на деньги. Младший смекнул, в чем дело и успел к отцу сбежать. А старший не успел - догнала его злодейка и заперла в чулане. Узнал об этом отец, кинулся, было, по инстанциям - а друг папика, адвокат, ему законы тычет - не положено, мол, все по закону. Закручинился отец, что делать дальше - не знает...
(продолжение следует).
From:kymyl
Date:June 29th, 2014 06:16 pm (UTC)

Re: Сочинил сценарий )

(Link)
?????????
[User Picture]
From:Дмитрий Андреев
Date:June 29th, 2014 06:54 pm (UTC)

Re: Сочинил сценарий )

(Link)
Что, ничего не напоминает?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 29th, 2014 08:32 pm (UTC)
(Link)
метафоричЬно!!!!
[User Picture]
From:interier
Date:June 30th, 2014 01:13 am (UTC)

Re: Сочинил сценарий )

(Link)
А может отцу старший-то не сильно нужен был? Машину вот нужно новую прикупить, яхту, в Куршавель съездить.
[User Picture]
From:Дмитрий Андреев
Date:June 30th, 2014 02:49 am (UTC)

Re: Сочинил сценарий )

(Link)
смотрите шире - не глазами одной социальной группы, а обзором целой страны.
[User Picture]
From:interier
Date:June 30th, 2014 04:04 am (UTC)

Re: Сочинил сценарий )

(Link)
:) Да-да.К людям надо относиться мягше, а на вопросы смотреть ширше.
From:Narine Khachatryan
Date:June 29th, 2014 05:57 pm (UTC)
(Link)
Спасибо большое, впервые услышала о нем, а об остальном тоже из поверхностных знатоков
From:kymyl
Date:June 29th, 2014 06:17 pm (UTC)
(Link)
Спасибо. Надо смотреть!
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 29th, 2014 08:33 pm (UTC)
(Link)
Надо!!!
[User Picture]
From:interier
Date:June 30th, 2014 01:13 am (UTC)
(Link)
К осени забудется :(
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 30th, 2014 06:48 am (UTC)
(Link)
отучаемся говорить за всю сеть:)
[User Picture]
From:interier
Date:July 1st, 2014 12:29 am (UTC)
(Link)
Тогда попрошу напомнить, ежели что :).
Кстати - какой-то кошмар вычитал:
--------------------------------------------------------------
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов объявил о реформе системы управления российскими вузами. Теперь ректоров ведущих университетов будет назначать не министерство, а независимые наблюдательные советы, состоящие из крупных бизнесменов и высокопоставленных чиновников. Министерство, как пообещал господин Ливанов, согласится с предложенной ими кандидатурой «без обсуждений».
http://news.mail.ru/politics/18724838/?frommail=1
--------------------------------------------------------------

Это как? Какие-то засранцы, ни за что не отвечающие, будут подсовывать хрен знает кого? Да тогда уж лучше самодержавие, чем такая демократия.
[User Picture]
From:chudokol
Date:June 30th, 2014 05:50 am (UTC)
(Link)
Общество потребления обгладывает кости третьего мира. С закрытыми от морали глазами.
My Website Powered by LiveJournal.com