?

Log in

No account? Create an account
Заметки на полях МФКФ-2012 "Дебютное кино" - 5 - Склерозник
January 8th, 2013
05:29 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Заметки на полях МФКФ-2012 "Дебютное кино" - 5


Промотавшись по планете весь декабрь, я так и не начала писать про фильмы-призеры 6-ого Московского фестиваля короткометражных фильмов "Дебютное кино"  http://www.msff.ru/index.php/ru/shelude-event, где Колобок в сотрудничестве с vlush и lookaround  жюрил в жюри как проклятый, посмотрев за  5 дней фестиваля 62 киноленты:)).  Про внеконкурсную программу я вам уже рассказала достаточно исчерпывающе, теперь, собственно, о лентах, боровшихся за награды.  

Итак, мы награждали дебютные ленты в четырех номинациях      -      игровое, документальное, анимационное и экспериментальное кино.   Что такое "экспериментальное кино", никто так объяснить и не смог,  но отсмотренный материал позволял сделать вывод, что в эту номинацию обычно отбираются ленты, которые хрен запихнёшь в любую другую:))).  Обычно эксперименты дебютантов с художественной формой легко укладываются в детскую формулу "чёрти что и сбоку бантик",  и название фильма-победителя, которому почему-то отдало предпочтение большое (не блоггерское) жюри,     -     "Пейзаж с песком и ящиком" Григория Хишко      -      служило наглядным тому подтверждением.  В общем, фантазия и творческая наглость автора, ухитрившегося красиво и гламурно-открыточно снять строительный песчаный карьер на юге Москвы, может, и заслуживали поощрения:), но всю малину испортила ежевечерняя встреча со съемочной группой.

Вообще, железное правило любого кинокритика    -   никогда не встречаться и не разговаривать с режиссерами и с творческими коллективами кинокартин.  Когда создатель визуального шедевра, скрытые смыслы которого ты готов, ломая голову и мучаясь, угадывать, с циничным смешком рассказывает, что вообще-то он хотел снять стрелялку, но не было ни сил, ни времени, ни бабла, ни желания возиться, и поэтому он красиво снял в разных ракурсах ящик с песком, и "Пейзаж с песком и ящиком" это именно пейзаж с песком и ящиком безо всяких аллегорий и экивоков, любое желание поощрить изысканный визуал-арт пропадает, и чувствуешь себя слегка обосранным одураченным.  В общем, наших симпатий не снискали ни песок с ящиком, ни приторно-бабский кич "Корабли" Анны Ованесовой,  ни ложно-многозначительный и при этом удручающе эпигонский "Флегетон" Вадима Ватагина, продукт вторичной переработки советских кинематографических солярисов и прочих космических апокалипсисов.  Видимо, странная номинация "Экспериментальное кино" так бы и осталась без призера, но отборочная комиссия кинула нам спасательный круг, почему-то зачислив в "эксперименталку" потрясающий 7-минутный мультфильм выпускницы ВГИКа  Стефании Двояк "Девушка-скелет" по мотивам инуитской народной сказки о рыбаке и скелете.  В какой-то степени интереснейшую анимационную технику    -   весь мультфильм нарисован на кальке, сейчас уже не помню, сколько десятков тысяч (!!!) рисунков нужно сделать для семиминутного хронометража,     -    вполне можно назвать художественным экспериментом.  Мрачновато-инфернальный чёрно-белый мультик, препарирующий инуитскую легенду о смерти, заклятии, бренности телесного и бессмертии души,  опрокидывая любые наши представления о раскадровке,  не только спас  номинацию экспериментального кино, но и слегка облегчил бремя нашего выбора анимационных кинолент    -    конкурсные мультфильмы оказались настолько сильными, что, как говорится, глаза разбежались. Если бы ещё и "Девушка-скелет" проходила по анимационной номинации, то перед нами стояла бы совсем непосильная задача:)).




Итак, главная отрадная новость фестиваля    -     несмотря на регулярные ритуальные плачи киноведов и самих аниматоров о затяжном и глубоком кризисе мультипликационной отрасли, анимация    -   пожалуй, единственная российская киноотрасль, за которую можно быть спокойными.  Все представленные на конкурс мультики настолько высокого полета, настолько крепко и профессионально сделаны, настолько зрелы и очаровательны, что выбор лучшего из них стал в значительной мере условностью.  При всей творческой индивидуальности  и неповторимости художественного почерка наших юных мультипликаторов (а точнее, мультипликаторш, ибо из шести конкурсных мультфильмов пять снято барышнями    -     гендерная специализация?...), отчетливо распознавались  две анимационные киношколы:  ВГИКовская и школы-студии "ШАР".   Лично я разрывалась между выпускниками "ШАРа"  Антоном Дьяковым ("Костя") и  Анной Кадыковой ("Крот на море"), отмечая при этом умилительно-нежную работу Веры Мякишевой "Перелётная" о маленькой курочке с большой мечтой    -   научиться летать и отправиться на юг с перелетными птицами.    Если бы было возможно, я бы смело вручила три приза   -   ироничная зарисовка о кротике, жившем грёзами о море,  дорвавшемся до вожделенного пляжа и обнаружившем там вместо прибрежной романтики плотные ряды целлюлитных жоп,  вполне на равных конкурировала с историей незадачливого скелета Кости в современном мегаполисе, но "Костя", помимо искрометной задумки и динамичного сценария, продемонстрировал новаторские возможности современного рисованного кино, и в сочетании со стопроцентно удачным саундтреком  (уже больше месяца в голове играет) стал настоящим мультшедевром.



 "Костя" собрал весь букет призов, кротика поощрили специальным дипломом зрительских симпатий, "Девушка-скелет" получила первый приз от блоггеров в эксперименталке, в общем, никого не забыли. Искренне рекомендую вам найти в интернете и скачать все мультики-призёры     -    ваши дети будут в диком восторге, а уж о вас и говорить нечего:))).    

К нашему вящему удивлению, самой проблемной оказалась номинация документального кино    -    именно  потому, что сегодня практически на любом фестивале документальная программа неизменно оказывается сильнее игровой.  Мы сразу отсеяли две ленты, по факту не являвшиеся документальными.  Невнятная и бессмысленная тягомотина Эдуарда Бордукова "Кризис", задуманная как бинарная оппозиция двух героев, блаженного бомжеватого лузера, бродящего по обочине жизни, и  офисно-планктонного манагера, мнящего себя успешным бизнесменом, победившим кризис.  Монолог последнего бессвязен и ни о чем,  ученическая съемка а-ля мобильный телефон утомляет зрение и раздражает.  "Личный враг Гитлера" Максима Полякова   -   история об уникальном летчике, дважды Герое Советского Союза Павле Камозине: если бы автор действительно снял документальный фильм о реальном герое, получилась бы вполне достойная и конкурентоспособная лента.  Зачем автору понадобилось разбавлять документальную хронику ходульным игровым сюжетом, осталось для нас загадкой;  сам Поляков пытался охарактеризовать картину как докудраму, но это её не спасло   -   игровые вкрапления напрочь убили впечатление.

Мне, как профессиональному этнологу, конечно, очень хотелось наградить  этнографическую поэму Артура Химченко "Сказание о народе кето"     -    о немногочисленных кетах, живущих в сибирской тайге.   Сам Химченко, по его признанию, полгода провел в тайге, снимая материалы для своего первого фильма. По идее, мог получиться хороший учебный фильм для школьников или студентов-этнологов.  Однако отсутствие режиссерского образования и, что гораздо печальней, вкуса сыграли с создателем картины злую шутку:  полевой эмпирический материал, представляющий в такой документалистике основную ценность,  в ленте Химченко до обидного фрагментарен   -    честно говоря, непонятно, где, собственно, результаты полугодовой таёжной экспедиции.  Вместо ценных видеосвидетельств быта  малого народа   -    пафосные стихотворные вставки,  рисованные  стилизованные заставки-инсталляции, а между ними   -    по минимуму этнографии.  Замысел был хорош, а вот воплощение подкачало:((.

Выбор большого жюри, увы, был предопределен    -    выпускник ВГИКа Евгений Ховаев  ("Дом самого красивого утра")  снимает на беспроигрышную тему:  главврач хосписа в Тульской области и её пациенты.  Портретная галерея людей, доживающих последние дни жизни,  добрые ангелы-врачи, изо всех сил старающиеся им эти последние дни скрасить, областной хоспис как островок заботы и любви к ближнему,    -     я, если честно, не очень хорошо представляю себе состояние провинциальной онкомедицины и вполне допускаю, что в конкретном медучреждении Тульской области всё так и обстоит, но, хоть убей, стойкое ощущение лакировки предательски не отпускало во время просмотра.  Глаза предсказуемо влажнеют, сердце предсказуемо сжимается,  вот и весь нехитрый авторский расчёт.  Три пережитых мной в этом году кинофестиваля подтвердили непреложную истину:  хочешь гарантированно получить приз     -      снимай об онкологии, не ошибешься.  

Единственная документальная лента, которая, с нашей точки зрения, могла бы рассматриваться как призовая    -     "Люди на холме"  Глеба Клишевича о жителях Волгоградской области, сильно пострадавших от летних ландшафтных пожаров в 2010 году.  О том, как государство помогает погорельцам, и о том, как погорельцы помогают сами себе    -    этакий слепок социума попавших в беду.  Тем не менее, общий уровень документального конкурса был настолько невысок, что решение вообще  не присуждать наград в этой номинации было на редкость единодушным.   Документалистов, таким образом, мы проигнорировали, зато в номинации игрового кино вручили призов больше, чем было предусмотрено.  Об этом    -       в следующем обзоре.         






Tags:

(Leave a comment)

My Website Powered by LiveJournal.com