Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Categories:

Буквальная, и очень чувственная, геометрия

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

На днях в Москве прошла мировая премьера нового фильма феерической документалистки Екатерины Ерёменко, которая получила мировую известность три года назад,  сняв буквально за три копейки «Чувственную математику»     -  сборник из шести новелл  -  монологов великих математиков.  «Чувственная математика» объехала весь мир, схватила кучу фестивальных наград, была переведена на десяток языков, продемонстрирована на церемонии вручения Абелевской премии и произвела мини-революцию в научно-популярном кино.  Её показывали в крупнейших российских университетах, где она вызвала взрывной интерес. В Новосибирском Академгородке, например, вместо двух дней показа пришлось крутить картину целый месяц. Пожалуй, никто сегодня  не умеет так увлекательно рассказывать о научном знании, как Ерёменко, по образованию сама математик и популяризатор науки по призванию.

Новый фильм под названием «Буквальная геометрия»  поспешили окрестить сиквелом «Чувственной математики», но с первых кадров понимаешь, что никаким сиквелом и не пахнет.          Признаюсь, я шла на «Буквальную геометрию» с опаской,   -  в предыдущий фильм Ерёменко я просто влюбилась, а теперь боялась увидеть бледную копию. Екатерине нужно отдать должное   -  для того, чтобы вслед за успешным фильмом на весьма нетривиальную тему сразу начать снимать новое кино, в принципе, о том же самом,  нужно обладать не просто незаурядным талантом, но и в хорошем смысле слова идейной одержимостью, целеустремленной упоротостью : ). Редко кому удается не снизить планку, повторить успех и не стать «режиссером одной картины», а вот Ерёменко это удалось.



Если в прошлой картине математика представала уделом одаренных одиночек, то «Буквальная геометрия»  методом включенного наблюдения показывает повседневную жизнь научного коллектива    -    научно-исследовательского центра дискретизации в геометрии и динамике  Технического университета в Берлине.   Это интернациональный коллектив, выполняющий рассчитанный на 12 лет проект под руководством русского ученого  (что по нынешним временам большая редкость) Александра Бобенко.  Сам Бобенко, представлявший фильм вместе с режиссером, рассказал, что Ерёменко удалось не только приучить ученых к своему ненавязчивому присутствию, но и органично вписаться в группу    -   режиссёр научно-популярного кино, профессионально понимающий предмет, о котором снимается его картина   -   это огромная редкость.

В отличие от «Чувственной математики», поведавшей нам о философии науки и зафиксировавшей монологи ученых,  «Буквальная геометрия»   посвящена научной коммуникации,  совместному творческому поиску, процессу передачи знаний от поколения к поколению, то есть, раскрывает сам научный процесс.  Бесконечные научные дискуссии, обсуждения, лекции в студенческих аудиториях,   -   ни в коем случае не пустопорожний обмен информацией, а моментальный выход на практическую реализацию результатов исследований и их визуализацию.   Геометрия   -   крайне кинематографически благодарная дисциплина,  ибо она великолепно визуализируется, и на глазах у изумленного зрителя нарисованные мелом на доске точки и прямые превращаются в пирамиды Лувра, а вот мы видим в кадре Александра Бобенко с его венским коллегой, ещё одним членом группы,  Хельмутом Потманом,  громоздящих какие-то новые павильоны на реконструированную в прошлом году Эйфелеву башню.

В перерывах между научными спорами герои картины ведут совершенно обычную жизнь:  аспирант пляшет в школе танца, профессор лабает на гитаре и тренируется в метании ножей,  профессор Юрий Сурис дурачится с дочкой, Александр Бобенко медитирует, катаясь на лодке по Берлинскому парку, а его учитель, почтенный Александр Итс в свои семьдесят стоит на голове и делает 30 отжиманий. И все они с почтительным придыханием беседуют с легендами мировой науки    -   девяностолетним Фрименом Дайсоном, великим математическим физиком, и Джоном Нэшем, единственным в мире ученым   –  обладателем одновременно и Нобелевской, и Абелевской премий.   .  Режиссер рассказывает, что Нэш вез съемочную группу к Дайсону на своей машине,  -  точно как в анекдоте «Не знаю, кто такой этот Дайсон, но шофером у него лауреат Нобелевской премии»….

Диалоги Дайсона с Нэшем, наверно, наивысшая композиционная кульминация «Буквальной геометрии»:  «Я не уверен, что я сам настоящий математик».  -    говорит нобелиат,  награжденный премией в экономической номинации.  Впрочем, проблемы с самоидентификацией у Нэша были всегда,  -  судьба его складывалась трагично, и  отснятого фильма он уже, увы, не увидел, ибо погиб в ДТП весной нынешнего года,    -   Екатерина Ерёменко стала последней, кто запечатлел математическую легенду на пленку.  Кинематографическая судьба его коллеги Дайсона, работавшего с самим Эйнштейном,  кстати, тоже не задалась   -    его снимал Стэнли Кубрик в своей «Космической Одиссее», но в итоге весь 10-минутный хронометраж вырезал.

А вот Ерёменко  -  не вырезала, за что ей низкий поклон.  Что-то мне подсказывает, что кадры с Дайсоном и  Нэшем войдут в документальную киноклассику.

«Буквальная геометрия»   -   полилингвистичный фильм, демонстрирующий глобализацию научной жизни:  герои переходят с немецкого на английский,  с английского на русский,  тот же Бобенко читает лекцию одновременно на двух языках, и камера выхватывает то его наиболее перспективную аспирантку, то ассистента, обдумывающего житьё и взвешивающего свои шансы в науке.  Слегка обалдевшему от вращения конусов, пирамид, параллелепипедов и искривляющихся поверхностей зрителю предлагается порешать какие-то несложные задачки, пока идут финальные титры, и хочется уже спросить Екатерину Ерёменко, когда мы увидим продолжение увлекательного математического сериала,   -   «Линейная алгебра»,  например.  Или «Математическая логика».
Tags: ММКФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments