Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Categories:

Понавыпускали всякой ереси

-----------------------------------------------------------------------------------------

В прессе разгорается скандал    -     бдительные общественники опубликовали фото одной из страниц  российского учебника «Обществознание» для 8 класса,  выпущенного издательством «Дрофа» и уже попавшего в московские школы, в котором авторы, кандидаты педагогических наук А.Ф. и Т.И. Никитины  буквально утверждают, что «человек, с раннего детства страдающий серьезным психическим заболеванием,….  не является личностью» http://izvestia.ru/news/591939.   Общественники  провели текстуальный анализ «учебника» и выяснили, что это отнюдь не единственный невежественный, мракобесный и антинаучный перл в книге.   Президент организации «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве Российской Федерации Елена Клочко и другие общественники  готовят письмо в Министерство образования и науки с просьбой изъять учебник из школ и провести проверку, как он мог быть закуплен на бюджетные деньги.

       



Пикантность ситуации усугубляется тем, что Татьяна Исааковна Никитина ранее трудилась  в должности заведующей редакцией истории и обществознания издательства «ДРОФА».  Думаю, даже у минимально знакомого с ситуацией в книжном бизнесе человека  название «Дрофа» ассоциируется с контрольным выстрелом в голову,   ибо во время складывания и переформатирования издательского рынка и в лихие 90-е, и в тучные нулевые  руководителей «Дрофы» отстреливали пачками.  Тем не менее, контора не просто сохранилась и отгрызла себе здоровый кусок рынка, но и со временем превратилась, как мы видим, в этакий уютный  Самсебяиздат   -  сами пишем, сами себя издаём….

Я, конечно, понимаю, что острие общественной критики сейчас направлено на моё родное в прошлом ведомство   -   как, мол, допустили, зачем загрифовали.  С формальной точки зрения все  претензии понять можно.  Однако, не сочтите меня тем самым куликом, защищающим родное болото  -   просто я, много лет работавшая начальником отдела двух Министерств подряд,  -  Минпромнауки и МОН,   -   хорошо знаю процедуру грифования учебников.  В задачу чиновников не входит читать книги, представляемые авторами.  Это ведь только на первый взгляд кажется, что любой министерский чиновник может и должен разбираться в обществознании.  А если учебник, например, по сопромату?  Я, конечно, могу открыть учебник по ядерной физике или китайскому языку,   -   и тут же закрыть его, толку будет немного.  Задача Министерства   -  разработать критерии и процедуру экспертизы, организовать экспертизу, привлекая к ней научное сообщество, подвести итоги этой экспертизы и присвоить гриф.  Министерство не влезает    -  и не может влезать по регламенту   -   в содержательные вопросы, доверяя научному, академическому сообществу, учёным РАН и других государственных академий наук, экспертам, пул которых складывается десятилетиями.  Если  экспертиза, как в случае с учебником Никитина, проведена некачественно, разумеется, весь огонь критики обрушивается на МОН, хотя  гораздо правильнее было бы запросить фамилии тех, кто поставил свои подписи под экспертным заключением.

Согласно информации, представленной «Дрофой», злополучный учебник   был включен в Федеральный перечень учебников на основании следующих экспертных заключений: научная экспертиза – Российская академия наук (РАН) № 10106-5215/408 от 14.10.2011, педагогическая экспертиза – РАН, № 000959 от 25 января 2014 г., общественная экспертиза – Некоммерческое партнерство "Лига образования", № 587 от 31 января 2014 г.

Возникает сразу несколько вопросов    -   куда и чем смотрели уважаемые академики РАН?  Почему не было получено экспертное заключение от РАО, как от профильной академии  (уж они бы такой ляп точно не пропустили)?  Не нужно ли пересмотреть сами принципы организации экспертизы учебной литературы?

Насчет последнего, кстати,  -  помню ещё в бытность мою начальником отдела МОН, соответствующее поручение Правительства имело место быть.   Лично я бы  восстановила монополию на учебное книгоиздание,  возложив функции издания грифованных  учебников на издательство «Просвещение».  Тем, кто сейчас завизжит о нарушении принципа свободной конкуренции, предлагаю  покурить бамбук   -   там, где речь идет об учебной литературе, свободной конкуренции делать нечего, эта среда вообще не конкурентная.   Правда, в сегодняшних условиях любое поползновение к переформатированию этого золотоносного рынка чревато стрельбой и закатанными в цемент издателями, поэтому и  не трогают.  
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments