?

Log in

No account? Create an account
20 лет позора - мадьярский взгляд - Склерозник
December 9th, 2009
09:44 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
20 лет позора - мадьярский взгляд
Позавчерашний день выдался у меня венгерским - целый день звучал мой любимый венгерский язык…

В культурном центре Венгерского посольства прошел круглый стол «1989 год - что стало с Восточной Европой?», приуроченный к 20-летию смены восточноевропейских режимов, в рамках которого презентовали юбилейный выпуск журнала «Eszmelet» («Раздумья»). Для меня, привыкшей к революционным мероприятиям в латиноамериканских посольствах, было приятным сюрпризом, что в представительстве одной из самых гнилых стран постсоциалистического пространства просто-таки окопалась антилиберальная фронда - директор Венгерского культурного центра Иштван Надь, старичок-лесовичок в кустистой бороде, щедро полил коричневой пахнущей субстанцией либеральное правительство родной страны и твердо сказал: «Мы в оппозиции». Это и было лейтмотивом обсуждения, после которого посол Венгрии в РФ Дьёрдь Гиллиан открыл выставку «Социалистический лагерь. Эпилог - 1989 год в Центральной и Восточной Европе в архивных документах».

«Eszmelet» - левый, марксистский журнал, близкий ему российский аналог - «Альтернативы» Александра Бузгалина, редакции обоих журналов сотрудничают и близко дружат больше 15 лет. Вдохновители и редакторы журнала - пассионарные мадьяры-историки, профессора Будапештского университета Тамаш Краус и Дьёзё Лугоши целовали Бузгалина, критиковали Хабермаса за статьи в New Left Review и крыли на чем свет стоит собственное правительство и постсоциалистическое болото буржуазной Венгрии. Главный же редактор «Раздумий», Ласло Андор, недавно стал комиссаром Евросоюза от Венгрии (Тамаш Краус аттестовал Андора как марксиста и коммуниста, хотя нельзя не отметить, что еврокомиссаром Андор стал от Венгерской социалистической партии, входящей в правящую коалицию;). Краус, Бузгалин и Лугоши говорили о падении европейского социализма как об обрушении великого проекта освобождения человечества. Мадьярские товарищи горевали о разрушении первоосновы венгерской экономики - сельскохозяйственных кооперативов. Голодающие дети - типичная картинка для новой провинциальной Венгрии. Бузгалин цитировал свою беседу двадцатилетней давности с Лешеком Бальцеровичем, когда польский вице-премьер весьма откровенно сказал: «Если бы мы честно рассказали о сути предполагаемого реформирования, кто бы пошел за нами?»

С российской стороны, к моему вящему удивлению, вступительное слово произносил директор Института славяноведения РАН Константин Никифоров (интересно, какое отношение венгры имеют к славистике, и почему было не позвать какого-нибудь руководителя центра финно-угорских исследований?) - личность крайне неприятная. Ни в коем случае не желая потрафлять популярным сегодня погромным настроениям в отношении гуманитарных академических институтов, ЕВПОЧЯ, должна сказать, что гуманитарным наукам с руководством академических институтов особенно «повезло» - что Институту этнологии и антропологии, вотчине Тишкова, что Институту славяноведения… Никифоров взирал на венгерских и российских левых профессоров брезгливым взглядом энтомолога и поздравил с юбилеем так, что лучше бы не поздравлял вообще: сначала прицепился к подзаголовку журнала «Восточная Европа глазами венгров» (мол, не у всех венгров такое видение ситуации), потом долго изрекал пошлые банальности о том, что вопреки убеждениям собравшихся, с человеческим лицом бывает не только социализм, но и капитализм тоже, и что искомые альтернативы могут быть и в рамках капиталистического развития. Члены редакции «Eszmelet» взирали на Никифорова примерно так же, как обычно смотрят, например, на Грызлова - типа, надо вежливо слушать и громко не ржать, потому как статусная личность выступляет:)).
Конфуз от поздравления Никифорова удалось сгладить благодаря блестящим докладам Виктора Арсланова, Александра Тарасова, Андрея Колганова и других.

Перед открытием выставки от её устроителей выступал замдиректора Российского государственного архива новейшей истории. Он пожаловался на рассредоточенность материалов по разным государственным архивам и большие затруднения в деле рассекречивания документов. Огромное количество материалов остались в так называемом Архиве Президента РФ - «надеемся, что лет через 10 откроются», - невесело подытожил архивист. Посол Венгрии, разумеется, выступал совсем в ином духе, нежели издатели «Раздумий» - мол, не всё получилось так, как хотелось, но альтернативы демократии нет. Народ сдержанно выслушал и разбрелся по стендам.

Экспозиция небольшая, но прелюбопытнейшая - весьма рекомендую посмотреть, больше часа это не займет. В её основе - архивные документы ЦК КПСС и аппарата ЦК КПСС, в том числе секретные и совсекретные, докладные органов безопасности СССР и стран народной демократии, МИДа и других ведомств, официальная пресса (в основном статьи из «Правды»), тассовки, письма лидеров государств, фотоматериалы.

Выставка получилась на редкость спокойной - история кризиса компартий, бархатных и не очень бархатных революций подается без надрыва, можно сказать, революция в письмах (а ещё точнее - контрреволюция в письмах). Впечатление создаётся идиотическое до трагизма - под мудрым руководством горбачёвско-яковлевской камарильи всё летит в тартарары, гниёт и плесневеет, земля уходит из-под ног, всё рушится, распухают готовые вот-вот прорваться гнойники социальных катаклизмов, а в документах - либо лакировка и безразличие, либо добросовестное созерцательное бессилие, либо, как во многих документах, связанных с деятельностью Яковлева и присных - подлость, предательство и измена…

Апофеозом горбачевского падения выглядит лицемерное, трусливое, иезуитски циничное «Заявление советского правительства по поводу событий в Румынии» - румынский народ сбросил наконец оковы тоталитаризма, прогрессивно мыслящие патриоты из Фронта национального спасения возглавили процесс национального возрождения и тому подобный треск. Особенно чудовищно это звучит, если знаешь, что реально стоит за этим панегириком…

Удивительно, но даже с учетом драматизма запечатленных событий и той весьма неоднозначной роли, которую сыграло горбачевское руководство в мчавшейся прямиком в черную дыру Восточной Европе, выставка выглядит крайне доброжелательной по отношению к Советскому Союзу - ни грамма той, ставшей уже привычной оголтелости, которую мы привыкли наблюдать со стороны наших восточноевропейских и прибалтийских соседей. Интонации - в диапазоне от почтительности до сдержанного сожаления…
На выставке представлены события 1989 года в ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии. Почему-то полностью проигнорирована СФРЮ - видимо, кровавая дезинтеграция и война - это материал для совершенно отдельной экспозиции, не помещающийся в данный формат…
Забавно обнаруживать в бумагах и фотографиях знакомые лица и фамилии… Читая о секретных переговорах в ЦК КПСС лидера ВСРП Дьюлы Тюрмера, вспоминаешь свои беседы с ним в Москве в конце 90-х - тов. Тюрмер уже не в обойме первых лиц государства, а лидер небольшой оппозиционной левой партии, не представленной в парламенте - и его симпатичного лохматого увальня-сына, моего ровесника Дьюлу-младшего, с которым мы рассекали по Будапешту, ели мороженое и плавали на лодочке на остров Маргит… В кулуарах выставки я прижала к стенке косматого лешего - директора культурного центра Иштвана Надя, и мы взахлеб вспоминали его замечательного визави - директора российского культурного центра в Будапеште Глеба Борисовича Вышинского, блестящего ученого, дипломата, коммуниста, сына дворян-белоэмигрантов, в буквальном смысле открывшего мне Венгрию…

Не менее забавно находить в секретных и совсекретных документах знакомые фамилии в весьма неожиданных обстоятельствах:)). Например, читая грифованные служебные записки и протоколы секретных переговоров скромного журналиста Владимира Кулистикова с высшими партийными и государственными деятелями социалистических стран, понимаешь, что речь идет не просто о рядовом замглавреда журнала «Новое время»;)…
Выставку можно посмотреть в Венгерском культурном центре по адресу м. Арбатская, ул.Поварская, д. 21

(33 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:litvinov_studio
Date:December 9th, 2009 06:44 pm (UTC)
(Link)
Забыли, Дарья, ещё группу Омега упомянуть для полного кайфа.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 07:04 pm (UTC)
(Link)
Ну, это всё-таки более ранняя песня - они же к 89-му уже в основном закончили выступать...


[User Picture]
From:artemdragunov
Date:December 9th, 2009 07:41 pm (UTC)
(Link)
Даш - не поверите. Пел эту песню на венгерском текст знал наизусть, как впрочем почти все хиты Омеги и Пирамиша. Сегондя не вспомню ни единого слова, а диски всё ещё храню, особенно первый мой собственный купленный фирменный диск - ОМЕГА 5
[User Picture]
From:comrade_dimge
Date:December 10th, 2009 07:42 am (UTC)
(Link)
Омега - the best!
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 07:06 pm (UTC)
(Link)
О, вот клёвый клип - тут они со Скорпами:

[User Picture]
From:iwia
Date:December 9th, 2009 06:55 pm (UTC)
(Link)
Эх...
Хоть последние события, связанные с ВКРП, внушают надежду - наконец-то хоть одна из партий нашла мужество порвать с гнилым болотом под названием ПЕЛ
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 07:15 pm (UTC)
(Link)
Ага, а толку-то?... На фоне скачкообразного успеха немецких левых, венгерские братья, в розовых снах видящие преодоление избирательного барьера, выглядят весьма бледно:((....
[User Picture]
From:iwia
Date:December 9th, 2009 09:26 pm (UTC)
(Link)
Поживем - увидим. Но уж по крайней мере что-то положительное после перерождения ПвдА-ПТБ.
[User Picture]
From:zheniavasilievv
Date:December 9th, 2009 07:22 pm (UTC)
(Link)
Расскажите, Даша, о 1957 годе и скажите отчего голодные мадьярские крестьяне до сих пор поднияли восстания против кровавой буржуазной клики в Будапеште.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 07:31 pm (UTC)

учим матчасть

(Link)
может, всё-таки, о 56-м?
[User Picture]
From:artemdragunov
Date:December 9th, 2009 07:42 pm (UTC)

Re: учим матчасть

(Link)
Да и не такие они голодные были, к тому же в основном студенты....
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 07:48 pm (UTC)

Re: учим матчасть

(Link)
Студенты - это на 12 лет позже:) и это были детские бирюльки... А в 1956-м в Будапеште люди на фонарных столбах вниз головой висели:((...
[User Picture]
From:runixonline
Date:December 9th, 2009 08:00 pm (UTC)

вниз головой висели:((...

(Link)
Финно - угорские народы (к коим относится ОЧЕНЬ большая часть русского народа - это я как русский вепсотатарин говорю ;) ) всегда отличались гуманизмом и человеколюбием..

Остальное человечество обычно спасала лишь столь же огромная финно - угорская лень.. Но время от времени находятся особо упорные общечеловеки, таки ухитряющиеся достать до такой степени ,чтоб финнослвянский угр зашевелился :))))))
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 08:10 pm (UTC)

Re: вниз головой висели:((...

(Link)
Боюсь, не смогу разделить твоего финно-угорского розового апологетического умиления... Вспомни, что этот мирный финно-угорский народ делал, например, с сербами при хортистах и салашистах...
[User Picture]
From:runixonline
Date:December 9th, 2009 08:43 pm (UTC)

Re: вниз головой висели:((...

(Link)
Ты НЕ поняла - финноугрорусские столь человеклюбивиы, что бабки на границе новгородской и тверской областей ( где в 41 стояла финская дивизия) до сих пор с редкой теплотой вспоминают там же стоявших ССовцев - они местное население от финского человеколюбия защищали.. .

Я и в собственном человеколюбии я не сомневаюсь .. при удачном раскладе моего гуманизма на приличное кладбище хватит :)


[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 08:47 pm (UTC)

Re: вниз головой висели:((...

(Link)
теперь врубилась:). Боюсь тебя, боевой татарский угр!!!!
[User Picture]
From:runixonline
Date:December 9th, 2009 08:51 pm (UTC)

Re: вниз головой висели:((...

(Link)
И русский тоже ;)
- так что начальник славянских учОных на мадьярской тусовке вполне уметсен :)

ПС кстати по ракетному сабжу - ничо не выплыло?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 08:56 pm (UTC)

Re: вниз головой висели:((...

(Link)
завтра вечером сказали звонить
[User Picture]
From:runixonline
Date:December 9th, 2009 08:59 pm (UTC)

Re: вниз головой висели:((...

(Link)
ок:)
[User Picture]
From:zheniavasilievv
Date:December 9th, 2009 09:32 pm (UTC)

Re: вниз головой висели:((...

(Link)
Несмотря на то, что по языку венгры финно-угры, по генетическому происхождению они имеют мало общего с остальными финно-уграми, кои предтсавлены больше всего гаплогруппой N, у венгров же преобладает "славянская" гаплогруппа R1a как и у чехов, словаков, поляков, словенцев, украинцев, белорусов и русских.

А так действительно финно-угорские народцы в том числе и финны отличются противоречивыми качествами: высокой преступностью (как это ни странно), высоким уровнем самоубийств, убийств, спортивностью, ленью, анархизом.

Характерно, что финно-угры самостоятельно не организовывались в государства очень долго.

А русские - на 25% финно-угры.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 09:48 pm (UTC)

Re: вниз головой висели:((...

(Link)
непонятно только, как спортивность с ленью сочетается:)
[User Picture]
From:haspar_arnery
Date:December 12th, 2009 11:35 am (UTC)
(Link)
Вообще то в 1956 как раз крестьяне даже не шелохнулись...
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 12th, 2009 02:45 pm (UTC)
(Link)
+1
мятеж был чисто городским
[User Picture]
From:suguboff
Date:December 9th, 2009 08:09 pm (UTC)
(Link)
Хотел бы уточнить. Они сожалеют о разрыве с нами или нет?
Иштван Надь старичок лесовичок - родственник Имре Надю?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 08:16 pm (UTC)
(Link)
Нет, конечно, не родственник:)) Надь в Венгрии фамилия пораспространенней, чем у нас Петров - "Nagy" по-венгерски "большой"

А о разрыве жалеют это не то слово... Не все, разумеется - кроме пронемецкого правящего класса, некоторой националистической прослойки и реакционных лавочников
[User Picture]
From:suguboff
Date:December 9th, 2009 08:39 pm (UTC)
(Link)
Мне всё понятно! Я сам был защитником наших интересов в 1971-1973! Вся политподготовка того времени - события 1956, 1968. Служил в ГСВГ. Видел как восточные немцы не любят западных!
Но почему лавочники нас ненавидят?
From:dnighter
Date:December 9th, 2009 08:40 pm (UTC)

Харизматичный Краус о перестройке

(Link)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 9th, 2009 08:44 pm (UTC)

Re: Харизматичный Краус о перестройке

(Link)
кажется, эта статья как раз в юбилейном сборнике Эсмелета
From:dnighter
Date:December 9th, 2009 09:55 pm (UTC)

Re: Харизматичный Краус о перестройке

(Link)
Точно, только переводы вроде разные и набор ссылок различается.
[User Picture]
From:zamost
Date:December 9th, 2009 10:37 pm (UTC)
(Link)
А останки Кадара так и не нашли?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 12th, 2009 03:18 pm (UTC)
(Link)
может и нашли бы, если бы искали:(
[User Picture]
From:litvinov_studio
Date:December 13th, 2009 04:43 pm (UTC)
(Link)
А кому он нужен то?
[User Picture]
From:zamost
Date:December 13th, 2009 04:49 pm (UTC)
(Link)
Ну, украли же несколько лет назад. Значит, кому-то нужен.
My Website Powered by LiveJournal.com