Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

От Романовых к Рюриковичам

----



Мегапиздецовая прошлогодняя выставка «Романовы», организованная РПЦ и прочими аффилированными с ней Бойко-Великими, Правительством Москвы и  Минкультуры на деньги Роснефти в Манеже  настолько потрясла мою некрепкую психику,  а от моего тихого доброго отзыва о ней   http://kolobok1973.livejournal.com/2579794.html  организаторы икали настолько долго, что пропустить в этом году сварганенную Патриархией в рамках того же проекта экспозицию-инсталляцию  «Рюриковичи» я просто не могла, сами понимаете.  В конце концов, историк я или где???
 

Поскольку выставка открывалась, знамо дело, 4 ноября,  в день выписывания полякам люлей в Китай-городе, то я решила выждать несколько дней, пока ажиотаж спадет.  Колобок не совсем с дуба рухнул стоять 4 часа на морозе.  В итоге пошла позавчера, и была крайне удивлена отсутствию очереди   -    видимо, москвичи наелись духовности а-ля Бойко-Великий и псевдоисторической брехни настолько, что в этом году и намека нет на прошлогодний ажиотаж.   Моих фоточек, звиняйте, в этот раз не будет  -   сдуру забыла фотоаппарат,  -  поэтому надергаю чужие. 



На входе, как и в прошлом году, выставлена икона для коллективного лобызания  -  если в прошлом году была Костромская чудотворная, то в этом году   -   Сергий Радонежский.  К ней стоит очередь из баб в платочках и без  (9 из 10 прикладывающихся к образу бабы), руководят процессом батюшки в рясах, играющие роль регулировщиков  -  следят, чтобы никто не замешкался у образов дольше положенного и не создавал толкучки.  Разве что полосатой палочки в руках не хватает.  

Самое забавное, что фанфар и византийщины мне избежать так и не удалось   -   ну что ж за напасть такая!!   -    первым, кого я увидела, войдя в Манеж, был посол Палестины в Москве Фаед Мустафа, за ним шла излучающая сияние группа в составе Министра культуры Мединского, личного духовника Путина настоятеля Сретенского монастыря о. Тихона Шевкунова, ещё кучи не опознанных мной  священнослужителей,  моего родного декана Сергея Павловича Карпова, с возрастом, увы, нехило поехавшего крышей на религиозной почве, а также православного олигарха Малофеева, про которого, зуб даю, никто из вас и не догадывался до нынешней весны, когда его зачем-то распиарили в качестве спонсора и заказчика новороссийского восстания.  В Новороссии, уверена, про Малофеева точно так же никто не слышал, что, однако, не мешало малоросскому журналисту Чаленко разделить всё российское общество на «малофеевцев» и «сурковцев»  (вот что пиар животворящий делает!!!).  Малофеев оказался чрезвычайно молодым человеком с безупречно-атласной кожей и детскими глазами, и если бы ему сбрить бороду лопатой, то он бы вообще казался 18-летним.  Вся процессия олицетворяла симбиоз, симфонию и благорастворение воздусей.  Рядом с ВИП-гостями суетился неизбежный, как старческий склероз, Кирилл Фролов kirillfrolov.


«Граждане, проходите, проходите, не толпитесь,   -    выбеленная перекисью  смотрительница зала  активно раздвигала локтями посетителей,   -    у вас есть уникальная возможность подойти и получить благословение у отца Тихона, он самого Путина благословит!  Когда ещё будет такая удача!»

Но желающих припадать к ручке отца Тихона как-то не нашлось, и я, обогнав ВИП-группу, прошмыгнула в первый зал.
Ну что вам сказать?  Видимо,  устроители учли разгромную критику контента прошлогодней выставки  (с точки зрения, так сказать, декоративно-художественной всё примерно так же),  и  в этом году брехни и вопиющих исторических ляпов на порядок меньше, да и идеологической трухи тоже  (все-таки чем древнее российская история, тем сложнее её испохабить  горе-популяризаторам).  Если на прошлогоднюю выставку я бы детей  запретила вести  под страхом кровавого поноса,  то в этом году  ребёнка вести можно.  Только осторожно :). То есть,  держа за руку и  активно разбавляя увиденное собственными комментариями.   Хотя и в этом году тоже не обошлось без сюрпризов.  Достаточно хотя бы того, что последним Рюриковичем не пойми с какого перепою организаторы  посчитали Федора Иоанновича, а Василию Шуйскому, например, в праве быть Рюриковичем отказали.   Центральным персонажем всей инсталляции почему-то стал святой Сергий Радонежский, хотя каким боком он к Рюриковичам, тоже непонятно. Ему посвящен центральный павильон выставки    -    огромный, круглый свод побольше свода святой Софии Константинопольской:



Помимо обычной экспозиции и электронных информационных стендов, выставка включает в себя 4 кинозала, где непрерывно идут короткие тематические киносюжеты   -  о крещении Руси, о строительстве городов и освоении территорий, о ратных подвигах и сражениях и т.д.  Групповые экскурсии ведут юные семинаристы в рясах    -  об этом я ещё скажу отдельно.  Всё бы ничего, если не считать навязчивого до глупости ПГМ   -    все русские победы и достижения исключительно результат религиозного чуда и  Божественного провидения.   И Тамерлан на Москву не пошёл, оказывается, не потому, что изрядно поистрепался и поиздержался в долгом походе, а исключительно потому, что в Белокаменную привезли чудотворную икону Владимирской Божьей матери.  Странно, что, например, во время битвы на Калке не случилось никаких чудес, а почему провидение  благоволило нам как-то избирательно, на этот вопрос господа из РПЦ ответа почему-то не дают.  О таких мелочах, как совмещение в одном киноколлаже изображения Михаила Романова кисти Рябушкина  с ослепшей ханшей Тайдуллой и святителем Алексием я уже и не говорю.

В первом же зале увидела какую-то нелепую карту, где хазарский каганат простирался чуть ли не до Белого моря.  Около карты возмущённо размахивал руками какой-то бомжеватого вида дедок, прочитавший древнее название Киева, упоминавшееся ещё Константином Багрянородным,  -  Самбатас.  «Это что ещё за Самбатас такой?  - кипятился он.   -   Кий, Щек и Хорив, и вообще Киев мать городов русских!»   Тут как раз к карте подошла группа с молоденьким экскурсоводом-семинаристом:  «Самбатас    -   древнее название Киева  -  происходит от древнееврейского слова «шаббат»….

Дедок сплюнул и замахал рукой:  «Что, и Киев жидовский город?  Ну, ваще……»

Я тихонечко шепнула розовощёкому семинаристу, что гораздо более вероятно, что Самбатас  -  всё-таки от реки Самбатион.  Он почему-то стушевался и стал ещё более розовощёким.

Первые залы посвящены совсем уж седой древности.  По версии Лёвушки Гумилёва, русы активно продавали своих детей в рабство   -  «более всего ценились меха, мёд, воск и дети».

Как и в прошлом году, стены увешаны цитатами из исторических персонажей и историков.  В первом же зале порадовало свидетельство арабского историка Тахира аль-Марвази о том, что современные ему русы неимоверно сильные и крепкие, и единственное, что спасало их соседей  -  это отсутствие у русов лошадей.  «Имея лошадь,  -  писал аль-Марвази,  -   рус стал бы в сто раз сильней».
  

В зале, посвященном язычеству    -    на стенке душераздирающие рассказы ибн Фадлана о ритуальных изнасилованиях вдов русов, а на огромной, во всю стену плазменной панели  скачут странные существа в белых одеждах с тыквами на головах, видимо, символизирующие язычников.  Разумеется, ничего, кроме гомерического хохота, у посетителей это не вызывает,  ассоциация только одна:  «Это древние укропы!  Кто не скачет, тот москаль!»

Дальше стенд с более чем спорной теорией Гумилёва о чужеродности, привнесенности культа Перуна в пантеоне восточных славян,  -  мол, миролюбивые восточные славяне не могли поклоняться кровавому и агрессивному Перуну.  Ну да, а человеческие жертвоприношения, видимо, тоже злобный навет на травоядное славянство.

Отдельная прелесть   -  стенды «Интересные факты».  Тому, кто не помнит, что такое умбон и кто такие репные плевальщики,  -  вам сюда.  Очень познавательно, правда.

Каждый дохристианский великий князь помечен каким-либо кратким маркером, красными буквами, например:  «Князь Игорь    -  бесславный правитель, глупость и алчность»,  «Князь Святослав  -  Александр Македонский нашей древней истории», «Князь Владимир Красно Солнышко    -    до крещения блудодей, после крещения мудрый праведник». :))

Принятие Россией православия   -  смысловой центр экспозиции.  В кинозале кажут чудеса благодати, снизошедшей на Русь после крещения.  Оказывается, исключительно благодаря истинной православной вере  выстоял блокадный Ленинград и прогнали фашистов  (картины Херсонесской купели перемежаются военной кинохроникой и кадрами блокадного Ленинграда).  Про подвиг советского солдата и советского народа в этой обители благодати даже как-то неудобно и спрашивать.

И вдруг, посреди этого торжествующего православного воодушевления, чистой диверсией выглядит стенд с цитатой из цинично-откровенного Николая Бердяева:  «Церковь существует прежде всего для грешников, для несовершенных, для погибающих».  Вынести бы это эпиграфом к выставке, вот это было бы дело. Умел же человек формулироватьJ.

В общем, советую заложить на осмотр выставки часа четыре   -  это если подробно читать электронные информационные стенды, в которых как раз и вся писечка с мякоткой.  Например, кто из вас помнит, что сын Батыя Сартак, с которым дружил Александр Невский, был христианином-несторианином?...



Особое отношение у устроителей выставки сложились с ордынским игом :) -   Орда изображена настолько уважительно и даже нежно, что можно расплакаться слезьми умиления.   Веротерпимость  доисламской Орды и её военная демократия с традиционно практикуемой децимацией  описаны с таким придыханием, что даже становится непонятно, с какого переляку вдруг русские потратили несколько веков на изгнание ордынцев с родной земли.  Вместо того, чтобы сотрудничать и дружить с ханами, исправно платя дань, эти дубинностоеросовые князья так и норовили прекратить платежи и вообще вели себя не по-партнерски.   Видимо, авторы концепции экспозиции  некритически перекушали Гумилева, ловко пришив его  к актуальному тренду:  война, гнет и разорение, шедшее на Русь с Востока вообще детский сад по сравнению с теми несчастьями, которыми грозил Руси коварный Запад.  В паре стендов просто открытым текстом написано, что у России, конечно, свой путь, но в ситуации извечного выбора между Востоком и Западом Россия всегда инстинктивно склонялась к Востоку, и в этом секрет её вековой стойкости и неизбывного процветания.  Запад, в представлении авторов экспозиции, чем-то сродни преисподней,  и заключать союз с татарами против шляхты душеполезно и благодатно, а с шляхтичем против татар    -  ни-ни.   

Квинтессенцией  антизападного тренда  на выставке висит бессмертное и веками не теряющее злободневности изречение Ивана Аксакова:  «Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит бессовестнейший захват чьей-либо чужой земли». Чем вам не титр к сегодняшнему заседанию Совбеза ООН?...

И опять о вечно актуальных темах  -   с точки зрения организаторов выставки, первые антироссийские санкции и первые антироссийские информационные войны появились при Иване Грозном, во время Ливонской войны  (даже листовки с карикатурами на русских разбрасывались).  Мифы, запускавшиеся  тогда злобной западной пропагандой   -  об убийстве Иваном Грозным своего сына  (на самом деле лекари залечили), о том, что опричнина оказала опустошительное воздействие на экономику Руси (на самом деле совместились недород, чума и моровая язва), а также о какой-то анормальной сверхжестокости и тирании Ивана Васильевича  (просто предлагается сравнить с современными ему европейскими монархами, и миф рассыпается на глазах). В качестве контрпримера приводится осуждение святой инквизицией на смерть всех жителей Нидерландов, обернувшееся умерщвлением 100 тысяч человек единовременно.  Общее количество жертв иваногрозненских репрессий историки оценивают в 4 тысячи.  Для 16 века негусто, прямо скажем.

Центральное место всей экспозиции, как я уже говорила, занимает персона святого Сергия Радонежского, чудесному исцелению которого посвящена добрая половина круглого зала под куполом.  В том же центральном зале натыкаешься на портрет Путина (он тоже что-то изрекал про Сергия Радонежского)  и радуешься тому, что он единственный.  Но не тут-то было!  На выходе с экспозиции тебя поджидает иконостас из Ключевского, Ивана Ильина, Деникина, Бердяева и почему-то Ричарда Ченслора, а посередине, разумеется, лучезарный Путин с сообщением о том, что «власть Господа превыше всего».  Поверить в то, что в школе КГБ не учили тому, что в России светская власть исторически всегда была выше церковной, я не могу, видимо,  просто Путин был не самым лучшим учеником.

Вот такая, простите за выражение, инсталляция.  Да, забыла сказать   -   крайне разочаровали экскурсоводы-семинаристы.  Видимо, гуманитарная деградация имеет тотальный характер и затрагивает не только светское образование.  Ведь, что греха таить, ещё в советское время лучшее гуманитарное образование давали духовные семинарии и академия.  Нынешние семинаристы   -   косноязычные  (риторику изъяли из программ???), абсолютно неэрудированные, выучившие текст «от сих до сих», тушующиеся от любого неожиданного вопроса,  -  в общем, наивно предполагать, что если образованию с культурой в стране наступил крындец, то служителей культа он почему-либо не накроет.

Да, самое главное, ради чего стоит идти в Манеж   -  по четным числам там показывают "Андрея Рублева" Тарковского (в 16-00) и "Орду" Прошкина (в 19-00), а по нечетным    -   "Ярославну, королеву Франции" (1978), "Ярослава" (16-00) и "Царя" Лунгина (19-00).   На Лунгина  идти не надо, а всё остальное вполне достойно того, чтобы освежить в памяти.

Выставка работает до 20 ноября включительно, вход бесплатный.

Фотки из чужих ЖЖ-шек и вконтактиков.    
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →