?

Log in

No account? Create an account
Заметки на полях фестиваля - 2 - Склерозник — LiveJournal
June 22nd, 2012
03:57 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Заметки на полях фестиваля - 2

Тех, кто наивно полагает, что Московский международный кинофестиваль открылся выгулом гламурных блядей по красной ковровой дорожке сегодня вечером, спешу разочаровать    -     кины кажут уже третий день, так что сегодня в полном смысле этого слова третий день ММКФ.  Но поскольку фильмом открытия по традиции считается именно тот, который показывают после распития коктейлей в компании расфуфыренных гостей Михалкова  (в этом году, видимо, фестиваль обеднел настолько, что коктейли в хрустальных бокалах были заменены чаем-кофе в пластиковых стаканчиках, что способствовало ММКФ немало к украшенью), считается, что фильм открытия 34-го ММКФ    -    "Духless" Романа Прыгунова по одноименной книженции Сергея Минаева. О нем и поговорим.  



Должна сказать, что минаевскую книжку я в свое время так и не осилила, бросила на половине    -   показалась она мне пустой, жлобской и написанной на каком-то странном, неведомом мне языке   -    вроде все слова понятные, а вот целиком картина не складывается.  Как будто о другой планете речь идет. Если мне нужно будет погрузиться в эпоху и почувствовать дух времени, то я лучше Пелевина почитаю.  Минаев показался мне плохой, унылой пародией на Пелевина    -     без пелевинской иерархии смыслов, неповторимого чувства юмора, россыпи мемов и цитат.  В этом плане перед Прыгуновым стояла несколько иная задача, чем, например, перед Виктором Гинзбургом, которому достаточно было не испортить первоисточник:).  Вообще ощущение дежавю не покидает    -    всё это мы уже видели многократно, и даже неизменный Михаил Ефремов в роли вечного начальника (только у Гинзбурга он просто более удачливый ровесник, а у Прыгунова он хромая утка, к креслу которого выстраивается вереница претендентов).  




Режиссер Роман Прыгунов  (сын, кстати, Льва Прыгунова) сделал крепкий фильмец, который с литературной первоосновой объединяет лишь название да некоторые самые общие повороты сюжета. С первых кадров понимаешь, что режиссер не просто перечеркнул книжку жирным крестом, но ухитрился вывернуть её наизнанку и придать абсолютно противоположный смысл:)).  Книга Минаева вышла в 2006 году и описывает скорее начало "тучных  нулевых  лет", тогда как фильм апгрейдит книжку, синхронизируя с нашим днем.  Если у Минаева герои менеджерят в конторах, торгующих зеленым горошком и берут откаты в десятки тысяч долларов, то герои экранного Духлесса   -    воротилы крупного банковского бизнеса, к суммам откатов приписывается нолик и исчисляются они в евро. Другое время   -  другие масштабы...  Неизменной остается лишь атмосфера, окружающая героя (весьма убедительная роль Данилы Козловского)   -     гламурные шалавы, пьянки-блядки, звезды шоу-биза, пресыщенные извращенцы и подруги на час, литры дорогого алкоголя и килограммы кокаина.

Вполне возможно, что Минаев искренне верил в то, что высмеивает безумное прожигание жизни под кокс, но в итоге, как это часто бывает с ниспровергателями, эффект вышел совершенно обратный   -   получился абсолютный гимн пустому и пошлому гламуру.   В экранном Духлессе Прыгунова миру пошлых извращенцев, пересчитывающих бабло, противостоит кружок протестной молодежи, соединяющий в себе черты антиглобалистов и группы "Война"    -    Минаев, заканчивая книгу в 2006 году, лишь набрасывает собирательный образ левацких студиозусов, и тема эта в книжке глубоко периферийная, в фильме же группа "Краски", разбрызгивающая краски на пиздатые шубы и доставляющая другие мелкие неприятности мировому империализму (режиссер не ограничивается мелкими перформансами, а показывает вполне себе примету времени   -  горящую баррикаду),   -    вполне определённый привет и группе "Война", и Левому Фронту,  и является ключевой антитезой миру неоновой рекламы и хрустящих купюр. Совершенно очевидно, что протестная среда Минаеву непонятна, чужда  и неприятна, что любое непонимание порождает массу глупых стереотипов, что герои кажутся ходульными и схематичными, немытыми и нечёсаными, что им автоматически приписываются собственные черты и собственные недостатки   -    согласно представлениям Минаева, "революционеры" в свободное от протестных акций время сидят по клубам, изъясняются лозунгами и обобществляют женщин. 

Режиссер Прыгунов, снимая фильм в 2012 году, на фоне пробуждения офисного хомяка, расправившего плечи, обладает ненамного более адекватным взглядом на эту самую протестную среду, но отличается от Минаева в лучшую сторону тем, что подспудно симпатизирует ей, и уже это абсолютно опрокидывает всю концепцию. Юная революционерка Юля, в конечном итоге положившая главного героя, убежденного в том, что так только и правильно жить, как он живет, на обе лопатки  (Мария Андреева    -  просто находка и одна из главных актерских удач), мне кажется, не до конца понятна не только самому герою, но и создателям фильма    -    невдомек им, как можно вот так активничать задарма. Антиподом Юли выступают гламурные стервы, самую выразительную из которых играет парламентарий-порнозвезда  Чиччолина  единоросс Мария Кожевникова, выдающая с экрана лексические конструкции такой  этажности, что аж завидки берут:)....  Создатели фильма не до конца понимают, в чем правда этих странных людей с чегеварами на майках, но то, что в итоге именно они оказываются на светлой стороне силы, делает честь создателям киноверсии.  "Твоё место на помойке",   -    говорит революционерка Юля своему непутёвому ухажёру, и в финальных кадрах картины,  действительно, лишившийся всего хозяин и прожигатель жизни оказывается на дне мусоровозки.  В итоге экранный "Духлесс" тянет просто на гимн антиглобализму и на программный антикапиталистический фильм:), как бы этого не хотели избежать создатели:). Хотели вот как лучше, а получилось как должно быть.



Не обманула зрительского интереса и конкурсная картина мэтра мировой режиссуры Иштвана Сабо "Дверь", снятая по роману его однофамилицы Магды Сабо.  Психологическая драма людей, травмированных 20-м веком, построена как диалог двух непростых характеров и двух весьма самостоятельных натур   -   венгерской писательницы Магды Сабадаш (самая обаятельная актриса Германии, феерическая Мартина Гедек)  и загадочной старушенции Эмеренц, которую с превеликим трудом Магде удается взять в домработницы (если бы Елена наша Васильевна Миронова, то бишь Хелен Миррен, уже не схватила давеча какой-то приз ММКФ, была бы однозначно лучшая женская призовая роль).  У бабки, ведущей нелюдимый образ жизни и что-то скрывающей от окружающих, явно не все дома, да и семейная чета Сабадаш тоже не пальцем делана, и начинается головоломная психологическая дуэль, в начале которой люди враждуют, потом сложнейшим образом притираются друг к другу, проходят через все этапы отношений, пока не поймут, что нужны друг другу и способны на самые благородные проявления   -   благодарность, привязанность, долг и даже любовь (нелюдимая и хмурая старуха, как поначалу кажется, не любит никого на свете, но уж если на ком-то сойдется клином белый свет, как на Магде, то употребляет это слово по поводу и без повода).  Удивительно разнообразны психологические приемы, употребляемые Сабо, от тончайших полутонов до гротеска.  Весь фильм в напряжении ждешь разгадки старухиной тайны (обычно европейские режиссеры делают таких чудаковатых старушенций в прошлом капо концлагеря или хладнокровными убийцами евреев, и подспудно ждешь чего-то именно такого), но Сабо бы не был самим собой, если бы шёл на поводу у наших пожеланий.  В итоге "страшная тайна" божьего одуванчика оказывается обычными детскими травмами, ну плюс ещё тяжёлая жизнь, ну плюс ещё две мировые войны, ну плюс ещё нет своих детей, а приемная дочь, заботливо укрытая в войну от нацистов,  живет в Америке и носа не кажет, в общем, чего ж удивительного, для жителя сумасшедшего двадцатого столетия вполне рядовая судьба. Ну и главная тайна, из-за которой Эмеренц никого не пускает в дом    -    у неё девять кошек, что в послевоенной Венгрии было нарушением закона.  Разрешалось не больше двух.
"Дверь" Иштвана Сабо    -   это настоящий хит-парад шикарных, ярких женщин.  Сногсшибательная Миронова, лучшая на сегодняшний день немецкая актриса Гедек и самая красивая актриса сегодняшней Венгрии Эрика Марожан в эпизодической роли приемной дочери Эмеренц,   -   вот такое буйство красок.  Кино камерное, очень психологическое, без всякого экшна (самый яркий экшн    -    бегство девяти котов из старухиного дома), и заканчивается всё, представьте себе, смертью,    -     в общем, любителям блокбастеров  не сюда.

Tags:

(17 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:_nika
Date:June 22nd, 2012 05:41 am (UTC)
(Link)
Духлесс хочется смотреть теперь,от книжки примерно такие же впечатления были, правда как будто про другой мир и надуманно и вообще в основном чувство раздражения было.
[User Picture]
From:snegir_78
Date:June 22nd, 2012 07:07 am (UTC)
(Link)
посмотреть что ли, раз читать Минаева ни за что не буду.
[User Picture]
From:tbv
Date:June 22nd, 2012 07:11 am (UTC)
(Link)
"Жлобской" - идеально точная формулировка, а я все никак слово не мог подобрать... ;)
[User Picture]
From:jecat
Date:June 22nd, 2012 09:20 am (UTC)
(Link)
прости мне мою серость, это тот Сергей Минаев, который когда-то типа пел, или просто тезка-однофамилец? тот, по-моему, был такая бездарь и пошлятина...
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 22nd, 2012 09:23 am (UTC)
(Link)
издеваисси??...
[User Picture]
From:jecat
Date:June 22nd, 2012 09:26 am (UTC)
(Link)
все, я погуглил, мне уже стыдно.
[User Picture]
From:jak_fatalist
Date:June 23rd, 2012 09:08 am (UTC)
(Link)
Про книжку Минаева полностью согласен. Правда, если мне уж хочется почитать про страдания топ-менеджеров я бы порекомендовал Бегбедера. Он по тематике ближе к Минаеву, Пелевин все же другое. У меня вообще ощущение, что он сделал плохой копипаст "99 франков".))))
[User Picture]
From:asenberg
Date:June 23rd, 2012 09:23 am (UTC)
(Link)
Точно, мне Минаев тоже показался подражателем Пелевину, и я тоже его ниасилил :-)
[User Picture]
From:Евгений Семенихин
Date:June 23rd, 2012 01:32 pm (UTC)
(Link)
"...я лучше Пелевина почитаю. Минаев показался мне плохой, унылой пародией на Пелевина." Правильно. Нечего всякой фигней голову забивать. Надо место оставлять для... Хотя МОЗГ так устроен, что он сам самоочищается,вы ведь многое ненужное уже позабыли
[User Picture]
From:ufsnp2003
Date:June 23rd, 2012 06:54 pm (UTC)

зря вы так про Серегу....

(Link)
Чтобы ощутить всю прелесть данного произведения нужно было поработать в офисе крупной компании с московским центром и большой структурой в России. Все описано достаточно точно, особенно отношение москвичей-сук из центра к переферийным бойцам, которые куют основной капитал.... Для меня было очень познавательно, как раз пришел на работу к капиталистам после 20 лет "безупречной службы" нашей нерадивой матери - Родины...
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 23rd, 2012 09:28 pm (UTC)

Re: зря вы так про Серегу....

(Link)
Так к правдоподобию описаний как раз никаких претензий нет, дело знакомое:)
[User Picture]
From:dsvisd
Date:June 24th, 2012 06:58 am (UTC)
(Link)
Последний пассаж про "Духлесс" задел - это неправдоподобно. На самом деле, чтобы вот так вот втрескаться в человека абсолютно иного склада, нужно, чтобы в мудаке вроде главгера было хоть что-то положительное, но в его прототипах нечто подобное вряд ли можно найти. В этом смысле такая история может произойти скорее с реальным... ну не революционером - их мало, слишком высокое это звание, а с леваком, у которого, кстати, вполне можно найти склонность к посиделкам в клубах и говорению лозунгами. В этом смысле леваки - народ более живой, чем все эти папики - у них есть недостатки, причем даже не с т.з.общей "христианской" морали, а с т.з. собственной логики. И тут, кстати, сюжеты можно обнаружить вполне себе тургеневские, на что в среде бизнесюков вы вряд ли наткнетесь. Короче, неубедительно - помню даже такой же неубедительный рассказ Коммари, только там главгер перевоспитался и из манагера стал каким-то местным команданте.
[User Picture]
From:dsvisd
Date:June 24th, 2012 04:51 pm (UTC)
(Link)
Кстати, мнение самого автора о первоисточнике: "Не надо ее переоценивать, это, в общем-то, коммерческая литература. И все прекрасно понимают, что это не "Фауст" Гёте. Как говорится, не ищите в ж*пе мозг. То есть в книге нет ничего такого, о чем можно было бы говорить с каким-то большим пафосом. Но она актуальна, все-таки ее прочитало 2,5 миллиона человек. Значит, она кому-то интересна, и этого уже достаточно для того, чтобы взяться за такую работу".
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 24th, 2012 09:32 pm (UTC)
(Link)
это объективная оценка. Я, кстати, не говорю, что книжка плохая, я скорей говорю, что мне она показалась чем-то иноязычным и инопланетным:)
[User Picture]
From:dsvisd
Date:June 25th, 2012 07:23 am (UTC)
(Link)
Я, честно говоря, считаю себя настолько неначитанным в плане классики, что современной прозой предпочитаю и вовсе манкировать, как явлением гораздо более низкого порядка. А ролик меня все-таки задел. Честно говоря, я не понимаю, откуда в РФ находятся деньги на кино с антисистемными посылами. Как книжки такие становятся популярными - ясно, а вот зачем фильмы снимают по ним...
[User Picture]
From:l_sycheva
Date:June 30th, 2012 07:55 am (UTC)
(Link)
"Дверь" прекрасна.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 30th, 2012 08:01 am (UTC)
(Link)
"Дверь" - откровенная неудача Сабо, но лишь потому, что это Сабо, от которого всегда ожидаешь чуда:). Другому режиссеру бы такой фильм сделал большую честь:).
My Website Powered by LiveJournal.com