?

Log in

No account? Create an account
Склерозник
April 17th, 2016
12:12 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
И Крым, и Рим
-

Сервилия поклонение Минерве.jpg


В любимом Московском камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского наконец  посмотрели премьеру незаслуженно малоизвестной оперы "Сервилия", написанной Н.А. Римским-Корсаковым по драме Льва Мея,    -    виденный мной раньше восьмиминутный кусочек репетиционного прогона, конечно, не давал представления о великолепной музыке,  в начале прошлого столетия почему-то не оцененной российской публикой. В 1902 году премьера оперы была встречена с почтительной прохладой,  "Сервилия" выдержала 7 представлений и сошла со сцены, оставшись  единственной оперой Римского-Корсакова, не существовавшей в аудиозаписи,  -  слава Богу, партитуры сохранились.

Открывать зрителям никогда не виденные ими шедевры   -  фирменная изюминка театра Б.А. Покровского, и  дирижер-постановщик Геннадий Николаевич Рождественский  инициировал не только постановку "Сервилии"  на сцене театра, но и её студийную запись.  У поставивших оперу режиссера Ольги Ивановой и художника-постановщика Виктора Герасименко  получился совсем не "покровский" спектакль,  пробивающий рамки камерного театра  масштабной, помпезной,  поражающей имперской роскошью сценографией,  -  ведь на сцене Рим, пусть и клонящийся к закату,  отмеченное печатью порока императорство Нерона,  темное время заговоров, мятежей и казней,  упадок империи,  разъедаемой проникновением христианства.


Первое, что ещё до первых звуков увертюры потрясает воображение зрителей, привыкших к тому, что их любимый театр  -  трансформер, меняющий конфигурацию пространства как угодно, в зависимости от режиссерского замысла,    -     полностью бронированный в сусальное золото, включая перекрытие потолка, зал, превращенный в римский форум.  Зрителю предоставляется возможность почувствовать себя римским гражданином и, сидя  в амфитеатре,  полностью погрузиться в атмосферу Рима начала 1 века.   На форумной лестнице   -   вечное евангельское  Beati pauperes spiritu, qouniam ipsorum est regnum caelorum.   Реконструкция римского дворца  предусмотрена для массовых сцен    -   изобилие хоров, в которых задействована практически вся труппа,  и ансамблей "Сервилии" диктуют  потребность в пространстве.  Проанонсированный постановщиками бассейн, правда, не состоялся   -   и без него затраты на спектакль вышли за рамки запланированного, и грустный директор театра  объявил, что сразу после московской премьеры "Сервилии" театр улетает в Крым   -  зарабатывать деньги, чтобы расплатиться с долгами за великолепие императорского Рима.

Заговор против префекта преторианцев Софония Тигеллина проходит на фоне гонений на первых христиан     -   на сцене единственный, открыто призывающий к вере в единого Бога старик  (густой, насыщенный бас-баритон Кирилла Филина), в котором режиссеру Ивановой видится намек на апостола Петра, а мне   -  явная отсылка к самому Христу, побиваемому жестокой толпой,  а потом возвышающемуся над ней,  да одна из невольниц, скрывающая свое единобожие и пытающаяся спасти главную героиню Сервилию, дочь сенатора Сорана,   -  вот и все христиане, да и  заговор против главы преторианцев оказывается плодом чьего-то воспаленного воображения,  но кровь льется рекой.   А ведь поставь Римский-Корсаков "Сервилию" всего на три года позже,  её ожидал бы оглушительный успех, и воспринималась бы она не обращение к классике и не как экзотическое преданье старины глубокой,  а как суперактуальный, злободневный памфлет,  политическое иносказание в условиях свирепствующей цензуры...

"Сервилия" в среде меломанов почему-то считается неудачной оперой Римского-Корсакова    -   есть странный стереотип, мол,  не нужно было бы отступать от  привычной  русской фактуры и обращаться к неожиданным  темам и эпохам.  Критики упрекают композитора в несвойственном ему космополитизме совершенно незаслуженно и напрасно    -    при том, что в оперной ткани отчётливо читаются намёки на  по-германски тяжеловесные, вагнеровские оркестровки,  ясно слышатся народные греческие мотивы, дошедшие до нас с островной Греции,   "Сервилия"    -  образцовая, хрестоматийная русская музыка,  впитавшая в себя все достижения русской оперной классики и песенной мелодики.  Особая роль духовой и ударной секций оркестра,  виртуозно подчеркиваемая Римским-Корсаковым,  уместна здесь как нигде более,   -    большие русские композиторы никогда не избегали иллюстративности в музыке и умело ею пользовались.   Трехсполовинойчасовое действо  опровергает и расхожее выражение критика Стасова о том, что Римский-Корсаков-де не умеет писать речитативы,  -    речитативов в "Сервилии" и правда не много,  но они в основном атрибут камерных опер, к коим "Сервилию" при всём желании не отнесёшь.   Зато массовые сцены и музыкально, и сценически выходят практически эталонными, идет ли речь о прославлении Минервы и императора в первом действии,  о  панике римлян во время пожара  или  о суде над заговорщиками и ликовании толпы в последнем акте.

Сервилия  (Татьяна Конинская),  её отец сенатор Соран  (Александр Маркеев),  её жених, трибун Валерий (Захар Ковалёв),  закомплексованный, страдающий от неразделенной любви злодей Эгнатий  (Роман Бобров),  звездная тройка сенаторов  (Анатолий Захаров, Александр Бородейко и  Андрей Цветков-Толбин)  раскрываются в целой россыпи  блестящих арий и ансамблей,  составляющих основную ткань оперы и обрамляемых хорами   -  несущими конструкциями  всего музыкального  действа.
Великолепие божественной, пьянящей музыки и мастерство солистов театра  компенсируют недостатки режиссуры и сценографии    -    слепящее глаза великолепие антуража отвлекает зрительское внимание от  переживаний героев,  нарочито агрессивное торжество христианства, навязанное режиссером в финальном акте, смотрится слегка антиисторично и тенденциозно,  а  измазанная символизирующим кровь кетчупом колдунья Локуста смахивает на Зелибобу из мультика, и если бы не красочно-инфернальное меццо-сопрано Екатерины Большаковой,  смотрелась бы персонажем детского утренника.

Противостояние христианства и язычества, по замыслу режиссера,  заканчивается абсолютным торжеством первого    -   позолоченная Минерва, символический центр всего сценического пространства, сначала теряет руку, затем голову, а огромный крест в финальной сцене отделяется от стены и отбрасывает луч на бездыханное тело  Сервилии, предавшей свою веру и погибшей из-за этого предательства.   Представляется, что режиссер слегка поторопилась и отлистала страницы истории на пару-тройку столетий вперед от времен нероновых.


Сервилия Христос.jpg           Сервилия Соран.jpg


Сервилия крест несут.jpg             Сервилия вакханки.jpg


Сервилия Валерий.jpg             Сервилия крест несут-2.jpg


Сервилия Конинская.jpg             Сервилия драка Тигеллин.jpg


Сервилия крест несут-1.jpg           Сервилия крест отделился.jpg  

(6 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:valerikuzin
Date:April 17th, 2016 10:58 am (UTC)
(Link)
симпатично, слов нет
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 17th, 2016 03:31 pm (UTC)
(Link)
Причем это отнюдь не лучший, мягко говоря, спектакль театра Покровского
[User Picture]
From:duradulova
Date:April 19th, 2016 04:55 pm (UTC)
(Link)
Какая прелесть! Я иду в мае.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 19th, 2016 05:13 pm (UTC)
(Link)
Медвежонку не понравилось, а мне нормально
[User Picture]
From:duradulova
Date:April 19th, 2016 05:17 pm (UTC)
(Link)
Почему ж? Много золота и помпы? ;о)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 19th, 2016 05:21 pm (UTC)
(Link)
ага
My Website Powered by LiveJournal.com