Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

"Конец" реж. Гийом Никлу

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Потрясающая абсурдистская трагикомедия-притча Гийома Никлу  «Конец»   -    это фактически моноспектакль, сыгранный Жераром Депардье, демонстрирующим неизменную актерскую форму;  из тех картин, в которых, в общем-то, ничего не происходит, но невозможно оторваться от экрана.  Помимо главного героя, есть ещё парочка персонажей, но Депардье заполняет собой экран полностью, поглощая всё внимание и заставляя зрителя буквально «врастать» в дублёную шкуру его героя.

Большой, грузный человек едет на машине со своей собакой в лес на охоту.  Собака неожиданно исчезает, человек углубляется в лес на поиски и теряется сам, не может найти выхода и практически весь экранный хронометраж бредет наугад,  спит, пьет воду из бутылки, встает и опять идет,  проклинает всё на свете, матерится, недоумевает, бьется в истерике, боится,  кряхтит,  что-то бормочет, испытывает физическую усталость и дискомфорт, паникует, впадает в отчаяние,  опять и опять идет по заколдованному кругу…  Все человеческие страхи, комплексы и фобии, которые так явственно всплывают в наших кошмарных сновидениях,    -  самые распространенные сюжеты кошмарных снов, когда мы либо убегаем от кого-то и не можем убежать, либо заблудились, ищем выход и не можем найти, становятся сюжетами мирового кинематографа,    -  достаточно вспомнить попытки побега из замкнутых пространств у Бунюэля и Полански,  город Зеро Шахназарова…  Наиболее символический и многозначительный эпизод, на мой взгляд   -   когда герой, уже спасенный и вывезенный из проклятущего леса сердобольными гражданами, на следующий день как ни в чем ни бывало возвращается обратно,   -   и это тоже вполне распространенный тип поведения,  всё как в учебнике  психологии.

Аллегорический лес,  выйти из которого невозможно, дополняется  аллегорическими персонажами,  которые  могут, но не хотят помочь герою спастись и вообще ведут себя странно,     -    женщина инфернального вида, похожая на смерть, которую герой пригревает от безысходности и одиночества, разумеется, и есть сама Смерть, которая, как и часто бывает в жизни,  дает тебе шанс, которым ты, скорее всего, не воспользуешься.

Режиссеру и совершенно феерическому Депардье удается создать такое явственное ощущение безысходности и катастрофы, что зритель, выходя с фильма, просто физически испытывает одышку и гнетущий страх.  Сделано это настолько скупыми и сдержанными средствами художественной выразительности, что не поаплодировать создателям фильма нельзя.  Депардье, уже давно находящийся в той весовой актерской категории, когда уже можно не искать выгодных ракурсов,  играет и самого себя, и каждого из нас,  а мы просто физически проживаем его экранную  жизнь вместе с ним.
Tags: ММКФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments