Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Category:

Написала вот в журнале "Валовой внутренний продукт" про пенсионную реформу, ознакомьтесь

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дарья Митина

Пенсионеров пока порадовать нечем

Похоже, что пенсионная реформа, наряду с целым рядом других структурных реформ, в России превратилась в перманентную - бурные дебаты по Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации два года назад были фактически заморожены после того, как Стратегия подверглась жёсткой критике в парламенте и, в конечном итоге, со стороны Президента, призвавшего внимательнее изучить аргументы сторонников различных сценариев реформы.

Пока российское Правительство колебалось между продолжением курса на обязательную государственную накопительную систему и переходом к солидарной пенсионной системе с правом выбора граждан добровольного пенсионного страхования, на долю бюджета Пенсионного фонда РФ приходилось около 10 процентов ВВП России, а порядка 14-15 процентов средств федерального бюджета направлялось на покрытие разницы между расходами на выплату пенсий и реальными взносами на их страховую часть. Между тем, по расчетам экономистов, если нынешний темп старения населения сохранится, то к 2030 году число пенсионеров в России превысит 50 миллионов человек. Видимо, с неопределенностью намерений Правительству придется так или иначе расставаться - в разрабатываемом сегодня антикризисном плане, который должен стать ответом на западные антироссийские санкции и обвал цен на энергоносители, найдут отражение и меры, связанные с будущим пенсионной системы. Определяться так или иначе придётся.

В «Плане обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», внесенном Минэкономразвития России в Правительство в январе, содержатся предложения о пролонгировании замораживания накопительного компонента пенсионной системы, заканчивающееся в этом году, на 2016-2018 годы, а также предлагается вернуться к рассмотрению вопроса о повышении пенсионного возраста и лишении пенсий части работающих пенсионеров - Правительство уже пояснило, что речь идет о гражданах со сверхвысокими доходами, и значительного экономического эффекта от такой «экономии» ожидать не следует.

Продление моратория на передачу пенсионных накоплений в НПФ до 2018 года, по оценкам экспертов, позволит в 2016 году сэкономить 37 млрд руб. бюджетных средств, в 2017 - 165 млрд руб., а в 2018-м — до 220 млрд руб., при этом на накопительной системе будет окончательно поставлен крест, хотя и без этого её будущее в условиях экономического кризиса под большим вопросом.

Думаю, читатели помнят драматические подробности обсуждения заморозки передачи пенсионных накоплений на 2015 год, когда замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков, покаявшийся в соцсети за это решение Правительства, вынужден был расстаться со своей должностью. «….мне стыдно за решение о продлении моратория на инвестирование средств НПФ», — написал Беляков в фейсбуке, объяснив это тем, что такой мораторий по сути в принципе означает отказ от использования этих денег и впоследствии. По свидетельству Министра труда Максима Топилина, замороженные деньги предполагалось направить на развитие Крыма и социальные программы.

Предыдущий мораторий, во-первых, не решил бюджетных проблем, а во-вторых, лишал экономику инвестиционного ресурса - изъятие пенсионных накоплений стоило российской экономике около 1% ВВП, и не менее 700 млрд руб. оказались недоинвестированы в экономику. В 2014 году, по разным расчетам, из накопительной пенсионной системы было изъято от 500 до 550 млрд руб. - 244 млрд руб. не получили НПФ, и около 306 млрд руб. – Пенсионный Фонд России. Нынешний мораторий эксперты оценивают в 650 млрд руб., из которых около 250 млрд руб. - накопительная часть и около 400 млрд руб. - деньги, которые должны прийти в НПФ от клиентов, принявших решение о переходе из ПФР в НПФ. Изъятие пенсионных накоплений за 2015 год ударит по всему российскому долгосрочному рынку - пенсионным фондам, управляющим компаниям.

Теперь же мораторий на формирование накопительной части пенсии на 2016 и последующие годы по аналогии с мораторием, введенным в 2014 году и продленным в 2015 году, стал краеугольным камнем антикризисных мер, обсуждаемых Правительством - Минтруд предлагает полный отказ от обязательной накопительной пенсии: 6% от общего тарифа страховых взносов будет перенаправлено в страховую пенсию, а накопительную планируется развивать за рамками государственной пенсионной системы. В качестве стимула ведомство Максима Топилина предлагает освободить от НДФЛ суммы, выплачиваемые гражданами в независимые пенсионные фонды, а также , «освобождение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сумм, уплачиваемых работодателем в пользу работника по договорам добровольного пенсионного страхования». С предложенными Минтрудом мерами традиционно не согласен Минфин, у которого есть альтернативное предложение - увеличить на 1% взносы в Пенсионный Фонд России. Наблюдатели уже довольно метко сравнили озвученные в Правительстве идеи с латанием тришкиного кафтана - проблему дефицита Пенсионного Фонда эти меры, увы, не решат.

Парламентская оппозиция, раскритиковавшая антикризисный план, презентованный в Госдуме Игорем Шуваловым, отмечает, что повышение два года назад страховых взносов в конечном итоге ликвидировало не дыру в бюджете ПФР, а сотни тысяч предприятий по всей стране. Вызывает нарекания у критиков правительственного плана и обтекаемость формулировок, отсутствие оценочных расчетов, невозможность для гражданина даже приблизительно рассчитать величину собственной пенсии. Основной недостаток любого из озвученных вариантов реформ - категорический отказ от поиска новых источников доходов в пользу того или иного варианта экономии бюджетных средств, бесконечное перераспределение имеющихся средств с неизбежным ущемлением интересов либо одних, либо других социальных групп, неумолимое сокращение государственных расходов и государственных обязательств перед людьми, многие годы работавшими на это самое государство.

Отдельный комплекс мер, как обычно, предусматривает «учёт и контроль» - доходы Пенсионного Фонда России Минтруд предполагает повышать с помощью более жёсткого контролирования рынка труда. По данным ПФР, сейчас работодатели не уплачивают страховые взносы за 20 млн работников. С нового 2016 года Министерство намерено перевести их на ежемесячное, а не на ежеквартальное, как сегодня, предоставление отчетности по персонифицированному учету работников. Помимо этого, планируется увязать все виды бюджетной господдержки с обязательством снижения задолженностей по платежам во внебюджетные фонды. Это будет касаться не только организаций, но и субсидий регионам. Если есть задолженность, её взыщут из фонда оплаты труда из смет, прилагаемых к договорам на госзакупки. По мнению одного из руководителей Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрия Белоусова, легализация рынка труда и повышение собираемости социальных налогов может оказаться самой эффективной мерой в ряду предложенных: «У нас огромное количество людей работают вне пенсионной системы. Из-за этого у нас избыточная нагрузка на нормальных налогоплательщиков». Что же касается идеи замораживания формирования накопительной части пенсии, Белоусов не столь оптимистичен: «Продление моратория по накопительной части сыграло роль в улучшении ситуации с дефицитом Пенсионного фонда. Но это не тот инструмент, которым можно пользоваться годами. Ограничение возможности выплат пенсий высокооплачиваемым работающим пенсионерам может привести к оттоку квалифицированных кадров, как правило, это люди, которых держат на рабочих местах».

О повышении прозрачности работы самого Пенсионного Фонда, разумеется, в антикризисном плане ничего не говорится, но хотелось бы надеяться, что инцидентов, подобных недавнему «делу Сигала», когда Пенсионный фонд компенсировал расходы по липовым договорам, а потом, понеся убытков на 10,7 млрд рублей, внезапно исчез из числа пострадавших по неожиданно быстро свернутому уголовному делу, в будущем не повторится… Хотя, так или иначе, случай этот как минимум далеко не первый (о других неприятных историях из этого ряда мы уже не раз писали на страницах издания «ВВП»).

Справедливости ради следует отметить, что идея повышения пенсионного возраста и помимо антикризисного плана периодически обсуждается на различных правительственных и экспертных площадках, - например, с идеей поэтапного, по 6 месяцев за один подход, увеличения пенсионного возраста россиян до тех пор, пока он не достигнет 63 лет, выступает глава Минфина Антон Силуанов. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев допускает возможность постепенного и поэтапного повышения пенсионного возраста для новых пенсионеров, перед которыми у государства пока не было обязательств. Соответственно, в «антикризисный план» вошло предложение Минфина о постепенном увеличении с 2016 года пенсионного возраста для мужчин и женщин до 63 лет на шесть месяцев в год.

При том, что средняя продолжительность жизни в нынешней России сегодня составляет 71 год, нельзя не отметить, что подобное повышение возраста выхода на пенсию будет идти вразрез с мировой тенденцией - в развитых странах качество медицины и экологии растет, средняя продолжительность жизни увеличивается, а планы правительств по повышению пенсионного возраста разбиваются об усилия и солидарную борьбу левой, социал-демократической части общества. Вчерашнее крушение правого правительства Греции и падение популярности правого правительства Испании до беспрецедентно низкой отметки не в последнюю очередь связаны с настойчиво проталкивавшимся повышением пенсионного возраста в качестве антикризисной меры. Из кризиса эти страны оно не вытянуло, а вот правительства, злоупотреблявшие непопулярными инициативами, в Европе нынче долго не живут. Есть повод задуматься.

Одной из антикризисных «новаций» Минтруда стало предложение отказаться от выплаты страховых пенсий работающим пенсионерам, получающим более 83 300 рублей в месяц (свыше 1 млн рублей в год). Проект федерального закона «Об особенностях выплаты пенсий работающим пенсионерам» в случае его вступления в силу затронет порядка 220 тысяч граждан. Кстати, это решение, выглядящее в кризисные времена вполне логичным и очевидным, может и не состояться из-за его явной антиконституционности. Эксперты, оценивающие законопроект негативно, прогнозируют рост «серых» зарплатных схем. Тем не менее, предложение Минтруда выглядит ещё щадяще на фоне недавно сформулированной Минфином идеи отказа от выплаты пенсий работающим пенсионерам, если их доход превышает 2,5 прожиточных минимума пенсионера (то есть 15 900 рублей в месяц), хотя в целом принцип «или работа, или пенсия», провозглашаемый российским Правительством, просматривается чётко. Самое забавное, что возможность работать и получать зарплату пенсионерам долгое время преподносилось нам как одно из принципиальнейших завоеваний либеральной России в 90-е годы. По оценкам специалистов, сейчас в России свыше 14 млн работающих пенсионеров, и непопулярность указанных предложений, если они вдруг станут реальностью, очевидна. «Как можно отменять то, что люди заработали своим многолетним трудом? Продолжать работать или нет – их личный выбор, государство не имеет права вмешиваться в этот вопрос. Оно просто должно выполнять взятые на себя обязательства в полном объеме, а не менять правила во время игры», - недоумевает вице-спикер Госдумы Николай Левичев, и с ним трудно не согласиться.

Помимо этого, Минтруд предлагает поэтапно увеличивать трудовой стаж, дающий бюджетникам право на досрочную пенсию - согласно предложению ведомства, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2019 года на три месяца ежегодно, с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года — на 6 месяцев ежегодно. Что касается работников творческих специальностей, то им Минтруд планирует сохранить досрочную пенсию на прежних условиях только при обязательном прекращении оплачиваемой работы. Минфин, полемизируя с Минтрудом, отстаивает не повышение стажа для избранных, а возраста выхода на пенсию - для всех.

Несмотря на то, что повышение возраста выхода на пенсию Министр экономического развития Алексей Улюкаев уже назвал «безвариантным», социальный вице-премьер Ольга Голодец заявляет, что ни в антикризисном плане, ни в стратегии пенсионной реформы повышение пенсионного возраста не предусмотрено, а «Правительство не обсуждает вопрос повышения пенсионного возраста, несмотря на сложную экономическую ситуацию и риски увеличения безработицы». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что эта тема «так или иначе поднимается экспертами и экономистами, но президент постоянно и последовательно ее не поддерживает». Вопреки тому, что после недавнего совещания у Президента многие СМИ подали тему именно как будто «Президент поручил изучить возможность повышения пенсионного возраста», именно экономические ведомства выступили с этой идеей, а Президент на данном этапе понизил уровень обсуждения до «рабочих площадок Правительства» и экспертных центров, - пока что принципиальных новостей в этой сфере не произошло. На том же совещании, кстати, акцент делался именно на поиске способов повышения доходов бюджета, ставшем особенно актуальным сейчас, в полосу кризиса.

Примечательно, что точно так же, как и на предыдущих этапах развития пенсионной реформы, мы наблюдаем непреодолимые разногласия в подходах между ведомствами, а точнее - между финансово-экономическим и социальным блоками Правительства. Совершенно очевидно, что возобладает именно та концепция, которая в итоге и будет утверждена в рамках антикризисного плана. Раньше непримиримые позиции правительственных идеологов сглаживала позиция верховного арбитра - Президента, последовательно выступавшего против повышения пенсионного возраста и дискриминационных новаций, ухудшающих положение отдельных категорий граждан. Эта последовательность Президента, собственно говоря, была одним из тех маркеров, которые обозначали приверженность зафиксированной в Конституции идее социального государства. Вынудит ли экономический кризис вкупе с унижающими Россию санкциями отказаться от принципиальных социальных завоеваний, или всё-таки российское Правительство изыщет возможность компенсировать потери не за счет основополагающих гарантий малоимущим гражданам?....

http://www.vvprf.ru/archive/clause1022.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments