Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Наверно, я тоже в чем-то шиит.....

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пишет Медвежонок:

"Спорили с Аятоллой Гаемом Магхани об этике политической борьбы. Занятно, что я занимал более радикальную позицию, чем Аятолла (к ним принято обращаться "Хаджи-ага" и чаще в третьем лице). Я в пылу дискуссии приписал себе высказывание Ришелье, что ни к чему уметь отличать добро ото зла, если нет желания активно бороться со злом. Аятолла вежливо и терпеливо парировал, что умение отличать добро ото зла ценно само по себе.

Он умнее, ему по должности положено хорошо знать этику, а Гаем Магхани еще и книги про этике писал. Он мне одну подарил, но    -    увы!    -    на немецком языке.



Беседы с аятоллами были для меня очень поучительными еще и в том смысле, что выяснилось, что я совершенно неверно представлял себе некоторые положения шиизма-12  (а я-то искренне считал себя неплохим востоковедом). Смайлик «frown»


Так я был убежден, что проблема выбора между Сопротивлением и компромиссом, проблема Хасана и Хуссейна является одной из важнейших проблем этики шиизма (как она на самом деле является важной, например, в этике исмаилитов или алавитов).

Так, когда Аятолла Тегерани сказал, что шииты-12 верят в непогрешимость 12 имамов, я возразил: "Как такое может быть? Хасан и Хуссейн принимают прямо противоположные, взаимоисключающие решения. Кто-то один из них должен быть не прав. Кто был не прав     -     это открытый вопрос, но кто-то из них все-таки ошибался".

Оказалось, что у шиитов-12 этой проблемы просто нет.

Решение ситуативно. Оба были правы, потому что принимали решения в разных условиях, которые и определяли то, что решения обоих были правильными. Позднее мне сказали, что у шиитов вообще есть, оказывается, поговорка, что, "если бы Хасан был в ситуации, в которой оказался Хуссейн, он бы поступил, как Хуссейн".

А я то считал, что, учитывая важность проблемы Свободного выбора человека и Свободы воли вообще в шиизме, это должно быть важнейшей этической компонентой шиитского дискурса. Я ошибался.

Были и другие вопросы о шиитах-12, в которых я ошибался. Например, о том, что важную роль в современном мировоззрении шиизма играет та великая шиитская традиция выступать на стороне обездоленных и угнетенных, еще другие вопросы. Век живи     -    век учись.

Так что имейте в виду, что если вы кого-то считаете по его рассказам хорошим востоковедом, то вы можете ошибаться. На моем примере это усвойте.

У меня, конечно, есть оправдание, например, что отношение к важности этой этической проблемы различно у исмаилитов, алавитов, друзов и шиитов-12, но, на самом деле, оправдания мне нет..."

--------------------------------------------------------------------------------------

Для меня, например, этот шиитский подход абсолютно естественен и прост, как всё очевидное.   Ведь Сталин и Троцкий   -    это именно Хасан и Хусейн,  и  попытка некоторых разделить мир напополам  и разбить башку об стену кажется дикостью.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments