Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

"Анклав" (Горан Радованович)

--------------------------------------------------------------------------------------------



В том, что "Анклав" Горана Радовановича получит приз зрительских симпатий ММКФ, у меня и сомнений-то никаких не было изначально    -     для российского зрителя тема югославской войны, в последнее время в связи с понятными обстоятельствами  ещё и заигравшая новыми красками, настолько близка и болезненна,   что любой новый киноартефакт из довольно длинной уже линейки фильмов на тему сербской трагедии  воспринимается с повышенным вниманием и априорной симпатией.  В кулуарах фестиваля многолюдная съемочная группа фильма во главе с режиссером Радовановичем и обаятельным отроком Филипом Шубаричем, сыгравшим главную роль сербского мальчика Ненада,  тепло принималась публикой, не могла буквально метра пройти без поцелуев, поздравлений, объятий, просьб о совместных фото.

Успех картины был предопределен    -   грустная история взросления "детей войны", обреченных с рождения жить по разные стороны противостояния, снятая в поэтично-метафорической, нарочито сдержанной манере, без распоротых животов и прочего брутального видеоряда, столь привычного для канонических киноизображений той самой войны, тепло принята российским зрителем, уставшим от крови-кишок и жадным до "вечных ценностей".   Трагедия сербских анклавов,   -  людей, в начале 21 века в центре Европы  живущих в гетто на положении недочеловеков,   -    прямое свидетельство лжи и ущербности нового миропорядка, навязываемого странам и континентам всемирным гегемоном, и эта тема не устаревает и не может быть исчерпана нынешним кинопоколением, ибо жизнь подкидывает всё новые и новые сюжеты, новые реалии в новых, как говорится, локациях.

12-летний Ненад   -   единственный ученик в школе.  Больше в сербском Врело, находящимся посреди населенного албанцами Косова, детей школьного возраста нет.  По ходу фильма и эта "школа" закрывается за ненадобностью,  что избавляет солдатиков из итальянских частей KFOR от необходимости ежедневно возить Ненада через албанские поселения на БМП.  Камни, швыряемые малолетними шиптарами в машину, не нанесут вреда ни мальчику, ни его приятелю   -  православному батюшке, который тоже не может передвигаться иначе как под бронезащитой  но вот один из юных албанцев раздобыл огнестрел....    Сама сюжетная линия неумолимо ведет к трагическому финалу, но авторы фильма сознательно пресекают подобное развитие событий.  Придурковатый на вид албанский мальчик Башким,  потерявший отца в ходе той самой бойни и заточенный на месть,  вдруг прозревает и спасает сербского сверстника,  спивающийся от депрессии и безнадеги папаша Ненада  (яркая роль Небойши Глоговаца) вдруг резко завязывает с питием и переезжает вместе с сыном и заодно другом-священником в Белград, подальше от рукотворного ада, уготованного тысячам сербов заботливым мировым сообществом,  новый колокол, отлитый врельскими сербами для православной колокольни, чудесным образом уцелевает после шиптарского поджога, даже не оплавившись, а албанские и сербские ребята, подружившиеся в ходе совместных игр, показывают пример своим неразумным родителям, с детства воспитывающим их в ненависти друг к другу.  Дидактический финал о всепобеждающем человеколюбии  без границ    -    видимо, результат самых благородных устремлений создателей картины.  Зрители в зале утирают слезу умиления.

Мне бы фильм Радовановича с его благородным моралите, наверно, тоже понравился бы, если бы я не бывала в Косово и не знала, как там дела обстоят на самом деле.  Для человека в теме, увы, в киноленте слишком много неувязочек.  Во-первых,  невыносимо режут глаз  намалеванные углем надписи "UCK"  на сербских кучах.  Чтобы серб не стер такую граффити сразу после её обнаружения    -    извините, но это нонсенс.  Он скорее собственную кучу спалит, чем будет с такой надписью жить,   -     вместе с дерзким художником, если понадобится.    Во-вторых,  совершенно непонятно, зачем авторы пытаются нам рассказать, что KFOR   -   это такое бюро добрых услуг и школьный автобус для доставки домой сербских мальчиков.  У тех, кто когда-нибудь бывал в Косове, такие сказочки ничего, кроме горькой улыбки, не вызовут.     Во-третьих, после настойчивого художественного противопоставления албанского большинства и сербского дискриминируемого меньшинства, которое авторы фильма и рады бы закамуфлировать, да не получается,  финал фильма  смотрится фальшиво-карамельно.  Весь фильм авторы сравнивают обезлюдевшие, депрессивные островки сербской уходящей, умирающей натуры с красочным, витальным, пассионарным албанским сообществом.  У албанцев  сплошные торжества и свадьбы   -   у сербов сплошные похороны, на которые их ещё и не пускают, ибо путь на кладбище пролегает через албанскую территорию. Албанцы в ярких национальных одеждах и с духовым оркестром  (как будто герои Кустурицы временно  прописались на земле албанского Косова)    -   сербы в черном трауре и с погребальным колоколом.  Всё дышит плохо скрываемой взаимной ненавистью, обидой, непониманием,  цивилизационной пропастью, величину которой, на мой взгляд, авторы сознательно преувеличивают, и такая настойчиво проводимая дихотомия ну никак не может привести к заданному соображениями политкорректности финалу, где все люди братья.  Благородную задачу    -  показать, что все раны рано или поздно затягиваются, а новое поколение исправит ошибки поколения старшего,  -    увы, реализовать не удалось.

Лично для меня окончательно расставила точки над "и" пресс-конференция съемочной группы, на которой основное внимание журналистов было приковано к юному исполнителю главной роли, вихрастому Филипу Шубаричу.  Удостоверившись, что  мальчик  родом  из тех самых мест и играл то, что хорошо знает и понимает,  журналисты спросили, мол,  а есть ли у тебя в друзьях ребята-албанцы?   Парень вытаращил глаза и ответил,  поломав  авторам "Анклава" с их благородным замыслом  всю малину:   "Конечно, нет!  С шиптарами дружить невозможно".

Война в этой части планеты закончится нескоро.   Приближают ли её окончание фильмы, подобные "Анклаву" Радовановича?  Ох, как бы мне хотелось на это надеяться, но....



   
Tags: ММКФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments