Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Моё интервью с Ангелиной Никоновой

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Февральский номер "Союз кинематографистов - Новости"  вышел с двумя моими материалами, один из которых   -  интервью с генеральным продюсером Международного кинофестиваля современного кино "2morrow" ("Завтра") АНГЕЛИНОЙ НИКОНОВОЙ. В газетной версии интервью вышло слегка сокращенным, предлагаю вашему вниманию его  полную версию

См. http://unikino.ru/wp-content/uploads/sk_news/340.pdf,  стр.  7


В девятый раз в Москве прошел фестиваль современного кино «2morrow» («Завтра»). В его репертуаре по традиции собираются интересные авторские киноленты со всего мира, которые мы вряд ли увидим в прокате    -   необычные, новаторские фильмы, обычно не вписывающиеся в формат больших  кинофестивалей.  Сам фестиваль    -  авторский проект директора 2morrow Ольги Дыховичной и продюсера Ангелины Никоновой   -   не просто выдержал проверку временем, но и подошел к своему десятилетнему юбилею, став ярким, долгожданным событием культурной жизни Москвы, обретя своих фанатичных болельщиков и столь же фанатичных недоброжелателей.   На фильмы этого кинофестиваля практически невозможно купить билеты, но синефилы ухитряются просачиваться в залы всеми правдами и неправдами,  на каждом кинопоказе аншлаг. В  этот раз по независящим от команды фестиваля обстоятельствам 2morrow прошел не осенью, как обычно, а в январе, открыв тем самым Год российского кино.  На церемонии открытия руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский заверил зрителей, что его ведомство с удовольствием и дальше поддержит фестиваль, ставший бесспорным явлением культурной жизни столицы.
     

С продюсером фестиваля  2morrow Ангелиной Никоновой мы разговариваем в фойе Большого зала Музея Москвы, который почему-то принято называть Красным.  На самом деле, зал ни разу не красный, а скорее, Тёмный   -    пространство окутано таинственным полумраком    -   на стенах фойе размещена мультимедийная выставка,  спешащий в зал зритель видит кадры из фестивальных фильмов.  За загородкой   -   амфитеатр зрительного зала, набитого битком, идет вечерний кинопоказ.



-   Ангелина, с одной стороны, хочется вас поздравить с аншлагами, показателями успеха, с другой   -  пожаловаться:  на фильмы очень трудно попасть, фестиваль явно перерос рамки камерного и требует увеличения пространства. Даже при наличии нескольких залов зрители жалуются, что интересные картины в фестивальном расписании пересекаются, накладываются одна на другую.  Планируете ли расширяться?

-    Второй раз подряд 2morrow проходит в Музее Москвы, ставшем настоящим другом фестиваля.  Сеансы идут в Большом и Малом залах Музея и в расположенном на его территории Центре документального кино.   В этом году Музей Москвы не просто хозяин площадки, разместивший нас, но полноценный соорганизатор кинофестиваля.  Наши команды органично вписались друг в друга, и мы надеемся, что наше сотрудничество с Музеем  будет иметь дальнейшую историю и  2morrow здесь пропишется надолго.  Аншлаги нас радуют,   -   нет ничего приятнее, когда твой проект востребован и вызывает неспадающий интерес,  -    но, безусловно, мечта любого устроителя кинофестиваля, любого создателя кино    -   сделать так, чтобы представляемый тобой фильм увидело как можно больше людей. Надеемся на то, что Музей оборудует ещё одно здание,   -   вероятность этого весьма велика.   Даже при том, что здесь  в  Большом зале 300 посадочных мест,  а в зале ЦДХ, где мы проводили фестиваль раньше,  600    -  вдвое больше,   -  Музей Москвы оптимален и по атмосфере, по энергетике,  и по возможностям организовать диалог со зрителем, устраивать фестивальную жизнь вне кинозалов.


-   Вы имеете в виду открытую вами в прошлом году киношколу 2morrowFilmScool?

-    Прежде всего, конечно, занятия киношколы, но не только   -    видеоарт, выставки, мультимедийные программы, лекторий, встречи с кинематографистами, ставшие уже традиционными Q&A -  сеансы вопросов и ответов на таких встречах.  Аншлаги у нас не только на кинопоказах    -    наш зритель привык к коммуникации, и организовать её    -  одна из наших основных задач. 

-   2morrow вполне можно назвать крупным международным кинофестивалем,  и если ММКФ делает упор именно на фестивальное, зрительское кино, то ваш кинофорум всегда специализировался на неформатном кинематографе.  Не боитесь ли того, что один программных принципов фестиваля   -  исследование природы «инаковости» в рамках  специальной программы «Я  -  другой» («Je suis un Аutre»)    -    сузит зрительскую аудиторию,  сдвинет фестиваль в сторону элитарных форумов для меньшинств,  понизит интерес массового зрителя?   Кино всё-таки массовое искусство.

-   Ни в коем случае.  Как видите, этого не происходит    -   из года в год зрительский интерес растет, фестиваль набирает обороты,  география показываемого кино действительно всемирная,  а билетов, как вы уже сказали, не достать…   Наша задача ровно обратная   -   вывести авторское кино из гетто, донести его до зрителя.  У фестиваля есть и другой  принцип     -   стирание любых границ.  Географических, ментальных, творческих, эстетических, социальных условностей.  Не бывает кино «не для всех», есть кино, которое нашло выход на зрителя, и есть кино, которому это почему-либо не удалось.   Программа «Я  -  другой»  посвящена носителю иной социальной, национальной, культурной,  идеологической, сексуальной идентичности   -  каждый из нас в тех или иных обстоятельствах хоть когда-нибудь, да чувствовал себя непохожим на других.  Мы стараемся, чтобы киноискусство помогало стирать, снимать границы, искусственно поставленные людьми между собой.

-   У вашего фестиваля, как у любого авторского проекта, весьма непростая судьба.  Несколько раз его проведение оказывалось под вопросом из-за дефицита финансирования, тем не менее, каждый раз фестиваль выплывал, в том числе благодаря и вашему упорству и организаторскому, продюсерскому таланту. В прошлом году  государство отказало в финансовой помощи 2morrow, и передумало в самый последний момент, когда вы уже практически справились самостоятельно.  Появились ли какие-то дополнительные сложности в этом году из-за финансового кризиса, антироссийских санкций?  Как их удается преодолевать?

-   Знаете, меня тревожит опасная тенденция    -    фестиваль развивается, становится масштабным явлением, растет посещаемость,  растут запросы зрителя,  а финансирование сокращается. Это большой риск.  Кризис   -     он для всех кризис, но понижать уже заданную планку не хотелось бы. 

Основную поддержку мы получили в этом году от департамента культуры Москвы. Так получилось, что из-за сдвига по срокам, произошедшего по объективным причинам, именно нам выпало открывать Год российского кино, и это приятное и знаковое совпадение.  Спонсоров мало, но есть твердая уверенность, что в следующем году их будет больше  (Ангелина подмигивает и улыбается  -  Д.М.).  Уже не первый раз прибегаем к опробованной технологии   -  запускаем краудфандинговый проект на сервисе Planeta.ru, созданном именно для поддержки творческих начинаний. Международный кинофестиваль   -   масштабное событие, требующее финансовых вложений.  Деньги нужны на покупку прав кинопоказа у правообладателей, на перевод, на субтитрирование, на приезд зарубежных кинематографистов в Москву….  Краудфандинг покрывает малую часть расходов, но имеет огромное  значение, поскольку собранные с миру по нитке деньги доказывают, что фестиваль нашёл свою нишу в обществе,  что он любим и востребован.  И за такую моральную поддержку мы безмерно благодарны всем, кто нашел возможность нас поддержать. 

-   А влияние антироссийских санкций как-то почувствовали?  Может, кто-то из зарубежных партнеров отказался от сотрудничества,  кто-то из кинематографистов не прислал фильмы?

-    Нет, такого не было, и в этом отношении можно считать, что санкции нас практически не затронули. Напротив, и география сотрудничества  расширилась, и кино присылают больше и охотнее   -   у фестиваля уже сложилась репутация, а это сильней любых санкций.  Тем не менее, если финансовую нестабильность считать оборотной стороной наложенных на Россию санкций, то здесь, конечно, трудностей прибавилось.  Сроки фестиваля сместились, курс евро подскочил, соответственно, выросла стоимость в рублевом эквиваленте  всех достигнутых договоренностей и наших обязательств, особенно это касается покупки прав на демонстрацию фильмов.  Приходится просить  войти в положение, и практически всегда нам идут навстречу, что тоже есть важный показатель доверия.

-   Главная задача фестиваля    -  помочь новому кино найти своего зрителя.  Приглашаете ли вы прокатчиков, есть ли у 2morrow какая-то своя, особая стратегия работы с кинопрокатом?  Ведь именно от него зависит, ограничится ли аудитория фильма фестивальным помещением или кино посмотрят те, для кого оно было снято.   Ведь сколько фильмов, прошедших через ваш фест, имело абсолютно гарантированную прокатную перспективу    -   и феерический индийский «Суд», победивший в прошлом году,  и «Уроки гармонии» казахстанца Эмира Байгазина, и очаровательный «Асфальт» Самюэля Беншетри, украсивший сегодняшнюю программу…  

-  Увы, такую стратегию выстроить непросто.  Обычно дистрибьюторы редко ходят по фестивалям,  предпочитая смотреть фильмы онлайн на специальных ресурсах.  Прокатную судьбу фильма определяет случай.  Если прокатчик решит, что у фильма есть прокатный потенциал, он купит права.  Но прокатчики   -   люди, и они часто ошибаются. Мы были бы рады организовать онлайн-кинотеатр и демонстрировать фильмы, показанные на фестивале, в онлайн-режиме в течение года.  Но здесь мы упираемся в пиратство, которое у нас процветает. Поэтому для правообладателей наша страна   -   зона риска. 

-  Ваша позиция по этому вопросу совпадает с точкой зрения Российского Авторского Общества…

-  Да,  я за  внедрение культуры просмотра.  Если посмотреть фильм будет стоить 15 рублей, это необременительно  для зрителя, и в то же время соблюдены права автора и правообладателя.

-  А в каком случае фильмы выкладываются на Youtube или другие сервисы для доступного просмотра?

-  Обычная ситуация   -  вето на бесплатный показ, но если правообладатель   -   сам режиссёр, то он может выложить фильм в открытый доступ:   для создателя  доход всегда вторичен по сравнению с массовым зрителем для своего творения.
 

-   Поговорим немного о вашем новом проекте  -  киношколе 2morrowFilmScool.  На кого рассчитана школа, кто в ней учится? Как организованы занятия?  Связаны ли ваши ученики с профессиональным кинообразованием,  профессиональным кино, или вы приоткрываете им путь в кинематограф?

-   Киношкола создавалась с целью влить новую кровь в российский кинематограф,  воспитать и обучить кинодеятеля новой формации.  У наших учеников нет опыта в кино, и студентов ВГИКа у нас нет.   Это начинающие    -     люди, у которых нет профильного кинообразования, но которые чувствуют в себе силы и потребность делать кино, начать свой путь в мире кинематографа.  Мы можем помочь им стартовать, делясь собственными знаниями и собственным опытом, приглашая как маститых киномастеров, так и тех, кто успешно дебютировал совсем недавно. 

Обучение довольно краткосрочное, от одного до трех месяцев, но зато методом интенсивного погружения.  Очное общение с лекторами, как видите, возможно в период кинофестиваля, а обычно школа работает в онлайн-формате.  Это позволяет дистанционно «посещать» школу не только россиянам, но и кинолюбителям со всего постсоветского пространства, а также, практически беззатратно приглашать лекторов со всего мира.  У нас уже отучились слушатели из 50 городов.  Мы намеренно держим низкие цены за обучение, это сознательная политика.  Кинообразование должно быть не элитарным, а доступным.

-  А чему учите?  Творчеству или бизнесу?  Снимать кино или его продвигать?

-  И тому, и другому,    -    охватываем все стадии кинопроцесса, все специальности   -   сценарист, режиссёр, монтажёр, продюсер, оператор-постановщик, художник-постановщик, гримёр, художник по костюмам, кино-композитор, звукорежиссёр, кино-переводчик, ну и, конечно, фильмейкер.  Мы свои задачи понимаем шире, чем посвятить в тонкости кинопроизводства, передать знания в узких специальностях.  Хотим нести истину о нашей профессии,  научить поверить в себя, не пасовать перед трудностями, не бояться первого шага, но и не завышать ожидания, не грезить об Оскаре за первую ученическую короткометражку.  А чем больше у тебя способности развернуть эту короткометражку в 4-хсерийный телесериал, тем больше шансов найти своего кинопродюсера.   Самое сложное, чему невероятно трудно научить  -  цеховым взаимоотношениям,  быть этичнее и терпимее друг к другу.
 

-  Может так получиться, что на следующем, юбилейном, 10-м 2morrow за призы будут состязаться  дебютанты  -  выпускники вашей киношколы?

-  Кто ж его знает, ничего никогда нельзя исключать.  Фестиваль 2morrow отличается от других ещё и тем, что не боится включать в свои программы дебютные фильмы.  В следующем году мы планируем отдельную российскую кинопрограмму, посвященную региональному кино.

-   А почему не хотите выделить отдельную номинацию для документалистики?  Практика показывает, что представляемая на кинофестивали документалка зачастую сильнее художественного кино.

-   Согласитесь, самый сильный фестиваль документального кино в России сегодня    -   это Артдокфест.  У фестиваля профессиональные отборщики, преданный зритель и отличная репутация. Устраивать конкурс документального кино ещё и у нас  большого смысла нет.  Но, конечно, в программах нашего фестиваля  встречаются документальные ленты, а особенностью нынешнего кинематографа вообще уже давно стали картины на стыке документального и игрового кино. 

-   Ангелина, успехов вам и вашему детищу, с нетерпением ждем десятого, юбилейного 2morrow! Спасибо вашей команде, вы делаете большое и многотрудное дело.

http://unikino.ru/wp-content/uploads/sk_news/340.pdf
Tags: ММКФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments