?

Log in

No account? Create an account
Склерозник
July 6th, 2015
02:10 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Вокруг Фассбиндера
--------------------------------------------------------------------------------------------------



Огромное спасибо Михаилу Ратгаузу за  потрясающую программу "Вокруг Фассбиндера" на ММКФ и за её достойное завершение     -   цикл "Фассбиндер и его время" в Центре Документального Кино.   Пришла сейчас под огромным впечатлением от двух фильмов, которые  мы если когда и увидим, то нескоро    -     "Я тебя люблю, я тебя убью"  Уве Бранднера (1971)  и "Свинцовые времена" Маргарете фон Тротты (1981).  У "Свинцовых времен", насколько я знаю, были в свое время проблемы с цензурой, несмотря на то, что имена Гудрун Энслинн и её сестры, Баадера и других персонажей  в фильме изменены,  судьба фильма была непростая.

"Свинцовые времена"  рекомендую всем.  Фактологию, разумеется, все знают, а вот дух времени мало что так передает.  Кстати, подумалось мне, идеально лёг бы в фассбиндеровскую программу  фильм Андреса Файеля  "Кто если не мы", приезжавший в Москву в 2011 году.  Вот что тогда писала о нем:

Жирный котяра рыжей молнией взлетает на дерево, сбивает соловьиное гнездо, и в считанные секунды вместо птенцов остается горстка перьев и костей...
Маленький мальчик с котом под мышкой прокрадывается в сарай, прячет провинившегося зверя в клетку к кроликам и заваливает соломой. Но всё тщетно:  отец мальчика, наблюдавший сцену в окно, с ружьём заходит в сарай, слышен выстрел.
Размазывающий слёзы и сопли мальчик сидит перед отцом, национал-социалистским писателем Виллом Веспером, а тот читает ему назидательные стихи о борьбе котов с соловьями.
-   Коты, Бернвард,  это отродья,  евреи животного мира....
1949 год.  Фашизм повержен, но миллионы весперов живут в Германии, уйдя во внутреннюю эмиграцию, общество отвернулось от них...



1963 год    -   молодой студент Тюбингенского университета  Бернвард Веспер основывает  издательство,  пытаясь совместить приятное с полезным    -    заработать на жизнь и пропагандировать марксизм, организует кружки левой студенческой молодежи, где знакомится со своей судьбой, главной женщиной своей жизни   -    Гудрун Энслинн, продвинутой студенткой факультета германистики. Начинается бурная, мучительная и изматывающая совместная жизнь-борьба, лидером в которой неизбежно оказывается Гудрун    -    цельная, последовательная, несгибаемая, страдающая от несовершенств и несправедливости мира, она и духовно, и интеллектуально сильнее Бернварда, разрывающимся между любовью к отцу и стыдом за его нацизм. На третьем десятке лет Бернвард узнает от матери, что обязан Адольфу Гитлеру своим рождением    -   "отец не хотел детей, но фюреру нужна была смена..."

Фильм Андреса Файеля "Кто, если не мы"      -  пока что лучшее из увиденного мной на ММКФ-2011. Драматическая история немецкой революционной "Rote Armee Fraktion", короткая, но яркая жизнь её лидеров, которым довелось родиться в нацистской Германии и увидеть светлый май 1968-го   -   как же по-разному повлияли эти обстоятельства на каждого!  Спаянные единой гражданской, политической судьбой  революционеров,  объединенные сложными,  запутанными любовными отношениями, каждый из них проходит свой собственный путь, и разными путями приходят они к одному финалу    -     легендарному и трагически предопределенному... 

Одно из главных достоинств картины   -   сочетание гражданского и личностного: богатый исторический материал, масса проливающих свет на историю RAF деталей, названий, имен, черно-белые хроникальные кадры и документы не дают повествованию превратиться в мелодраматический любовный треугольник, ибо запутанным, во многом патологическим личным  отношениям героев уделено центральное место.  Где грань между свободными отношениями и семьей, что делать, если у партнеров разный диапазон приемлемости, как воспитывать ребенка, если родителям постоянно угрожает арест    -   на все эти вопросы героям приходится искать ответ на фоне заливания напалмом американскими бомбардировщиками Вьетнама, мощного антиамериканского сопротивления всего мира, Карибского кризиса и революционных преобразований кубинских барбудос.  "Вьетнам сражается, Палестина сражается,  на Кубе революция, в Париже революция, вся Европа вышла на улицы     -    и только в сонной Германии ничего.....",   -   горько признают герои  (вам это ничего не напоминает?.....:((() 

Фильм трудно назвать гимном немецким партизанам, но и приговором не назовешь   -   Файель, безусловно симпатизируя красной  валькирии Гудрун, одновременно безжалостен к остальным.  Безвольный, надломленный Веспер и бездушный бесполый (а точнее, обоеполый) фанатик  Баадер вызывают скорее сочувствие, чем симпатию.  Что ж, такая трактовка спорна и для меня, безусловно, обидна, но вполне имеет право на существование.  Главной загадкой для меня осталось категорическое отсутствие в фильме  хоть каких-то намеков на Ульрику Майнхоф     -     может, у режиссера к ней что-то личное??... -   это при том, что многие РАФовцы выведены в фильме вполне документально и достоверно. При всей разности характеров и масштабов личности всех объединяет готовность к самопожертвованию, отказу от обывательской повседневности, стремление сделать мир лучше.  "Ты не несешь ответственности за страдания всего мира",   -    утешает Рёлер Гудрун, поранившуюся в знак солидарности с пленными вьетконговцами, а она несогласно мотает головой...  Позднее, когда Гудрун порвет с оппортунистической СПГ, она припомнит Рёлеру эти слова    -    способность к состраданию это то, что их неумолимо разделяет.  Как сделать так, чтобы боль за одних не приводила к страданиям других     -  это тот вопрос, который РАФовцам до конца решить так и не удалось...  Самоубийство главных героев, совершенное в разное время под влиянием разных обстоятельств,  примирило и уравняло их, таких разных и неравноценных...

Файель, разумеется, и словом не обмолвился о том, что есть серьезные сомнения в тюремном самоубийстве Баадера и Энслинн   -    это бы сокрушило всю концепцию.  Если бы в финальных титрах значилась бы всего одна эта фраза, фильм смотрелся бы по-другому...

Кстати, последнюю осужденную по делу РАФ  -    Биргит Хогефельд     -   выпустили из тюрьмы на днях. Мостик из прошлого в настоящее длиной в 35 лет....

Я бы с легкостью присудила картине Файеля в том числе и призы за кастинг, лучшую женскую роль. Великолепная Гудрун в исполнении Лены Лауземис    -    несомненная актерская удача,  стопроцентное попадание.  Внешне мужеподобная Гудрун на поверку оказывается хрупким, нежнейшим существом, а женоподобный, с длинными ресницами Баадер    -   холодным и жестоким.

В очередной раз поразилась мудрости фестивальных аннотаций на сайте ММКФ:))))   -   это надо ухитриться вообще не назвать имен главных героев, сведя синопсис к какой-то тупой подростковой мелодраме:)).  Обычный зритель, прочитав про "секс, наркотики и рок-н-ролл"  вообще вряд ли догадается, что фильм стоит посмотреть...

(2 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:blau_kraehe
Date:July 6th, 2015 05:37 am (UTC)
(Link)
Да, отличный фильм. Удивительно, что книга, по которой он вроде бы снят - "Веспер. Энсслин. Баадер" - как обычно, довольно-таки грязненько изображает всех персонажей и как обычно, занимается дешевым психоанализом на тему "как они дошли до жизни такой". Так что я начинала смотреть фильм, ожидая все того же издевательства - но то, что получилось, очень и очень позитивно! Ульрика, вероятно, не показана именно потому, что ее не было в книге, да и потом. о ней и так много уже чего написано и сказано. И она настолько яркая личность на самом деле, что имхо, фоном быть не может, и могла бы затмить остальных, на которых делается акцент.
А еще могли бы показать "Deutschland im Herbst", там и от Фассбиндера есть кусок.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 6th, 2015 12:36 pm (UTC)
(Link)
"Deutschland im Herbst" показывали на ММКФ в позапрошлом году

Любопытно, что Баадер во всех киноверсиях предстает ублюдочным петухом:), при том, что все остальные представлены очень тепло. Видимо, неспроста:)))
My Website Powered by LiveJournal.com