Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Categories:

Особый взгляд Каннского кинофестиваля - "Смерть господина Лазареску" Кристи Пую

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Любимое киносообщество drugoe_kino приурочило к Каннскому кинофестивалю - 2013 серию кинорецензий, каждая из которых посвящена той или иной каннской конкурсной номинации.  Меня попросили написать о номинации "Особый взгляд", в которой в 2006 году победила картина Кристи Пую  "Смерть господина Лазареску".

У синефилов есть юбилейный повод для размышлений    -    в мае Каннский кинофестиваль в 35-й раз будет вручать премию в номинации «Особый взгляд» («Un certain regard»), а 35 лет   -  вполне солидный период для анализа предпочтений профессиональной кинематографической среды.  Ведь не зря бытует точка зрения, что основной конкурс скорее отражает вкусы и пристрастия широкого зрителя, а «Особый взгляд» указывает на то, что на самом деле волнует профессионалов от кино. Премия «Особый взгляд» вручается за день до закрытия Каннского кинофестиваля за «самый оригинальный по идейному содержанию и эстетике фильм, отражающий свежесть кинематографического взгляда» и считается второй по престижности наградой Канн. То, что на «Особый взгляд» частенько номинируют дебютантов, никого не должно смущать    -   ведь именно кинодебюты, а вовсе не развлечения набивших руку маститых мэтров, задают вектор развития актуального кинематографа, нащупывают злободневные темы, открывают новые уголки кинопланеты.  Ну вот признайтесь, много вы знали о тайском кинематографе, пока Канны не открыли нам в 2002 году Верасетакула?...

Кстати,  до начала фестиваля чуть меньше месяца, а относительно «Особого взгляда»-2013  интрига еще сохраняется   -   пока неизвестны ни фильмы-номинанты, не председатель жюри премии.  На мой вкус, идеальным председателем жюри «Особого взгляда» был в 2011 году Кустурица…

Законодатели киномоды – европейцы зачастую говорят, что каннский  «Особый взгляд» притягивает «ветер с Востока», и в этом есть сермяжная правда, особенно если учитывать, что для европейцев Восток   -  это не только Верасетакул, Ким Ки Дук и режиссеры из чёрной Африки, но и вся кинематографическая Восточная Европа, постсоветское  пространство с Россией и ещё много чего, другими словами, эвфемизмом «Восток» евроатлантические киномэтры называют всё, что не укладывается в привычные им парадигмы и  не подчиняется принятым ими по умолчанию художественным канонам. То, что за последние 8 лет приз «Особый взгляд» дважды уезжал в Румынию    -   отнюдь не случайность, а  именно открытие и признание новой киношколы   -  «румынской новой волны», которую, как мне кажется, куда уместнее назвать румынским неореализмом. 

Помню, как поразила меня 7 лет назад победившая в этой номинации лента Кристи Пую  "Смерть господина Лазареску": тогда, разумеется, о новоявленных румынских неореалистах не подозревали,    -   это сейчас мы с ходу назовем с полдюжины «новых румын»,   -  а первое впечатление обычно одновременно и самое сильное.

                                                                           
                                             

Практически лишённый какого-либо намёка на художественность, монотонно-затянутый, снятый как бы на любительскую подрагивающую камеру натуралистически-подробный трёхчасовой (!!!) трагикомический рассказ об умирании человека, имевшего все шансы поправиться, но в итоге павшего жертвой противоречивых диагнозов, ненавязчивого медицинского сервиса, невозмутимости и профессионального пофигизма врачей, формализма и тупости персонала и некоторых причудливых особенностей медицинской этики. Одинокий Лазареску, нуждающийся в неотложной нейрохирургической операции, всю ночь разъезжает на "скорой помощи" по бухарестским больницам, не удостаиваясь заинтересованного внимания эскулапов и на глазах превращаясь из человека в растение.  Думаю, что любой зритель, близко сталкивавшийся с нашей медициной, наблюдает за происходящим "по ту сторону экрана"   -   настолько документально выглядит эта одиссея имевшего несчастье заболеть человека. Складывается впечатление, что режиссёр просто установил камеру в городской клинике, и она бесстрастно фиксирует происходящее,  со всеми неаппетитными подробностями и типичными ситуациями. Поразительно, но режиссёру удаётся практически невозможное: ни нарочитая документальность, ни трёхчасовой хронометраж, ни полное отсутствие какого-либо экшна, ни матричное однообразие диалогов и ситуаций, ни сопутствующие больничному сюжету испражнения и блевотина на экране не только не вызывают ни малейшего раздражения, но создают настоящий эффект присутствия и включённости - фильм смотрится буквально на одном дыхании, а умирающему Лазареску зритель, не чуждый рефлексии и размышлениям о бренности бытия, сочувствует так, как сочувствуют близким родственникам.


 

                                                                             

Номинация картины на «Особый взгляд» неудивительна   -   в отличие от популярных голливудских картин о каких-то нереальных, инопланетных больницах, где волшебники в белых халатах спасают людей, в картине Пую медицина самая что ни на есть реальная, а реализм нынче не в почете, и, судя по актуальным векторам развития кино, скоро вполне отойдет к разряду киноэкзотики.  Примечательно, что первое соприкосновение героя непосредственно с профессиональной медициной происходит где-то на 50-й минуте фильма, но исчерпывающее представление о румынском здравоохранении мы получаем сразу же  из фразы сердобольного соседа старика Лазареску  -  «Ты что, какая скорая помощь, кто к тебе поедет в субботу?...»  В отличие от комедий абсурда, когда происходящее, на первый взгляд, лишено всякого смысла, но при этом смешно, «Смерть господина Лазареску»  -  настоящая трагедия абсурда,  цепь абсолютно бессмысленных разговоров, перебранок, анализов, томографий, врачей и санитаров, беспорядочных действий и телодвижений, приближающих неминуемую смерть. Смерть, которую можно было бы избежать, обрети все эти слова и действия хоть каплю смысла, а главное  -  человеческого сострадания…    

Примечательно, что у Пую нашлись последователи не только в Румынии: молодой болгарский режиссёр Илиян Метев снимает в прошлом году полудокументальный ответ своему румынскому коллеге    -   «Последнюю «Скорую помощь» в Софии».  Если в "Смерти господина Лазареску" акцент сделан на пациенте и его мытарствах, а все сопутствующие больничные интерьеры и персонажи-врачи    -  просто фон для демонстрации трагедии маленького человека в стране победившего капитализма, то Метев использует диаметрально противоположный прием:  пейзажи и интерьеры попадают в камеру случайно и служат лишь фоном для трех голов, пациентов нарочито не показывают вовсе, а 95%  хронометража занимают крупные планы лиц врачей   -     работающих, спасающих,  жалующихся друг другу, ругающихся с диспетчерской, проклинающих в бога душу мать весь свет…

Что же до «Особого взгляда», то Пую послужил провозвестником, по сути, нового тематического направления в кино    -   в наше время  страх перед медициной и натуралистическое смакование умирания, уверена, будут одной из центральных тем.  В 2011 году премию «Особый взгляд» получил обаятельный немец Андреас Дрезен, чья «Остановка на перегоне» напрямую порождена бессилием человечества перед онкологическими заболеваниями и растущей по всему миру онкофобией. Дрезен снимает именно историю смерти, препарирует её, фотографически точно фиксирует посуточное течение болезни и её постепенное пожирание человека, но при этом ему, как и Кристи Пую, удается показать страшную неизбежность, не вызывая ни отвращения, ни отчуждения, ни брезгливости.

                                                                                 

Забавно, что в 2011-м именно Дрезен вырвал главный приз «Особого взгляда» у нашего Звягинцева с его «Еленой», удостоенной в итоге спецприза. «Елена», по сути дела, тоже ведь абсолютный учебник по танатологии,  изучающий не столько физическую сторону смерти, сколько превращение людей в живых мертвецов, в животных, потерю ими человеческого. Показательно, что фильм-изображение естественной и неизбежной смерти человека, окруженного любящими людьми, делающими всё возможное, чтобы облегчить последние дни страданий, в итоге снискал больше симпатий и сочувствия, чем история убийства и оскотинивания гомо сапиенсов.  Наверно, это справедливо….

                                                                                 

                                                                                    "Особый взгляд" на подачу фильма у прокатчиков разных стран

Специально для проекта drugoe_kino

Tags: ММКФ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про дебаты

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------…

  • Про всякие списки

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------…

  • Навозну кучу разрывая

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments