Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Categories:

Ну и о порнографии, - куда уж без неё

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Надо отдать должное отборочной политике ММКФ и лично его председателя    -   стратегия устроителей фестиваля заключается в том, чтобы донести до зрителя максимальное количество киноработ по всему спектру, как говорится, ничего не расплескав, и в этом отношении всегда выручают рубрики  «Фильмы, которых здесь не было», «Секс, еда, культура, смерть», ну и, конечно, не надо забывать о спецпоказах    -   сюда можно поставить любое кино, которое не нашло себя в более традиционных номинациях.  Куратор программы "кина не для всех"  Стас Тыркин называет эти фильмы  «жемчужины, которые почему-то никто не отловил».



Жанр своей новой картины «Машина любви» молодой, но по-хорошему плодовитый  (в год по фильму, а то и по несколько)  режиссёр Павел Руминов сам определяет как лирический порнофильм, да ещё и с интригующим зрителя  собственным участием.   Руминов известен одновременно и  как автор малобюджетного психологического кино о молодом поколении, и как экспериментатор с художественной формой     -    он не боится привлекать непрофессиональных актеров, набранных по соцсетям,  снимать «дрожащей камерой» или дрожащим мобильным телефоном  на грани хоум-видео.  Всё это никогда не сулит блестящей прокатной судьбы   -     в СМИ вы не найдете рекламы руминовских фильмов,  посмотреть фильмы Руминова в кино практически невозможно, тем не менее, у него своя фанатичная аудитория, которая в руминовских героях узнает себя. 

На единственный фестивальный показ «Машины любви» набежал полный зал, невзирая на начало в полпервого ночи.  Тот, кто не слишком знаком с руминовским творчеством, купился на слово «порнофильм» в фестивальном каталоге,   а тот, кто смотрел другие фильмы Руминова, разумеется, небезосновательно ожидал подвоха.   Да, безусловно, картина содержит сцены, которые можно отнести к порнографическим  (можно похвалить за смелость и амбициозный эксперимент самого режиссера, снявшего себя и свою подругу, музыканта Наталью Анисимову, оказавшуюся выразительнейшей драматической актрисой), но недаром существует поговорка о том, что «русская порнография   -  это когда герои весь фильм имеют друг друга в мозг». 

«Машина любви»   -  это в какой-то степени логическое продолжение предыдущего фильма Руминова  «Статус: свободен», исследовавшего психологию зависимости -   в обоих фильмах зависимость проявляется при расставании, разрыве отношений  близких людей,  и  герои выворачивают наружу такое подсознательное, что  Фрейд плачет от бессилия в углу.   В  «Статус: свободен» главные роли играли молодые звезды отечественного кино Данила Козловский и Елизавета Боярская,  и ничего такого, что требовало бы пометки «18+» там нет,  а в «Машине любви» режиссёр, видимо, не удовлетворившись предыдущим результатом, решил препарировать свой собственный опыт.   Немногочисленные кинокритики, досидевшие до конца ночного показа, ворчливо  пеняют Руминову за нарциссизм   -    мол,  непомерное самолюбование эгоцентрика с аутофаллической фиксацией  (в переводе на человеческий язык,  эгоист, помешанный на своём члене),  избыточные монологи,  несостоятельные претензии на роль секс-гуру, унижение  влюбленных подруг и партнерш.   Мне же показалось, что тщательно создаваемый Руминовым экранный образ  настолько жизненен, типичен и узнаваем,   а ситуация мучительно-болезненного треугольника психологически зависимых друг от друга людей настолько  знакома каждому из нас,  что всё это делает фильм полным «попаданием в точку».

По поводу уже упомянутой мной Анисимовой, которой досталась самая неблагодарная во всех отношениях роль, с которой она справляется виртуозно,   -   я удивлюсь, если в ближайшее время она не пойдет нарасхват у режиссеров, снимающих остросоциальное и психологическое кино.




Раз уж начали говорить о порнографии, предлагаю продолжить,  -  чего-чего, а этого в номинации «Фильмы, которых здесь не было»  в нынешнем году было предостаточно.   Первые полчаса  фильма французских режиссёров  Оливье Дюкастеля и Жака Мартино «Тео и Юго в одной лодке»    -   чистой воды гомосексуальная порнография, изысканно снятая и для поклонников подобной эстетики, безусловно, высококлассная   -   двое молодых людей  встречаются и познают друг друга в парижском секс-клубе.   Тот, кто высидит первые полчаса в ожидании, собственно, сюжета, будет вознагражден   -   после сексуального знакомства  партнеры наконец узнают  имена друг друга и сразу, с головой окунаются в «отношения», или, по крайней мере, в то, что они этим словом называют.  Предельная психологическая и социальная незрелость  (героев, увы, иначе чем половозрелыми назвать язык не поворачивается),  бьющий в глаза инфантилизм,  тщательно маскируемая внутренняя опустошённость и бесконечное одиночество, неспособность  чем-то заполнить свою жизнь,   -   режиссеры, безусловно, дают обобщенный портрет поколения.  Тео и Юго за праздной болтовней ходят и раскатывают на велосипедах по абсолютно пустым парижским улицам     -    встретились два одиночества,  которых ничего не связывает, кроме приятно совместно проведенного времени,  и больше никакого смысла в их жизни нет.

Внезапно выясняется, что секс в клубе был незащищённым, а один из партнёров  ВИЧ-инфицирован, после чего  флёр романтического знакомства моментально исчезает,  и голубки понимают, что теперь они действительно в одной лодке    -   придется сломя голову нестись через весь Париж обследоваться в медицинский центр, где юношей облаивает консервативной внешности старикан  («Почему педиков у нас всегда  принимают вне очереди??...»), и вообще после любовной эйфории жизнь поворачивается  своей неприветливой стороной   -    наступает ответственность за  выбор своего образа жизни.  Внезапно возникшие менторские интонации режиссёров  дополняются подробной, дословной сценой медицинского приёма в лаборатории борьбы со СПИДом,  и начинаешь задумываться, а не социальная ли реклама перед нами, не экранизированная ли инструкция санпросвета  «Что делать, если вы или ваш партнер заразились».

Далекий от гомосексуальной проблематики зритель смотрит «Тео и Юго…» с вежливым участием,  ожидая какой-то яркой и неожиданной концовки,  (если не трагической развязки и не хэппи-энда, то на худой конец хотя бы обнародования результатов теста на СПИД), но фильм обрывается на полуслове,  оставляя в недоумении     -     видимо, и в самом деле  реклама центров борьбы со СПИДом, больше ничего в голову не приходит.
Tags: ММКФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments