?

Log in

No account? Create an account
Человек как мера всех вещей - Склерозник
July 5th, 2015
12:48 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Человек как мера всех вещей
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Сразу скажу    -     в этом году итоговый выбор фестивального жюри не разочаровал и не вызвал возражений практически ни в одной номинации.   Лично для меня это беспрецедентный и весьма неожиданный результат, а выбирать в этом году явно было из чего   -    конкурсная программа вышла очень сильной, хоть  и сокращенной по причине финансовых трудностей  до 12 кинолент.   Рабочая кухня жюри остается для нас за кадром, но могу предположить, что фильм болгарского режиссера Ивайло Христова  «Лузеры», отхвативший в итоге статуэтку Георгия, выдержал непростую конкуренцию с обаятельно-камерной кинолентой датчанки Фредерикке Аспёкк «Росита», подкупившей и судей, и зрителей теплом, тонким лиризмом и гуманистической позицией.   Автор «Роситы»  в итоге получила приз за лучшую режиссуру   -    это второй её полнометражный фильм.




Вообще конкурсная программа ММКФ-37 оказалась полна «фильмов-сюрпризов»    -   фильмов, абсолютно не совпадающих с нашими ожиданиями.   «Росита» Аспёкк    -   яркий пример подобного фильма-сюрприза:  зритель по самую макушку насмотрен кинолентами о провале мультикультурной политики в Европе,  и заранее настроен на обличительно-публицистический лад.  Раз в аннотации написано, что фильм о том, как женщины из развивающихся стран приживаются в Европе,  значит, либо трагедия о несчастной, вынужденной продавать себя на поругание богатому европейскому извращенцу, либо, наоборот,   криминальная драма о гибели неповоротливой старушки Европы под натиском  голодного пассионарного тропического варвара.   С первых кадров «Росита» опрокидывает все ожидания   -   перед нами тонкий, глубоко психологичный, выстроенный на нюансах  и полутонах рассказ о весьма распространенном, как выясняется, в Скандинавии явлении    -    одинокие потомки викингов выписывают себе женщин из тёплых стран.  Согласитесь, очень трудно удержать баланс, не впадая ни в криминально-чернушный жанр, ни в социально-лозунговую агитку, ни в сказочно-карамельную фэнтези о том, как «все вокруг перемешались и  стали приятно-смуглявенькие».  Аспёкк с социологическим любопытством исследует новое явление,  -   в сурово-сером датском рыбацком поселке у моря со свинцовым низким небом, лишенном красок и привычных пропагандистских атрибутов «европейской красивой жизни»,  где нет богатства, а есть лишь тяжкий, монотонный, передающийся от отца к сыну труд, уже целая колония новых экзотических обитательниц   -   таек, вьетнамок, филиппинок, едущих за тридевять земель, подальше от нищеты и неустроенности, на встречу с неизвестностью.  Можно догадаться, что судьба их складывается по-разному, но это остается за кадром, а в кадре    -   отдельно взятый пример филиппинки Роситы, выписанной по интернету к застенчивому рыбаку Ульрику  (блестящая роль Йенса Альбинуса, любимого актера фон Триера).   Тема социальной адаптации инородных элементов в европейском обществе здесь скорее вторична и подается едва уловимыми мазками   -   грубовато-скабрезные шутки местных мужиков,  шумно-крикливое коммьюнити  понаехавших из экзотических стран тёток  (единственная среда, в которой молчаливая и интровертная  главная героиня  чувствует себя комфортно).  Зато личностная адаптация    -   вхождение в чужую семью, взаимное притирание, «стерпливание – слюбливание», обуздание запретного чувства,  подчинение эмоций чувству долга и рационалистическим соображениям    -   всё это показано с филигранной деталировкой, скупыми средствами актерской выразительности.   

«Росита» замечательна прежде всего тем, что она сделана на стыке жанров    -   здесь всего понемножку, в пропорцию и в меру:   и не социальная драма, хотя поводов для политических обобщений тут более, чем достаточно, и не личная драма, хотя  отношения внутри ММЖ-трио «отец – сын – женщина отца» искрят и едва не перерастают в трагедию, и не фильм для семейного просмотра   -    идиллическому восприятию экранного действия мешает не всегда комфортный для воскресного отдыха горьковатый реализм, и не комедия, хотя светлого добродушного юмора предостаточно.  Довольно стандартный зачин    -   женщина становится  объектом интереса и поводом для мужского соперничества отца и сына, исполненное внутреннего драматизма неторопливо-постепенное развитие сюжета, подспудное ожидание трагической развязки и неожиданно благостный финал     -      сын отказывается от соперничества и уступает отцу,  играется веселая свадьба, а восьмилетний сын героини, из-за которого, собственно, она приносит себя в жертву обстоятельствам,  вызывается с филиппинских островов в новую семью   -    всё это вызывает  объяснимый скепсис у значительной части аудитории, привыкшей к тому, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», и считающей любой кинематографический хэппи-энд оторванной от реальности безвкусицей.  Не случайно  на пресс-конференции критики донимали Аспёкк  -   неужели  «филиппинка по почте» может вписаться в европейское общество и найти свое женское счастье?  Неужели  для подобных росит возможна какая-либо иная судьба, кроме посудомойки или сексуальной рабыни?

-  Поменьше смотрите телевизор и не читайте газет,   -  ответила режиссер.  -  У нас в Дании подобные свадьбы и счастливые смешанные семьи    -   вариант очень распространенный.  Да и вообще жизнь сложнее любых схем и теорий.



Получивший гран-при фестиваля фильм Ивайло Христова  «Лузеры», собственно, тоже о том, что реальность гораздо богаче наших представлений о ней.   Снятая на черно-белую пленку история о подростках в разрушенной, деградировавшей стране  («Лузер – человек, родившийся в Болгарии»,   -  заявляет главный герой, тинейджер Коко, сыгранный Ованесом Торосяном)   -  тоже своеобразный фильм-обманка:  ожидаешь увидеть либо какую-нибудь очередную чернуху а-ля «Дзифт»  Явора Гырдева, либо что-то вроде болгарской Гай-Германики, и, казалось бы, всё этому способствует:  место действия   -    пустыри и промзоны,  герои  -    уличная гопота и оторвы из неблагополучных семей,  впереди   -  серая бессмысленная жизнь-существование без  просвета и светлого пятна,  единственная отрада   -  секс-драгз-рок-н-ролл, а в итоге  перед тобой лиричное, трогательное, доброе кино о взрослении, первом чувстве, подростковой дружбе, о невостребованности и одиночестве   -   именно это подростки-старшеклассники и именуют лузерством. 

Лузер   -  ключевое понятие в самоидентификации персонажей фильма.  Родители главного героя уехали на заработки в Грецию   -  не это ли, на фоне сегодняшних событий, квинтэссенция лузерства?   Компания тинейджеров живет в пыльном городе, для которого главное событие   -   долгожданный приезд  рок-группы «Кислород».  Музыкальный бэнд лабухов с говорящим названием  (именно кислорода и не хватает затхлому городишке с удушливой атмосферой разрушения и душным разлагающимся обществом) становится той самой струей свежего воздуха для  героев фильма   -      молодых, у которых всё в этой жизни в первый раз, но которые уже ходят по краю, балансируя между подростково-девиантным поведением и откровенным криминалом.  Рокеры из «Кислорода» косят под героев кубриковского «Заводного апельсина»,  главная героиня, старшеклассница Елена, поджигает спящего   хахаля матери,  уличные хулиганы бьют девушек в подворотнях,  казалось бы    -   что может быть темней и беспросветней,  жанр продиктован сюжетом, ждешь брутальных сцен и грязного панка,  а видишь снятую с обаятельным юмором «Педагогическую поэму», выдержанную  в  лучших советских кинотрадициях балладу о первой любви, приправленную типично восточноевропейскими гэгами, навроде отсылающих напрямую к заполошному Кустурице больной альцгеймером бабки на дрезине, деревянного сортира, разваливающегося от тычка, и главного героя, безуспешно пытающегося свести счеты с лузерской жизнью на рельсах, по которым, разумеется, никогда не пойдет поезд…



Если обладатель «Золотого Георгия» Ивайло Христов выбирает черно-белую пленку специально для создания контраста между беспросветной, безысходной окружающей средой и попытками симпатичных героев из неё выбраться и найти себя,  то получившая специальный приз жюри «Серебряный Георгий» Ирина Евтеева в фантазийном кинополотне «Арвентур» прибегает к уже опробованной ей ранее технике анимированной живописи, оживших картин,  фильма на стыке анимации и художественного кино.  Популярная техника в позднесоветские 80-е  (вспомним курёхинские визуальные эксперименты)  была воскрешена  Евтеевой  в её «Маленьких трагедиях»  пятилетней давности    -     ожившие картины делаются категорически без  использования компьютера,  при помощи докомпьютерных анимационных технологий.

Арвентур  -  страна, выдуманная Александром Грином, плод мечты, фантазий, мистических сновидений. Композиционно фильм распадается на две части     -    первая картина, благодаря закадровому тексту ставшая дословной экранизацией гриновского «Фанданго»,  сталкивает реальный мир   -   холодный и голодный послереволюционный Петербург   -  с миром ирреальным, рисованным, карнавальным, фантастическим.  Вторая картина     -     живописно-кинематографическое переложение даосистской притчи о художнике и императоре,  иносказательная зарисовка о природе власти и природе творчества.  Закадровая поэзия Ван Вэя и иносказательное кружево древних трактатов служат смысловым фоном для настоящего визуального пиршества   -   буйство красок, рисовальных стилей и приемов  отсылает нас к традиции русской живописи конца 19  -  начала 20 столетия,  обильно и благодарно обращавшейся к ориентальной экзотике.   Титры «Арвентура» обещают нам Сергея Дрейдена и Леонида Мозгового, но, хотите верьте, хотите нет,  приклеившись к экрану и буквально врастая в живую картинку, не распознала ни того, ни другого.  В то же время, нельзя не согласиться с теми, кто считает полноформатное рисованно-игровое кино утомительным для глаз    -   яркий калейдоскоп притупляет внимание, создает эффект мельтешения.  Просмотреть полностью полуторачасовой фильм, снятый в подобной технике    -  всё равно что съесть в одиночку огромный торт целиком:  и вкусно, и оригинально, но  ощущение пресыщения и излишества мешает восприятию.



И «Росита» Аспёкк, и «Арвентур» Евтеевой    -    гуманистическое кино, снятое женщиной-режиссером,  и в эту линейку идеально вписывается  неторопливая, снятая как будто замедленной камерой восточная притча  «Ан»  молодой, но уже маститой  кинематографистки Наоми Кавасэ, специализирующейся на классической японской натуре и  фирменном японском минимализме.          Странноватого вида блаженная  бабушка настойчиво пытается наняться в уличную кондитерскую, где выпекают оладушки дораяки с начинкой ан из красной бобовой пасты.  Убедившись в том, что бабкин ан несравним ни с каким другим, а зарплата старушку интересует в самую последнюю очередь,  сумрачно-молчаливый  хозяин забегаловки берет бабушку на работу.  Два часа этот странный тандем выпекает булочки  (весь производственный процесс наблюдаем во всех деталях, и подробнейшая рецептура нам теперь доступна),  неспешно разговаривает ни о чем и угощает периодически заглядывающую в кондитерскую старшеклассницу с косичками, всё это на фоне цветущей, увядающей, опадающей и вновь расцветающей сакуры.  Это   -  классический японский фильм.

Но фильм бы не был японской классикой, если бы за внешне медлительным, лишенным какого-либо действия, элегическим видеорядом не прятались двойные, тройные, многослойные смыслы и намеки.  Мрачный хозяин лавки не просто так подавленно молчит, а вспоминает годы, проведенные в долговой тюрьме.  Бабушка Токуэ  (популярная японская комедийная актриса Кирин Куку, брошенная режиссером Кавасэ на совершенно непривычное амплуа и блестяще справившаяся с задачей) не просто так смущенно прячет от посетителей изуродованные, искореженные проказой руки   -   к концу фильма она, конечно, расскажет о лучших годах своей жизни, проведенных в лепрозории, покинуть который ей было разрешено только недавно, после принятия в Японии новых законов о прокаженных.  Двухчасовое созерцание оладушек с начинкой  для зрителя  выливается в размышления о суровых японских социальных реалиях, в которых еще недавно живущие в лепрозории были поражены в правах и приравнивались к обитателям зверинцев   -    главной героине было отказано в праве на материнство и сделан принудительный аборт, самовольное оставление лепрозория приравнивалось к преступлению.   Только недавно дискриминационные законы были отменены, но по факту общественная сегрегация для перенесших заболевание проказой сохраняется.   Специфика картины в том, что страшная правда описана буквально одной фразой, мельком, мимоходом,  автор не пытается отвлечь зрителя от созерцания белоснежных веток сакуры и монотонно-однообразного переворачивания оладушков на сковородке. 

«Ан» Кавасэ в этом году определили в свежепридуманную номинацию «Женский взрыв», выделение которой, с моей точки зрения,  слабо оправдано   -   ни один из перечисленных фильмов не укладывается в тесные рамки гендерного кино, а вот  отметить гуманистический характер кинотворчества,  антропоцентрический метод, когда человек выступает мерой всех вещей и центром мироздания, вполне возможно и необходимо.    

Tags:

(17 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:misha_makferson
Date:July 4th, 2015 10:10 pm (UTC)
(Link)
>неужели «филиппинка по почте» может вписаться в европейское общество и найти свое женское счастье?
Ну филиппинцы католики и в общем довольно искренние. Почему бы им и не интегрироваться в датское общество?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 4th, 2015 10:15 pm (UTC)
(Link)
так это не меня удивляло, а критиков:)
[User Picture]
From:alek_morse
Date:July 4th, 2015 10:50 pm (UTC)
(Link)
Теперь у критиков возникнет мысль проверить это дело...
(Deleted comment)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 4th, 2015 10:55 pm (UTC)
(Link)
фубля

только забанила дебила, он на Вас переключился

шизик-говноед, забаньте его нахуй, и всего делов
[User Picture]
From:levas555
Date:July 4th, 2015 10:59 pm (UTC)
(Link)
Я не знал, как его забанить именно В ЛИЧКЕ. Пожаловался в ЖЖ, чтобы он больше не писал. Но там жалуются на СПАМЕРОВ. Теперь вот сижу, волнуюсь: как бы МОЙ ЖЖ не заморозили :(
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 4th, 2015 11:01 pm (UTC)
(Link)
если юзера банишь, вроде и в личку нельзя писать
[User Picture]
From:levas555
Date:July 4th, 2015 11:06 pm (UTC)
(Link)
Если бы я раньше это знал...А то он выливает тонны...в личку, но отключил даже возможность отвечать...Пришлось сделать так, как сделал. Надеюсь, все будет нормально. А то мне свой ЖЖ жалко.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 4th, 2015 11:07 pm (UTC)
(Link)
Он ёбнутый. Завистливый никчёмный дрочер, которому только и остаётся, что по личкам бегать.
[User Picture]
From:levas555
Date:July 4th, 2015 11:10 pm (UTC)
(Link)
Я сам не понимаю "кайфа": на ветке у Мигеля его "исследовали"- так оказалось, что он куче юзеров в личку писать "не ленится". Так, действительно, может вести себя либо шизофреник, либо человек, психика которого нарушена "долгим служением Бахусу". :)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 4th, 2015 11:12 pm (UTC)
(Link)
Он трус. Трёт комменты, шухерится по личкам... Как будто это может избавить кого-ибо от соблазна приложиться к прыщавому ебалу:).
[User Picture]
From:levas555
Date:July 4th, 2015 11:15 pm (UTC)
(Link)
Ой, Вы даже себе не представляете, как велик этот соблазн!!! Он-"искуситель" :):):)
[User Picture]
From:duradulova
Date:July 4th, 2015 11:16 pm (UTC)

А-а-а-а-ааааа!

(Link)
Это вы про Сталика Х.? Это ж прямо классическое описание его действий.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 4th, 2015 11:18 pm (UTC)
(Link)
Нет, Сталик был послан в хуй ещё на заре ЖЖ:)))). В данном случае - про Да-Дзи, хотя шизоидный психотип весьма распространенный:)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 4th, 2015 11:20 pm (UTC)

Re: А-а-а-а-ааааа!

(Link)
Сталик просто хам, а этот ещё и ссыклив до невозможности. Кроме того, у Сталика фейс не прыщавый - у южан обычно кожа хорошая.
[User Picture]
From:alek_morse
Date:July 4th, 2015 11:13 pm (UTC)
(Link)
Приятный обзор. Хорошо читается.
И выразительно поданы картины. Только в отношении японского фильма не совсем понял - два часа смотрится с неослабевающим интересом? Или всё же кино - очень на любителя?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 4th, 2015 11:17 pm (UTC)
(Link)
На любителя, конечно. Я лично смотрела два часа с вниманием скорее медитативным, со слегка отключенным сознанием:))). Но если бы уснула на начальных кадрах и проснулась бы в середине, ничего бы не пропустила:).
[User Picture]
From:alek_morse
Date:July 4th, 2015 11:18 pm (UTC)
(Link)
Ну вы всё-таки были на боевом кинопосту :)
My Website Powered by LiveJournal.com