Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Category:

"Полет без крыльев" (Афганистан)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

География претендентов на награды Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино ежегодно расширяется   -   в этом году, например, свои работы прислали 53 страны, что на 3 страны больше, чем в прошлый, юбилейный 10-й кинофестиваль. В целом по составу картин, отобранных в конкурс, сохраняется традиционное для казанского кинофорума доминирование «Ирана и Турана», а также кинематографистов Европы и постсоветской Средней Азии, чуть слабее представлен арабский Восток, ещё слабее   -   Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия, Африка.  

 По   понятным причинам я всегда пристально слежу за афганским кинематографом    -   Афганистан на КМФМК обычно представлен молодыми режиссерами, в основном дебютантами, потому что, к сожалению, в силу исторических обстоятельств, говорить о наличии зрелой национальной кинематографии в полуразрушенной стране, двигающейся по пути распада, становится всё сложнее и сложнее   -   подавляющее большинство молодых афганских кинодарований, дебютировав, вымываются из афганского кинематографа, предпочитают оттачивать свое профессиональное мастерство в более спокойной и благоприятной обстановке    -   в Европе и Соединенных Штатах.  Начинающий режиссер Садам Вахиди,  24-летний дариязычный  парень, чья 9-минутная короткометражка «Ты не американец» покорила отборщиков и вошла в конкурсную программу,  вполне может стать исключением   -  по его словам, он заинтересован делать кино в Афганистане и родной Кабул покидать пока не собирается, несмотря на то, что его квартал подвергается бомбардировкам и обстрелам американских «борцов с терроризмом» с всё возрастающей интенсивностью.  А вот снимающего уже более 30 лет Хумаюна Мурувата  можно назвать ветераном афганского кино с некоторой натяжкой   -  он давно уже живет в Швеции, а представленную вчера в Казани художественную полнометражку  «Полет без крыльев» снимал в России.




Юная героиня картины Ария, сыгранная 25-летней Анной Муминовой,  - перебравшаяся в Швецию уроженка Афганистана   -   называет себя «шведским киношником» и летит в постсоветскую Россию снимать свой дипломный документальный фильм    -    о национальном герое Демократической Республики Афганистан, единственном афганском космонавте Абдул Ахаде Моманде, совершившем в 1988 году космический полет совместно с советскими космонавтами Ляховым и Поляковым.  В ходе работы над фильмом молоденькая, но чрезвычайно целеустремленная Ария, поставившая на уши весь российский Центр подготовки космонавтов, ставит перед собой цель найти коллег Моманда, афганских пилотов, которым повезло меньше   -  их готовили к полету, но в космос они по разным причинам не полетели.  Постепенно апологетическая картина о национальном герое превращается в полное горечи исследование незавидной судьбы афганской диаспоры в России   -   действительно, сложно объяснить, почему именно представители многострадального Афганистана в конечном итоге стали самыми бесправными, самыми обездоленными среди  сотен этносов, населяющих Россию.  Сам Моманд, гордость и Афганистана, и Советского Союза, подготовившего его к полету,  вынужден был стать гражданином Германии   -   по совершенно необъяснимой причине ельцинско-козыревская  Россия отказала ему в российском гражданстве.  Гораздо драматичнее сложилась судьба  восьми «несостоявшихся» афганских космонавтов    -  вынужденные остаться в России,  преданные ею и брошенные, они перебиваются случайными заработками, бомжуют,  лишены каких-либо элементарных гражданских прав, большинство  из них живет тут нелегально.  Страна, славу которой они создавали, растоптана и погружена в средневековье,  Советский Союз рухнул, а постсоветская Россиюшка  не стала им ни матерью, ни мачехой.  Арии трудно узнать в грязном и обросшем бомже, подрабатывающем грузчиком на московских овощных рынках, некогда бравого майора   -   пилота Шерзаманда, готовившегося к полету в отряде космонавтов.  Его мечта рухнула,  крылья подрезаны, родная страна погружена в хаос, в новой России он  унижен и деклассирован.  И за эту констатацию Хумаюна Мурувата, поднимающего эту невкусную и непопулярную тему, можно только поблагодарить, извинив художественные недостатки прямолинейно-наивной картины без полутонов.  Судьба тысяч афганцев, не от хорошей жизни вынужденных найти пристанище в сегодняшней России, это сложнейшая проблема и повод для государственного вмешательства на самом высоком уровне.

Огорчает другое.  И у Мурувата, и у многих его более молодых соотечественников совершенно четко просматривается подмена понятий   -   справедливая обида на российское предательство автоматически распространяется на восприятие роли СССР в судьбе Афганистана.  В «Полете без крыльев» случайно остановленный героиней московский таксист, оказавшийся бывшим воином-интернационалистом,  соглашается дать интервью для фильма Арии   -   выговориться и покаяться за якобы неправедное участие в военных действиях на территории ДРА.   Выглядит этот эпизод фальшиво, с основной интонацией фильма диссонирует, однако включение его в сценарий никак не назовешь случайным.  Лейтмотив  картины артикулирован самой героиней  -   мол, когда у нас уже был Авиценна  (каким боком Авиценна к Афганистану, это отдельная загадка),  вы, русские, ещё бегали по лесам.

Одна из немногих заслуживающих внимания художественных находок автора фильма   -   показ  в самом его начале нарезки кинохроники, ретроспективно изображающей историю Афганистана    -    начиная  с 1950-х, с афганками в бабеттах и мини-юбках на кабульских улицах, и заканчивая сегодняшним днем, с глухой паранджой, шариатским судом и побиванием камнями.   История колоссального человеческого регресса,  показанная рапидом за одну минуту,  -  что ещё может быть убедительнее?....    
Tags: КМФМК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments