Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

"Майская ночь, или утопленница"

--------------------------------------------------------------------

С моей стороны, конечно, западло вам рассказывать про постановку "Майской ночи или Утопленницы" Римского-Корсакова в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, потому что обычно мои рецензии заканчиваются призывом оторвать жопу от дивана, купить билет и насладиться прекрасным.  Или   -  реже   -  не покупать и остаться дома.   А сейчас, дорогие гражданы и милые старушки, у вас выбора нет:(.  Ибо позавчера  театр давал эту постановку в последний раз.   Аллес капут, больше этого никто не увидит.

Больше чем уверена, что когда Александр Титель принимал решение снять постановку со сцены, он и в мыслях не держал, насколько символичным это покажется, в нынешних-то обстоятельствах.  А уж когда, много лет назад задумывая спектакль,  решил давать объявления  ("отключите мобильные телефоны", "видеосъемка запрещена" и пр.)  помимо привычных русского и английского ещё и по-украински, уж точно не подозревал, каким весёлым троллингом это сегодня будет смотреться.  Последний раз вышли на московскую сцену парубки в свитках и широварах шириной в черное море,  панночки в веночках с лентами и потешный городской голова с портфелем и депутатским значком.  Подобно ведьмам и русалкам, населяющим топкое и вязкое болото, ушла под воду Украина    -    болото чвакает, пузырится, мёртвые утопленники тянут из-под воды руки, пытаются утянуть живых...

Во время продолжительной увертюры  нам показывают старую кинохронику   -   из гоголевской Украины переносимся в миргородский колхоз в сталинские 30-е, Сорочинский ярмарок  (именно так по-украински, ярмарок) с демонстрацией достижений передовых колхозников, миргородский свиноводческий комплекс с жирными поросятами.  Кинохроника, как водится, чёрно-белая, но ощущение, как будто всё многоцветие красок пышет, прыскает, брызжет в зрительный зал    -    густой золотистый мёд, белое молоко,  бескрайние поля жёлтого пшеничного зерна, бархатная вишня,  черная смородина -  каждая ягода размером со сливу, алые помидоры и алые же щёки дородных украинских колхозниц, лепящих вареники из крутого теста....  Победители социалистического соревнования на тракторах....  Развесёлая художественная самодеятельность посреди поля с пшеницей.  Благодатная, райская некогда земля, ушедшая, как сказочный Китеж, под холодную и мутную воду и оставшаяся в наших воспоминаниях...

Все мужские партии   -   безупречны  (любимец публики Николай Ерохин  -  Левко,  Денис Макаров  -  голова, Роман Улыбин  -  писарь, Вячеслав Войнаровский  -  винокур, и, конечно,  Феликс Кудрявцев    -  Каленик, алкоголический возмутитель спокойствия).  Ганну  (Лариса Андреева) и особенно свояченицу (Вероника Вяткина) почти не слышно, а лучшая женская партия   -    густое, сочное сопрано Евгении Афанасьевой  -  панночки.   Хореографические вставки (гопак казаков, хороводы девушек)  выглядят сиротливо и не вписаны в общий музыкальный и постановочный контекст  (органическому сплаву музыки, вокала и хореографии  стоит поучиться у режиссёров театра Покровского).    Много и других режиссёрских невнятиц   -  неясна, например, судьба мыши, которая зачем-то выбегает на середину сцены, затем так же внезапно исчезает, но никакой смысловой роли не несёт).  В общем, слушать было интересно, но постоянно ловишь себя на мысли, что я бы поставила по-другому.  И, конечно, очень не хватало белёной хаты на сцене.  Вот без неё никуда.

Попрощался Титель с Украиной, стало быть.   Кто ходил, тот молодец, а особенное спасибо anat_baranov, напомнившему о последнем спектакле.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments