Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Февральский номер вестника Союза Кинематографистов вышел с моей заметкой о военном кино

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В мае нынешнего года мир отметит 70-летие завоеванной советским солдатом  победы человечества над фашистским зверем, по какому случаю  отечественная киноиндустрия обещает порадовать  нас  лишь в этом году полусотней (!!!)  фильмов на военную тему. 

Справедливости ради, нужно сказать, что недостатка в картинах на военно-патриотическую тематику новый русский кинематограф не испытывает,   -   лишь за последние 5 лет  было снято более ста фильмов и сериалов о войне.  Среди них встречаются вполне достойные  проекты,  большая часть военных лент снимается  по определенным, признаваемым всем кинематографическим цехом  каноническим правилам и не вызывает идеологического либо эстетического отторжения  (если, конечно, это не откровенная  антисоветчина типа "Сволочей"  А. Атанесяна). Однако попробуйте навскидку вспомнить хотя бы несколько из них.   Как правило, в сознании военные фильмы последних лет перемешиваются, сливаются в одну сплошную массу, «нагромождение  звуков, дымов и  реквизитов», тогда как любимые нами советские классические фильмы,  ставшие культовыми, разобранные на цитаты, где каждый кадр врезался в память и запомнилась каждая интонация,  ни забыть, ни перепутать невозможно.


Каждый советский фильм о войне ассоциируется у нас с каким-то особенным, близким каждому из нас кадром, видеорядом, со своей мелодией.   Говорим «Был месяц май», и сразу в голове начинает играть нечеловеческая музыка Сонни Боно в исполнении оркестра Поля Мориа,  с подачи Хуциева ставшая во всей Европе символом советской Победы.  Говорим  «В бой идут  одни старики», и   тут же слышится  лиричная «Смуглянка», сыгранная залихватской эскадрильей под руководством режиссера Леонида Быкова в образе бравого капитана Титаренко.  Скажешь «А зори здесь тихие»,  и тут же перед глазами грустные, с застывшей слезой глаза 30-летнего старшины Васкова, которого так и хочется назвать дедушкой…  Беспрецедентный международный проект, ставший сотворчеством кинематографистов разных стран Европы, киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» -   ни до, ни после в мировом кинематографе ничего подобного снято не было,   -   поражал сплавом скрупулезной работы ученых и архивистов, создававших научно-историческую основу фильма, с грандиозным масштабом съемок и  звездным актерским составом.  Ну а чем стали для каждого из нас «Семнадцать мгновений весны», наверно, вообще излишне говорить.  Есть ли кроме сериала про Штирлица какой-нибудь иной сериал, который  мы можем воспроизвести в памяти практически наизусть?..

Говоря о современном, сегодняшнем военном кино, нужно понимать   -   рост количества фильмов о войне пропорционален не росту зрительского интереса, а наоборот, его неуклонному падению    -   по данным опросов, проведенных Movie Research Company, за последние пять лет этот интерес упал на треть по сравнению, например, с нулевыми,  а ни один батальный кинопроект, включая самые малобюджетные, не окупился в прокате.  Причины этого могут называться самые разные,    -   от социально-культурной деградации российского зрителя до принесения кинематографистами качества производимой ими кинопродукции в жертву её количеству.   Если практически любой советский режиссер, берясь за фильм о Великой Отечественной, покупал себе билет в бессмертие, то сегодня ни один, пусть даже самый удачный кинофильм о войне не становится поворотной точкой в режиссерской биографии.   Даже самые, на первый взгляд, удачные попытки обратиться к военно-историческому материалу не встречают должного отклика в нынешнем российском обществе.


Read more...Collapse )
Tags: ММКФ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments

Recent Posts from This Journal