Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

В ЦСП при парламенте Новороссии обсуждали будущее науки и образования Донбасса

-------------------------------------------------------------------------------------------------


30 октября 2014 г. в пресс-центре Дома Журналиста состоялось совещание рабочей группы ЦСП при Парламенте Новороссии по вопросам оказания практической помощи в сохранении и приумножении научно-технического потенциала региона, содействия организации образовательного процесса, формирования общей культурной среды и облика Новороссии как высокотехнологичного, прогрессивного общества будущего.

В заседании приняли участие председатель Парламента Новороссии Олег Царёв, представители РАН, высших учебных заведений, научных фондов, инициативных и предпринимательских групп, педагоги, экономисты, политологи, историки.

Открывая заседание, ответственный секретарь группы Антон Воронцов подчеркнул всю актуальность научно-исследовательской деятельности даже в самые сложные периоды человеческой истории. Он напомнил, что в годы Великой Отечественной Войны строго по графику выходили все научные и академические журналы, причём не только те, которые так или иначе были связаны с военно-промышленными вопросами, но и сугубо теоретического, фундаментального характера.

«То, что особое внимание уделялось науке именно в то время, когда страна бросала все свои силы на борьбу с фашизмом — это не случайность. Мы знаем, что в Новороссии сейчас очень тяжелая ситуация, несмотря на объявленное перемирие продолжают гибнуть люди, но, как и раньше, это не может стать оправданием для отказа от развития науки, образования и технологий. Поэтому мы и создаём такую рабочую группу при Парламенте Новороссии. Её задача в том числе заключается в том, чтобы Новороссия не воспринималась как некая „серая территория“, где господствует человек с ружьем, а как-то место, где рождается высокотехнологичное общество будущего» — подчеркнул Воронцов.

«Эта работа в первую очередь нужна тем людям, которые сейчас находятся в Новоросии, которым необходимы не только гуманитарная помощь, но и помощь в организации производственных, экономических, технических, научных и образовательных вопросов» — согласился ведущий заседание группы Олег Царёв.

Костенок Игорь Владимирович, министр образования ДНР, сообщил, что из всех проблем, которые предстоит решать его ведомству, первоочередной является синхронизация учебной программы ДНР с образовательными стандартами Российской Федерации, в том числе вопросы юридического признания дипломов, аттестатов и научных степеней, выданных на территории ДНР.

Министр образования ДНР подчеркнул особую важность тесного контакта научных кругов ДНР и Российской Федерации, что позволило бы специалистам большого Донбасса плодотворно трудиться на благо своего молодого государства.

Доцент кафедры международных отношений СПбГУ, кандидат политических наук Александр Сотниченко заявил, что развитие науки является неотъемлемым элементом сохранения государственного суверенитета, а любое независимое государство имеет свою собственную образовательную систему.

«Новороссии следует самым внимательнейшим образом изучить мировой опыт государства с ограниченным признанием — Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская республика, Нагорный Карабах. У Новороссии есть, однако, своя специфика — система образования и науки Новороссии значительно сильнее всех вышеназванных примеров, вместе взятых. Нигде, кроме как в Донецке и Луганске нет такого количества университетов» — добавил Сотниченко.

По мнению ученого, стоит обратить внимание на унификацию систем образования и дальнейшего устройства выпускников Новороссии. «Без ЕГЭ выпускники не смогут поступать в ВУЗы РФ, это необходимо решить до мая—июня» — уточнил он.

Также необходимо подготовить группу квалифицированных специалистов, которые проводили бы выездные лекции по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам, могли бы осуществлять научное руководство над студентами и аспирантами, которые из-за оттока профессоров остались без надлежащего «присмотра».

В качестве практической меры Александр Сотниченко предложил массовое внедрение дистанционного обучения, в том числе по конференционной видео-связи.

«Новороссия должна стать полем для эксперимента. Может быть — главным моментом станет дистанционное образование. В принципе, я не исключаю того, что Новороссия может в будущем стать центром-примером нового формата образования для России» — подытожил ученый.

В ходе дискуссии обсуждались вопросы материально-технического обеспечения образовательного процесса в Новороссии — только учебников требуется более 2 миллионов — а также иные аспекты научной и учебной деятельности.

В связи с этим, начальник отдела Минпромнауки (2001–2004) и Минобрнауки РФ (2005–2006) Дарья Митина привела удачный пример с обеспечением образовательной литературой города Алчевска, школьникам которого необходимо было 7000 комплектов учебников — а в итоге собрали целых 26 тысяч!

Для скорейшего удовлетворения текущих потребностей Дарья Митина предложила властям Новороссии обратиться с комплексным заказом в соответствующие структуры Российской Федерации — после утверждения образовательных программ и стандартов Минобразования ДНР и ЛНР: «Когда вы определитесь, какие нужны программы образовательные, имеет смысл сделать централизованный заказ».

Широко известный в интеллектуальных кругах историк и социолог Андрей Ильич Фурсов подчеркнул, что материально-техническая база — это очень важно, но не меньшее значение имеет подход к организации процесса.

«У Новороссии есть преимущество: её система образования находится в процессе становления, а это значит, что при создании её структуры можно изначально избежать тех системных дефектов, которые с большим трудом устраняются, например, в России» — пояснил он

Представители РАН напомнили, что формировать задачу должны научно-технические круги самой Новороссии, в то время как РАН готова дать возможные ответы.

«Не надо копировать абсолютно всю структуру российского образования, в том числе ЕГЭ. Принципиальная вещь — это мечта и ценности. Какая будет экономика — будут ли это высокие технологии? Какой будет социология, какой у вас народ?

Когда мы увидели что происходит, у нас возникло много вопросов. Организовать совместные мероприятия, есть предметный интерес организовать наши исследования социологии и т. д., нам хочется понимать, какую страну вы строите» — обозначил свою позицию известный математик, доктор физико-математических наук Георгий Малинецкий

Как один из вариантов стратегии Новороссии была предложена зона свободного интеллектуально-производственного развития. «Образование можно подтянуть до приличного уровня, главное чтобы целью этого образования была какая-то серьёзная деятельность. Деятельность научная или инновационный бизнес. В Новороссии необходимо сделать „интеллектуально-промышленный оффшор“. Человеческий потенциал Новороссии это вполне позволяет, тем более при поддержке специалистов из России, которые есть» — уточнил доктор химических наук, сотрудник Института нефтехимического синтеза РАН, профессор МГУ Александр Алентьев.

Ученый добавил, что при правильном подходе Новороссия способна не только найти свою рыночную нишу, но и стать важным элементом научно-технических процессов на всем постсоветском пространстве.

«В России сейчас много идей, которые дадут технологии, но нет важных базисных элементов. Например, нет в химической промышленности производства мономеров, которые закупаются в Китае, и без которых не сделать полимеры. В России построить производство мономеров, из-за бюрократических трудностей, очень трудно. Зато можно построить в Новороссии, где всё приходится в административном смысле выстраивать с нуля. Тем более, что существуют отечественные технологии, которые дешевле и лучше, чем на Западе» — предложил Алентьев.

Главный научный сотрудник Института программных систем РАН, доктор физико-математических наук Николай Непейвода обратил внимание на историческую роль предприятий Новороссии в высокотехнологичном производстве советского периода.

«Донбасс был когда-то центром производства компьютерной техники. И вполне возможно войти в это качество заново, причём это производство будет обладать самой высокой технологической традицией» — подчеркнул он.

Профессор МГУ Михаил Лямин, имеющий ученые степени кандидата как технических, так и биологических наук, генеральный директор НПО БИОСОЛЯР МГУ, предложил Новороссии практическое сотрудничество по профильному направлению — производству инновационных пищевых продуктов.

«Я согласен, что Новороссии необходимо поставлять самые новые технологии во всём. Это тот плацдарм, который нужно помочь сделать. Я поставляю уникальный биотехнологический продукт — вот эта 100 граммовая баночка может заменить 5-ти суточную норму питания. Производство продуктов питания, обладающих дополнительным оздоровительным эффектом особенно актуально в той критической, стрессовой ситуации, в которой находятся люди Донецка» — пояснил Лямин.

«Можно предложить „интеллектуальное жертвование“ — предложить идеи или разработки, которые по тем или иным причинам не пошли в России и за рубежом. Можно кликнуть такой „клич“ и создать экспертное сообщество, которое будет определять, что из поступивших идей способно к реализации в конкретных условиях» — предложил представитель Института молекулярной биологии РАН им. Энгельгардта (ИМБ РАН), доктор биологических наук Юрий Нечипоренко.

Известный художник и архитектор Алексей Беляев-Гинтовт предложил поговорить о будущем. «Сейчас, казалось бы, странно говорить об архитектуре Новороссии. Однако архитектура является самой социальной областью человеческого творчества. Здесь мне видится приоритет футуристической архитектуры Новороссии».

Разработчик научного проекта Автономных городов Андрей Гедеон предложил рассмотреть возможность скорейшего перенаправления продукции, производящейся на сохранивших работоспособность предприятиях Новороссии, на рынки Российской Федерации, несмотря на первоначальные финансовые убытки от такой операции. Это позволит Новороссии обеспечивать себя финансовыми средствами и реализовать все предлагаемые идеи.

Доцент кафедры философии МГИМО Анатолий Самарин описал происходящее в Новороссии как тест на способность России к сверхусилиям в сжатые сроки.

«Новороссия сейчас имеет много проблем — военных, промышленных, научных и культурных. От того, как мы будем их решать, зависит многое в самой России. Мы до сих пор пребываем в достаточно расслабленном состоянии. И пока не готовы к концентрации усилий» — предупредил Самарин.

Преподаватель МГУ, кандидат социологических наук Сергей Елишев напомнил участникам заседания, что их общий долг, как учёных и патриотов России, оказывать интеллектуальную помощь в развитии Новороссии.

Кандидат исторических наук, автор учебника истории Новороссии Евгений Спицын предложил коллегам подумать о возможности организации «удалённого» участия в образовательном процессе Новороссии преподавателей и научных работников ведущих ВУЗов страны.

В режиме онлайн-подключения ректор Донецкого Национального Университета Сергей Барышников поблагодарил всех участников заседания и выразил надежду на то, что несмотря на войну, разрушенную инфраструктуру и тяжёлое становление молодой государственности, наука и образование Новороссии будут развиваться.

«Мы очень надеемся на помощь столицы. А наша столица — это не Киев, это — Москва» — заявил он.

Выступление ректора ДонНУ было встречено аплодисментами.

Подводя итоги, Олег Царёв согласился с актуальностью предложения по созданию «интеллектуально-технического оффшора», подтвердил готовность Новороссии к научно-технической кооперации и сотрудничеству в различных направлениях. Также председатель Парламента Новороссии пообещал содействовать рассмотрению всех предложенных участниками идей.

Рабочая группа по науке, технологиям и образованию ЦСП при Парламенте Новороссии продолжает свою работу. Приглашаем всех заинтересованных лиц принять в ней участие.

Контакты: brossisrus@gmail.com



http://rusvesna.su/news/1414957475
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments