?

Log in

No account? Create an account
"Китай и Индия: борьба за доминирование" - наша новая статья на Русском обозревателе - Склерозник
December 15th, 2009
11:51 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
"Китай и Индия: борьба за доминирование" - наша новая статья на Русском обозревателе



Саид Гафуров
Дарья Митина

Китай и Индия: борьба за доминирование

В последнее время в определенном сегменте индийской политической прессы началась массированная антикитайская кампания. Некоторые индийские газеты и частные телевизионные каналы предупреждают об опасности китайского вооруженного нападения на Индию в течение следующего десятилетия. Формальным поводом начала этой пропагандистской кампании стала якобы имевшая место гибель двух сотрудников индийской Тибетской пограничной полиции во время перестрелки на Линии контроля, установленной после вооруженного конфликта между Индией и Китаем в 1962 году. В индийской блогосфере, заинтересованной в индийско-китайской проблематике, обсуждается текст китайского блоггера о хрупкости Индии как государства, о том, что она является колоссом на глиняных ногах. Кроме того, Индия встревожена строительством стратегического китайско-пакистанского шоссе в пакистанской части Кашмира.

Правительства обеих стран, напротив, призывают к улучшению отношений. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх был вынужден выступить с заявлением, что никаких инцидентов на Линии контроля не было, а отношения с Китаем остаются «хорошими». Его выступление было публично поддержано командующим сухопутными войсками Индии Дипаком Капуром и министром внутренних дел П.Чидамбарамом.

Государственные СМИ КНР, несмотря на волну антикитайских статей в Индии, до самого недавнего времени тщательно избегали какой-либо антииндийской риторики. В центре внимания китайского правительства, начиная с конца 1990-х годов, находится укрепление экономических и культурных связей с Индией, чьим крупнейшим торговым партнером стал Китай. Пожалуй, единственным вопросом, вызвавшим волну критики Индии в китайских медиа, было предоставление базы для «раскольнической» деятельности Далай-ламы и антикитайских протестов тибетских активистов в преддверии Олимпийских игр в Пекине. После серьезных беспорядков в Лхасе в начале года, китайское общественное мнение, согласно сообщениям западных СМИ, было критически настроено в отношении Далай-ламы и государств, его поддерживающих.

Однако во время визита премьер-министра Пакистана Юсуфа Реза Гилани в Пекин Женьминь Жибао опубликовала передовицу, в которой отметила, что у индийской политики «гегемонистский менталитет», что она строится на принципе «дружбы с дальними и атакой на соседей», указав, что, «если Индия действительно хочет стать сверхдержавой, такая политика является недальновидной и незрелой».

Важно понимать, что как индийская, так и китайская внешняя политика является результирующей от усилий множества самых разнообразных сил, имеющих часто противоположные интересы. И эта подковерная внутренняя борьба за влияние на внешнюю политику бывает очень жесткой. Она должна быть предметом анализа для лучшего понимания того, что происходит, и того, что может произойти.


Китай и Индия - крупнейшие импортеры нефти и нефтепродуктов, их нефтяные компании обречены на конкуренцию за поставки углеводородов, хотя именно в этой области постоянно идет процесс взаимных консультаций и переговоров. С другой стороны, Китай в большом масштабе закупает индийские руды, глинозём и иные материалы. Индийские и китайские производственные компании бьются за рынки азиатских стран и за инвестиции из стран развитых.

С военной точки зрения, вооруженные силы КНР очевидно сильнее индийских, но китайская дипломатия по-прежнему сосредоточена на обеспечении «мирного подъема страны», создании не только экономической, но и политической, и даже социальной сверхдержавы в ближайшие два десятилетия. Это требует способности к вооруженной защите своих интересов.

Масштабные инвестиции Китая в горнодобывающие отрасли Африки и Латинской Америки требуют для своей защиты создания сильного военно-морского флота, который, по оценкам американских политологов, в следующем десятилетии может стать крупнейшим в мире. Причем естественным театром этого флота должен стать Индийский океан.

Со своей стороны, Индия видит в попытках Китая расширить свое влияние в Аденском заливе вторжение в свою традиционную сферу влияния. Еще более это стало заметным в жесточайшей конкуренции, не только политической, но и экономической, в Непале, где в период короткого правления маоистов резко выросло влияние Народного Китая за счет сокращения влияния Индии. Непал посетил ряд китайских делегаций на высоком уровне, КНР предлагала щедрую финансово-экономическую помощь и программы развития маоистским руководителям гималайского государства.

На самом деле идея о геостратегическом окружении Индии Китаем была выдвинута правыми геополитиками в США. Именно они привлекли внимание индийских политологов к китайскому участию в реконструкции морских портов в Мьянме, Пакистане, Бангладеш и Шри-Ланке, назвав его «жемчужным ожерельем, удушающим Индию». Одновременно в определенных индийских СМИ начал активно обсуждаться и тибетский вопрос, который является одним из основных раздражающих факторов в двусторонних отношениях.

Представляется, что за этой антикитайской кампанией в Индии стоят как крайне правые политики из Раштрия Сваямсевак Сангх и ее политического крыла - Бхаратия Джаната парти, так и военный истеблишмент, желающий увеличить расходы на оборону под предлогом обеспечения безопасности страны от КНР. Важно помнить, что определяющей частью постиндустриального сектора индийской экономики является большое количество ИТ-компаний, занимающихся аутосорсингом для американских ТНК. Они зависят от США и вольно или невольно привносят американские взгляды в индийскую политическую жизнь. Этот сектор довольно чувствителен к политическим отношениям.

В части индийского внешнеполитического и оборонного истеблишмента, наиболее тесно связанной с США, активно муссируются антикитайские настроения. Может создасться впечатление, что экономическое и политическое сближение администрации президента Обамы с КНР вызывает своего рода зависть у прозападных индийских политиков. Они считают, что Индия в состоянии играть роль балансира в соперничестве между Китаем и США.

Ряд неудач в испытании индийских средств доставки ядерного оружия вызвал цикл публикаций о необходимости развития надежных средств ядерного сдерживания в отношении Китая, а следовательно, и обеспечении его финансирования.

Феноменальный рост китайской экономики дал народному Китаю возможность модернизировать свои вооруженные силы. Особую озабоченность Индии вызвал рост китайских ВМС и ВВС. Руководство индийских ВВС уже заявило, что «ВВС Индии являются неадекватными ситуации и составляют только одну треть военно-воздушных сил Китая», потребовав резкого увеличения авиационного парка в течение трех ближайших лет, не считая строительства новых аэродромов в районе Линии контроля.


Одновременно и в США есть антикитайские силы, пытающиеся подготовить основу для втягивания Индии в антикитайский альянс из США, Японии, Тайваня и Австралии. Так, Индия демонстративно отказалась принять делегацию КНР в члены Морского симпозиума Индийского океана (под смешным предлогом того, что Китай не выходит в Индийский океан), а ВМС участвовали в совместных американо-индийско-австралийско-японских маневрах в Бенгальском заливе.

Одним из принципов внешней политики КНР является не оставлять никакую обиду незамеченной. Китай возражал против представления кредита Азиатским банком развития на проект финансирования развития водных ресурсов в штате Аруначал-Прадеш, так как этот штат представляет собой «спорные территории». Одновременно КНР перестала выдавать визы жителям Кашмира, на который претендует Пакистан.

Тем не менее, руководству обеих региональных сверхдержав удалось договориться. Индийское правительство дало понять, что двусторонние отношения будут только укрепляться, при этом особое внимание будет уделяться экономическим связям, а китайским компаниям может быть разрешено принять участие в торгах на реализацию государственных проектов в "чувствительных" секторах, что фактически является официальным подтверждением их желательности и лояльности.

Индийское правительство поощряет национальные компании участвовать в совместных предприятий с китайскими предприятиями в ключевых секторах, таких как нефтегазодобыча. Например, Индия, Китай и Малайзия будут совместно разрабатывать крупнейшее нефтяное месторождение в Судане.

2009 год это не 1962 – год индийско-китайского вооруженного конфликта, произошедшего одновременно с кубинским ракетным кризисом, когда США и СССР были слишком заняты друг другом, чтобы обращать внимание на Юго-Восточную Азию. Сейчас КНР – это не изолированная экономика, а одна из крупнейших торговых стран мира. Индустриализация и в Китае, и в Индии требуют свободного транзита энергоносителей через Индийский океан и Малаккский пролив. Не исключено, что Китай, а затем и Индия превзойдут США по абсолютному размеру ВВП в ближайшие несколько десятилетий. Обе страны хотят стать доминирующей силой в Южной Азии в ближайшем будущем. Обе стороны пытаются использовать тонкие, но сложные элементы принуждения в отношении друг друга. Это нормальная дипломатическая практика.

КНР, конечно, в долгосрочном смысле заинтересована в предотвращении более тесного партнерства между Индией и США, наверняка в народном Китае строят планы по окончательному урегулированию тибетского вопроса после кончины нынешнего Далай-ламы. Он хоть и воплощение бога, но все равно, скорее всего, смертен.

Китай - крупнейший торговый партнер Индии, а Индия в списке партнеров КНР занимает важную десятую позицию. Глобальный финансовый кризис серьезно повлиял на реальную экономику обеих стран и вызвал спад в промышленном производстве и экспорте. Но важным остается то, что рынки Китая и Индии в совокупности превосходят любые другие. Кроме того, внутренний спрос на этих рынках не сокращается, как в развитых странах, а продолжает расти и не только потому, что население этих двух стран составляет 40% мирового, но и за счет вовлечения все новых и новых слоев населения в товарную экономику.

Для России же важным остается то, что в международных делах обе стороны поддерживают эффективное сотрудничество и координацию в рамках китайско-индийско-российского трехстороннего механизма.

http://www.rus-obr.ru/discuss/5032



(24 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:den_shi
Date:December 15th, 2009 11:18 am (UTC)
(Link)
фигасе...
вы в русоборзеватель пишете
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 15th, 2009 12:03 pm (UTC)
(Link)
фигасе ты не в курсе:))))
мы там постоянные и любимые авторы:))
http://www.rus-obr.ru/users/sgafurov-i-dmitina
http://www.rus-obr.ru/users/darya-mitina
http://www.rus-obr.ru/users/said-gafurov
[User Picture]
From:a_redut
Date:December 15th, 2009 05:53 pm (UTC)
(Link)
Как Китай раздавит Россию http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/aleksandr_khramchikhin_kak_kitaj_razdavit_rossiju/38-1-0-2069 - по теме.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 15th, 2009 09:42 pm (UTC)

Вы мудаков коллекционируете, что ли?:)

(Link)
[User Picture]
From:a_redut
Date:December 16th, 2009 12:15 am (UTC)
(Link)
Не понял, что Вы подразумеваете под термином "мудаки". Но, понял, что ссылку эту кинул напрасно. http://kolobok1973.livejournal.com/469153.html - тут прочитал Ваши слова - "надо отдать должное, многое из того, что он говорил, абсолютная правда, и об экологическом ущербе говорил тоже. Он прав в констатирующей части, и совсем неправ в резолютивной". Посему заключаю, что у Вас к Храмчихину что-то своё, личное. Возможно я и дилетант, впервые прочитавший Храмчихина, но о китайскую угрозу мифом назвать никак не могу. Интересно, выезжали Вы когда по другую сторону Уральских гор? Читая многих московских аналитиков, складывается противоположное мнение. Впрочем, в споре не вижу смысла. Вы человек образованный, а мы так, тёмные сибирские валенки :) Всего хорошего!
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 16th, 2009 04:38 am (UTC)
(Link)
что у меня может быть личное к человеку, с которым я незнакома?
Знаете, если человек пишет, как идиот, думает, как идиот, делает идиотские выводы и умозаключения, то скорее всего, он идиот и есть...
Всего хорошего, читайте Храмчихина и дальше, только воздержитесь рекомендовать серьезным людям - смеяться будут...
[User Picture]
From:ammosov
Date:December 15th, 2009 11:54 pm (UTC)
(Link)
Занудно, как и все на Русобосре, впрочем.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 16th, 2009 04:40 am (UTC)
(Link)
а при чем тут Русобоср-то? Мы много куда пишем, сказал бы сразу "Занудно, как и все, что вы пишете", чего стесняться-то:)))
[User Picture]
From:ammosov
Date:December 16th, 2009 05:55 am (UTC)
(Link)
Нет, я именно то и хотел сказать, что занудство - это фирменный стиль Русобосра. А тема интересная и мысли ваши интересные, только по фрме скучно и занудно. Где композиция, где конфликт, где драма?
[User Picture]
From:futurusova
Date:December 16th, 2009 10:23 am (UTC)

"русский с китайцем-дружба навек!"

(Link)
да...Китай вообще мог бы решить проблему своего доминирования в мире 1-м махом-корректировкой демографической политики: например, разрешив 2-го ребенка в семье. Даже Индия бы не угналась:), про Россию уж молчу:)Кроме того, китайский менталитет в данных эк.условиях позволяет китайцам работать эффективнее индусов, о российских гражданах, тоже умалчиваю:)
а стилистика статьи не предусматривает удальства в виде выражений...;)да?:)
не смогла придти на конференцию:):1. не ожидала, что позовут:)))2.поздно прочитала леттер
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 16th, 2009 10:32 am (UTC)

Re: "русский с китайцем-дружба навек!"

(Link)
Какую конференцию? Что сказать-то хотели, если коротко?:)
[User Picture]
From:futurusova
Date:December 16th, 2009 11:15 am (UTC)

Re: "русский с китайцем-дружба навек!"

(Link)
да коротко не умею)сказала, что хотела)уж как получилось)да и ладно..
конференция "29 ноября (воскресенье) – II Конференция Московского Совета
Москвичи создают альтернативу нелегитимной Мосгордуме"-проехали!

[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 16th, 2009 11:37 am (UTC)

Re: "русский с китайцем-дружба навек!"

(Link)
господи, а я-то перебираю в голове индологические и китаистские...:)
[User Picture]
From:kamarado_anton
Date:December 16th, 2009 11:29 am (UTC)

ничего не понял

(Link)
так какой язык учить?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 16th, 2009 11:31 am (UTC)

Re: ничего не понял

(Link)
тот, который проще и быстрее выучить:)
учите английский;)
[User Picture]
From:kamarado_anton
Date:December 16th, 2009 11:37 am (UTC)

Re: ничего не понял

(Link)
бесперспективно и буржуазно. склоняюсь к языку на котором говорил товарищ Мао
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 16th, 2009 11:38 am (UTC)

Re: ничего не понял

(Link)
а потянете?;) язык непростой...
[User Picture]
From:kamarado_anton
Date:December 16th, 2009 11:44 am (UTC)

Re: ничего не понял

(Link)
да я ещё преподавать потом буду...
[User Picture]
From:pronzus
Date:December 17th, 2009 07:56 pm (UTC)
(Link)
А можно немного поподробнее про Китай, как социальную сверхдержаву?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 17th, 2009 08:17 pm (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:pronzus
Date:December 18th, 2009 07:46 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!

А почему критически? Лакируют действительность?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:December 18th, 2009 07:50 pm (UTC)
(Link)
ну конечно:)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:February 7th, 2010 06:38 pm (UTC)
(Link)
Если интересно, могу наприсылать ссылочек на другие наши статьи про Индию:)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:February 9th, 2010 02:33 pm (UTC)
(Link)
На разных. Я в ближайшее время систематизирую и Вам зашлю, просто зашиваюсь с делами сейчас, но об этом помню
My Website Powered by LiveJournal.com