?

Log in

No account? Create an account
О Вайде и "Катыни" - Склерозник
April 15th, 2008
04:46 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
О Вайде и "Катыни"
 
Блестящая статья на ИноСМИ.Ru,  спасибо pantherclaw  за ссылку.  Привожу без сокращений.



Ярослав Петшак (Jaroslaw Pietrzak) 

Золотая рыбка по имени Вайда ("Le Monde diplomatique", Франция)

'Интеллигент в Польше - это всегда 'образованец', непокорный и неудобный для властей', - заявил в интервью журналу Film
Анджей Вайда, величайший конформист польского кинематографа, золотая рыбка, готовая выполнить кинопожелания любой власти, лишь бы всегда оставаться наверху.

В те времена, когда это приветствовалось властями, Вайда был марксистом, свято верующим в то, что мир состоит не из народов и религий, а из социальных классов ('Земля обетованная'). Когда запахло сменой системы, Вайда начал изображать из себя оппозиционера, чтобы получше устроиться после возможного 'перелома' ('Человек из железа'). После реставрации капитализма в Польше Вайда полностью перестроился и заявил, что 'Земля обетованная', ранее воспринимавшаяся как самый марксистский фильм в истории польского кино, интерпретировалась ошибочно. По сути, она представляет собой похвалу капитализму как системе, которая позволяет свободно обогащаться самым проворным и эффективно решает проблемы (например, путем расстрела рабочих, которые не позволяют обогащаться достаточно быстро). Теперь пришло время Катыни: нужно показать, что система, взрастившая Вайду, на самом деле была хуже, чем фашизм. Ведь таково пожелание нынешних властей. Для исполнения всех желаний братьев Качиньских в этом фильме не хватает только деморализованного коммуниста-педераста, насилующего в полях невинных польских мальчиков.

Если к власти в Польше когда-нибудь придут маоисты, то Вайда будет тем отличником, который первым вскочит из-за парты с воплем: 'Я, я! Я первым экранизирую Красную книжечку!', а в интервью будет подчеркивать, что 'Катынь' - это на самом деле похвала коммунизму как системе, умеющей справляться даже с самыми закоренелыми и бесполыми врагами, которые не сопротивлялись, даже когда их вели на бойню.
А 'Пан Тадеуш', несомненно, окажется закамуфлированным призывом к проведению в Польше 'культурной революции' по китайскому образцу (в нем представлены непростительные недостатки польских элит, этих распущенных и спившихся дармоедов, которых нужно, наконец, заставить работать). 

Однако, если 'Земля обетованная' - это шедевр, пускай даже Вайда числился в марксистах лишь из конъюнктурных соображений, то 'Катынь' - это патриотический китч, за который становится стыдно. Его не смог выдержать даже Первый Антикоммунист польской критики Кшиштоф Клопотовский (Krzysztof Klopotowski). Во-первых, во времена 'Земли обетованной' у Вайды еще был талант, от которого за последние два десятилетия не осталось и следа. Во-вторых, у марксизма было то преимущество, что, невзирая на пропагандистское присвоение его некоторыми государствами, он является теорией подлинно универсальной, в отличие от психически нездорового национализма и антикоммунизма, плодом которого является новейшее 'творение'.

Где-то в районе 'Перстня с орлом в короне' [1993 г. - прим. пер.] Вайде пришло в голову компенсировать интеллектуальные недостатки своих все более слабых идей цитатами из самого себя, из эпохи былой славы. То же самое повторяется в 'Катыни'. Дерево с изломанным рисунком ветвей, которое видит в момент гибели один из героев, - это явная цитата из 'Пепла и алмаза'. Вайда пытается выдавить из себя символы и метафоры, которые когда-то были его фирменным знаком, а при этом ведет себя так, словно обращается к неграмотным. Мало того, что героиня Челецкой, которая хочет поставить брату надгробную плиту с настоящей датой смерти, прозрачно отсылает нас к Антигоне, так еще, чтобы кто случайно этого не прозевал, режиссер велит героине идти в театр и продать свою золотую косу на парик актрисе, которая играет именно эту роль, и пройти мимо плаката с названием греческой трагедии.

Вайда ставит знаки равенства между захватчиками. Немцы арестуют профессоров Ягеллонского университета, а русские - офицеров, представителей элиты (именно так: немцы и русские, а, может, даже 'швабы' и 'русаки'). Мир состоит из народов, а классовые и идеологические конфликты, которые для каждого здравомыслящего человека лежат у истоков Второй мировой войны, просто не существуют. Наихудшая форма реакции, фашизм - то же самое, что коммунизм, а приход русаков - это лишь замена одного оккупанта на другого. То, что нацисты хотели ликвидировать поляков вместе с остальными славянами, а Советы - изменить социальный строй, ускользает от внимания Вайды. Если бы этот 'советский' оккупант не пришел, то нас бы тут уже не было. Вайда не видит морального различия в том, что третий рейх шел убивать 'недочеловеков', а солдаты Красной Армии (независимо от того, как поступал сам Сталин) шли с верой в то, что никого нельзя считать недочеловеком, и за эту веру, за то, чтобы уже ни к кому и никогда не относились как к недочеловекам, они принесли самую большую в годы Второй мировой войны жертву - собственными жизнями.

Вайда, по сути, разделяет элитистское презрение, которое позволило нацистам создать идеологический конструкт Untermenschen. С нескрываемым отвращением он показывает послевоенное продвижение по социальной лестнице служанки, которая вследствие ереси коммуняк забыла, где ее Богом предназначенное место: подавать к столу генеральше. Солдат Красной Армии он показывает недотепами, глядя на мир глазами интеллигентской 'элиты', воротящей нос от русского варварства.

Польские коммунисты - как один коллаборационисты, лишенные морального хребта - ведь поляки не отличались друг от друга по взглядам, отличались они только от других народов. Согласно Вайде, польских коммунистов, на самом деле, никогда и не было. Ни один из них не верит ни в устанавливаемую политическую систему, ни в теорию Маркса. Они прибиваются к захватчику потому, что не имеют духовной силы, которая характеризует здоровые католические национальные элиты, воплощенные в Стэнке, Челецкой, Осташевской, Жмиевском и архипрекрасном Малашиньском. Кроме того, красавцев среди коммунистов, естественно, нет. Чем, кроме объекта, такой образ мышления отличается от антисемитизма?

'Катынь' встраивается в большой пропагандистский проект польских правых: создания комплексного, идеологически насыщенного видения Второй Речи Посполитой как лишенного внутренних антагонизмов края национального счастья, позже - жертвы 'красных', которые ее разграбили, похоронив национал-католическую систему ценностей благородных довоенных элит. В сентябре у нас была возможность посмотреть на канале TVP спектакль телетеатра 'Первое сентября' (режиссер Кшиштоф Ланг (Krzysztof Lang), а также низкопробное кинопроизведение Михала Квечиньского (Michal Kwiecinski) - кстати, продюсера 'Катыни' - под названием 'Завтра мы пойдем в кино'. Согласно этому видению, довоенная Польша состояла, собственно говоря, из элит, живших в красивых домах и огромных квартирах, полных антиквариата. Только откуда же прислуга, которая смахивает пыль с этого антиквариата? То, что это был один из наихудших периодов в жизни страны, что тогдашние элиты составляли лишь крошечную долю общества и могли позволить себе красивые дома, благодаря крайне несправедливым отношениям собственности, и что - как когда-то сказал Куля - вся страна из-за этих элит пала жертвой жуткой эксплуатации, главным образом, иностранным капиталом, в рамках этого видения полностью вытесняется и покрывается молчанием. Внутренних этнических и религиозных конфликтов нет - так же, как и классовых. В Катыни все 'наши' - католики, перебирают четки и шепчут молитвы. Нет ни одного еврея или православного - и это в такой многокультурной стране, как тогдашняя Польша!

В фильме вообще нет драматургии, связной сюжетной конструкции, подлинных драматических конфликтов. Единственный герой - Дело, а ходульные персонажи - лишь приложения к этому Делу. Нет ни одного живого, психологически или социологически достоверного человека. Жены офицеров - воплощение национальных добродетелей. Обладая классовым, религиозным и этническим превосходством, они не замараны сексуальностью. Потеряв мужа, ни одна из них больше ни разу не влюбилась. Героиня Осташевской, даже увидев мужа и попросив его вернуться в семью, попрекает его лишь тем, что ей он давал клятву перед Богом. Ни у одной из женщин, лишенных мужей, тоска не имеет сексуального измерения - это чисто патриотическое чувство. В лагере офицеры молятся и рассуждают лишь об Отчизне. Они не бегут, даже если нет стражи.  Жмиевский только ходит, калякает в своей тетрадке и кашляет от холода. А ведь прижмись он от этого холода к другому заключенному - может, от одиночества и отчаяния они бы разговорились и эта тоска, по крайней мере, была бы разбавлена интересной сценой! Один из офицеров пускает себе пулю в лоб - терзаясь муками совести от того, что он выжил, а, особенно, от того, что коммунисты лгут о Катыни. Помилосердствуйте!

К сожалению, 'Катынь' в Польше обречена на кассовый успех. Вечером, когда люди ходят в кино по собственной воле, в залах пустые места, но утром и днем на рекордные 190 копий в кинотеатры загонят школы и армию. Однако это самый глупый из фильмов Вайды, и поэтому у него нет ни малейшего шанса дать о себе знать в мире. Решение о его выдвижении на 'Оскара' от Польши несерьезно.

Одно режиссеру удалось блестяще: это безошибочное, хотя, к сожалению, не ироничное и, скорее всего, бессознательное воспроизведение психологии польских интеллигентских 'элит' с их конъюнктурностью и презрением к другим социальным классам и народам. Вайда нарисовал мир таким, каким его видит он и люди его круга, которых по невыясненным причинам считают 'совестью нации'. Тем самым он непреднамеренно подтвердил правоту многих антиинтеллигентских пропагандистских лозунгов, которыми Сталин обосновывал уничтожение таких 'элит'. 
(c)

ППКС, как говорится.  Ещё одно подтверждение моей точки зрения о том, что не бывает абсолютного таланта    -    талант всегда конкретноисторичен.  Изменился контекст     -    изменился художник.  Сравните, что снимали наши лучшие кинематографисты раньше, и что они снимают сейчас.  Те же самые люди, чей талант, как говорится, не пропьёшь,  чьё мастерство, казалось бы,  должно расти с опытом.    
Самый коммунистический фильм послевоенной Европы    -    "Земля обетованная"  Вайды, абсолютный шедевр.   Начать с "Земли...."  и закончить "Катынью"   -   это пример не  личной деградации художника,  а проявление в высшей степени исторической трагедии, ИМХО

(26 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:ggoose
Date:April 15th, 2008 02:09 pm (UTC)
(Link)
Дцумаю, что Вайда не коньюктурщик. У него просто достаточно подвижные убеждения, как у многих больших художников. Он всегда искреннен.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 15th, 2008 02:10 pm (UTC)
(Link)
Так о том и речь:)) Человек каждый раз свято верит в то, что говорит. Так бывает:).
[User Picture]
From:ggoose
Date:April 15th, 2008 02:36 pm (UTC)
(Link)
И примеров тому несть числа...
[User Picture]
From:m_pronin
Date:April 15th, 2008 02:49 pm (UTC)
(Link)
Ну да, Вайда-марксист, кто ж ещё.
Этот Петшак, манипулируя тремя фильмами, старательно делает вид, что ничего больше у Вайды нет, и последние лет двадцать пять тот перепевает сам себя. С тем же успехом можно обвинять Абуладзе, что тот название "Покаяния" спёр у Вайды. Или что Тарковский во всех своих работах перепевал сам себя.
Конъюнктурщик, между прочим, в 76 г. снял "Человека из мрамора" - совсем, надо сказать, неконъюнктурный фильм. Да, по качеству так себе (как и абуладзевское "Покаяние"), но по резонансу вполне сравнимый с тем, что выше в скобках.
Был на встрече с ним в начале 80-х, когда у нас начали крутить "Барышень с Вилька" и когда в Польше всё еще не занялось - вот уж не конъюнктурщик.
Собственно, и "Землю обетованную" марксистским шедевром никак бы не назвал.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 15th, 2008 03:02 pm (UTC)
(Link)
Вайда - марксист когда на дворе марксизм:), причем марксист абсолютно искренний.
Вайда - антимарксист когда на дворе что-то иное, абсолютно так же искренне. О том и статья:). Просто автор упрекает его в сознательной конъюнктурности, а Вайда - конъюнктурщик бессознательный, причем талантливый. А один и тот же талант в одних исторических, эстетических условиях цветёт, а в других - гибнет. Иначе как объяснить, что тонкий, пронзительный Михалков 70-х и мерзкий пошляк 2000-х - одно и то же лицо?..
А "Земля обетованная" - самый марксистский из всех марксистских шедевров, однозначно.
[User Picture]
From:m_pronin
Date:April 15th, 2008 03:18 pm (UTC)
(Link)
Михалков - пронзительный??? Ха-ха. И ещё раз ха-ха.
Вайда - не конъюнктурщик, ни сознательный, ни бессознательный. Продолжаю настаивать. Помимо прочего, ему ничего никому доказывать сегодня не надо. Да и лет тридцать уже как не надо.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 15th, 2008 03:26 pm (UTC)

я тоже продолжаю настаивать

(Link)
зафиксировали разногласия, типа:)
[User Picture]
From:m_pronin
Date:April 15th, 2008 03:29 pm (UTC)

Re: я тоже продолжаю настаивать

(Link)
А я люблю фиксировать разногласия с хорошенькими женщинами. В последнее время только тем и занимаюсь, чёрт!
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 15th, 2008 03:31 pm (UTC)

Re: я тоже продолжаю настаивать

(Link)
а чё, некислая, видать, работенка, и неплохо оплачиваемая, ага?;)
[User Picture]
From:red_revan
Date:April 16th, 2008 05:43 am (UTC)
(Link)
такие люди асегда стараются быть в ногу со временем и с эпохой... иначе обречены... поэтрму он вполне может искренне верить в то о чем говорит.
[User Picture]
From:ggoose
Date:April 16th, 2008 06:22 am (UTC)
(Link)
Думаю, слово "стараются" здесь не точно. коньюктура получается.
[User Picture]
From:red_revan
Date:April 16th, 2008 07:22 am (UTC)
(Link)
не знаю... ну или у них полкчается так... я не определилась еще для себя - сознательно или нет...
[User Picture]
From:kommari
Date:April 15th, 2008 02:23 pm (UTC)
(Link)
какая хорошая статья
а автор чех?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 15th, 2008 02:45 pm (UTC)
(Link)
зачем чех?:)
пшек:)
[User Picture]
From:m_pronin
Date:April 15th, 2008 02:50 pm (UTC)
(Link)
За пшека ответишь, масквачка;))
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 15th, 2008 03:13 pm (UTC)
(Link)
Prosze pana!!! Шо за полонофильство???
[User Picture]
From:m_pronin
Date:April 15th, 2008 03:24 pm (UTC)
(Link)
Так я ж полонист по диплому и дисеру.
Как тебе название 2 главы: "Общее и особенное в развитии социально-политической ситуации в ВНР в 1956, ЧССР в 1968 и ПНР в 1980-81 гг"? Один толварищ на кафедре так и заявил - "тов. Егоров вознамерился создать теорию кризисов социализма"
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 15th, 2008 03:25 pm (UTC)
(Link)
и как? Создал теорию?;)
[User Picture]
From:m_pronin
Date:April 15th, 2008 03:27 pm (UTC)
(Link)
А то!
Хлебом не корми - дай теорию создать. Больше не буду - создашь так теорию, а она возьми - и того.
[User Picture]
From:ad_rem100
Date:April 15th, 2008 08:40 pm (UTC)

Польша - мизерная страна с необоснованным гонором

(Link)
Уже польска вся сгниела. Все их дрязги - мелки и непонятны, как и их политика и русофобия. Это претензия на величие и стремление к дешевой "славе". Зацикленные, зомбированные людишки, переполненные штампами и чванством. Что о них говорить.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 15th, 2008 08:57 pm (UTC)

Re: Польша - мизерная страна с необоснованным гонором

(Link)
Ничего себе мизерная страна!!!:)) Почти 40 млн. населения, да и по территории пол-Восточной Европы...:)
[User Picture]
From:domety
Date:April 15th, 2008 09:42 pm (UTC)

Re: Польша - мизерная страна с необоснованным гонором

(Link)
Ага, пол-Германии включила :)

А я всё Есенина вспоминаю. Он бы брякнул что-нибудь вроде:
"Ну что можно сказать об этом царстве шовинистического мещанства, которое граничит с идиотизмом?"
[User Picture]
From:d_i_k_o_b_r_a_z
Date:April 15th, 2008 08:43 pm (UTC)
(Link)
Хорошая статья.
От себя добавлю, что Вайда - явный пример "исписавшегося" (писателя) и "переснимавшего" (режиссёра). алан не безграничен и в его лице видно, как он (талант) тоньшал.
Уже между "Человеком из мрамора" и "Человеком из железа" лежит пропасть. А уж между "Землёй обетованной" и "Катынью"...
И правомерное сравнение в комментах с Михалковым: "как хорошо начиналось..." (с) и к чему пришло.
[User Picture]
From:domety
Date:April 15th, 2008 09:44 pm (UTC)
(Link)
Критик Антон Долин (кажись, ни капли не националист и уж, тем более, не коммунист) сразу после премьеры писал, что "Катынь" могла бы стать лучшим фильмом Вайды и Пендерецкого, но они так увлеклись ломовой идеологией, что сделали его едва ли не худшим.
[User Picture]
From:haspar_arnery
Date:April 16th, 2008 04:04 am (UTC)
(Link)
Закинул текст либеральной публике. Публика возмутилась. Как осмелились поднять руку на святое! :-)))
[User Picture]
From:haspar_arnery
Date:April 16th, 2008 06:35 am (UTC)
(Link)
Не коньюктурщик он конечно. Как и вся вост. европейская элита он всегда свято верил в капитализм и проклинал совок, отнявший у него виллы, мерседесы и отпуск в Ницце.
My Website Powered by LiveJournal.com