Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Бассейн, возлежат патриции и все поют

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Любимый Московский камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского презентовал новую постановку   -    незаслуженно малоизвестную оперу Н.А. Римского-Корсакова "Сервилия", премьера которой состоится в театре 15-17 апреля.   Позавчера в театре прошла пресс-конференция и показали кусок репетиционного прогона.

"Сервилия" в среде меломанов почему-то считается неудачной оперой Римского-Корсакова    -   есть странный стереотип, мол, Римскому-Корсакову не нужно было бы отступать от  привычной ему  русской фактуры и обращаться к неожиданным  темам и эпохам.   В начале прошлого столетия "Сервилия"  выдержала 7 представлений и сошла со сцены.  Дирижер-постановщик Геннадий Николаевич Рождественский, чьё 85-летие  театр Покровского пышно отмечает в этом году, с такой оценкой категорически не согласился и инициировал не только постановку "Сервилии"  на сцене театра, но и её студийную запись, ибо "Сервилия"   -  единственная опера Римского-Корсакова, не существовавшая в аудиозаписи.

Опера написана по драме Льва Мея   -   на сцене Рим времен Нерона,  заговор против преторианца Тигеллина,  начало проникновения христианства.  Опера проникнута символизмом    -   по мнению режиссера Ольги Ивановой, загадочный старик,  маячащий по сцене в начале и конце действия и призывающий к вере в единого Бога,   -   намек на апостола Петра.  Или Павла, кому как больше нравится.

Российский зритель, включая самого музыкально искушенного, "Сервилию" не слышал,  а восьмиминутный отрывок из двухсполовинойчасовой оперы, продемонстрированный нам  великолепными в любом формате Татьяной Конинской и Александром Полковниковым, всё-таки не дает исчерпывающего представления о всех её музыкальных достоинствах.  Тем не менее, и этот фрагмент,  по выражению молодого дирижёра Дмитрия Крюкова,  "пьянящая, божественная музыка",  опровергающая расхожее выражение критика Стасова о том, что Римский-Корсаков-де не умеет писать речитативы.   Ещё как умеет, ещё какие речитативы!

Но самое поразительное в постановке, на первый взгляд, конечно, её визуальное оформление.  Завсегдатаи театра Покровского, привыкшие к тому, что их любимый театр  -  трансформер, меняющий конфигурацию зрительного зала как угодно, в зависимости от режиссерского замысла, будут потрясены  полностью бронированным в сусальное золото залом, превращенным в римский форум.   Зал полностью "одевается в бронь" декораций, включая перекрытие потолка и  огромный бассейн в центре, вокруг которого будут возлежать патриции.  Зрителю предоставляется возможность почувствовать себя римским гражданином и, сидя  в амфитеатре,  полностью погрузиться в атмосферу Рима начала 1 столетия.   На форумной лестнице   -   вечное евангельское  Beati pauperes spiritu, qouniam ipsorum est regnum caelorum.

На вопросы ослепленных золотом зрителей, во сколько обошлось такое великолепие, директор театра Олег Михайлов скромно заметил, что сразу после московской премьеры "Сервилии" театр улетает в Крым   -  зарабатывать деньги, чтобы расплатиться с долгами за Рим времён упадка.

Рекомендую уже сейчас запасаться билетами,  о свободные римляне.

Михаил Степанович Кисляров поделился ближайшими планами театра   -    5 июня нас ожидает премьера "Мракобесы. Симфония отчаяния" к 110-летию Шостаковича,  30 июня   -   "Ариадна на Наксосе" Рихарда Штрауса в постановке Ханса-Йоахима Фрая, а в конце декабря   -   главный сюрприз года   -    любовный треугольник "Диего и Фрида"   -   финская (!) опера (!!!) Калеви Ахо, вестимо, про Риберу, Фриду и Троцкого,  созданная в сотрудничестве с хельсинкским Центром Сибелиуса.  
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments