Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Осторожно, дети!

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Два полнометражных конкурсных фильма приехали на 12-й Казанский Международный Фестиваль Мусульманского Кино из стран, о кинематографе которых вы, уважаемые граждане и милые старушки,  бьюсь об заклад, не имеете никакого понятия,  -    ОАЭ и Малайзии.  Так совпало, что обе картины   -   о детях и их проблемах.



Режиссер Сайид Сальмиин из Объединенных Арабских Эмиратов уже несколько лет назад самоопределился  в пользу семейного кино.  Его новая картина  «Отправляясь в небеса»   -    нечто среднее между детским фильмом, семейной драмой и роуд-муви.  Одиннадцатилетний Султан живет в достаточно благополучной семье, но жизнь его безоблачной не назовёшь     -    полного взаимопонимания с отцом и мачехой достичь не удается,  и главная мечта мальчика   -    жить вместе с нежно любимой бабушкой.   Вместе со своим лучшим другом-ровесником Султан отправляется в странное и запутанное путешествие из Абу-Даби через Дубай в Фуджейру на поиски бабушки.  На пути мальчики встречают немало хороших людей, которые помогают юным путешественникам, но бабушку найти так и не удается, и предстоит обратный путь.  Фильм очень психологичен, слегка затянут за счет детально прописанных диалогов   -   дословной вербализации чувств героев, проговаривающих все мысли и эмоции.

Всепожирающая любовь ребёнка к бабушке превращается в навязчивую идею, и, не найдя её в родном городе, мальчик назначает на роль бабушки чужую старушку, лицо которой прикрыто никабом    -   своеобразный взгляд на роль никаба в повседневной жизни, позволяющего мистифицировать других и самого себя.

Главная удача картины   -    отличный кастинг на роли мальчиков.  Султана и его друга играют два брата, которым, уверена, уготовано большое кинематографическое будущее.  Юный актер, играющий Султана, легко победил бы на конкурсе красоты, если бы они проводились среди детей,    -  бывает такая фарфоровая, открыточная красота, к которой в данном случае прилагается совершенно очевидное актёрское дарование.




Неизгладимое впечатление на казанских зрителей произвела проблемная картина малайской кинематографистки Моны Ризы Тунку  «Смирение (Редха)»   -   после показа разгорелась дискуссия,  вполне доброжелательная, как это всегда бывает в Казани, завершившаяся слезами в три ручья   -  рыдал весь зал, начиная с режиссёра.  Фильм Моны Ризы продолжает длинную линейку киновысказываний о детях-аутистах, их социальной адаптации и взаимоотношениях с миром.  В Европе тема сегодня сверхобсуждаема и снимается много социального кино, в котором проблема детей с особенностями развития рассматривается сквозь призму толерантности, гуманизма и сопереживания.  Доминирует точка зрения, что дети-аутисты находятся в границах психиатрической нормы, просто обладают своеобразными особенностями поведения.

Не знаю, какую цель изначально преследовала  Мона Риза Тунку, но результат, на мой взгляд, получился диаметрально противоположный европейской концепции.  Поначалу кажется, что автор жёсткими, на грани фола способами намеренно добивается от зрителей  не эмпатии, а наоборот, неприязни к герою. Ребёнок, показанный в её фильме, вызывает всё, что угодно, кроме сострадания    -    ему сложно сопереживать.  Он сводит в могилу мать, уставшую бороться, и чуть не становится причиной гибели отца, он служит постоянным источником угрозы и беспокойства,  он так и не начинает членораздельно говорить к 14 годам,  «головку не держит»  -  не координирует движения,     -   и вообще на аутиста не похож, а похож на пациента в состоянии агрессивной дебильности.  Тем не менее, Малайская ассоциация по работе с аутистами  ставит именно такой диагноз и начинает долгую и кропотливую работу с ребёнком. 

Единственное, что никаких сомнений не вызывает   -   родительский подвиг отца мальчика, на которого после раннего ухода матери ложатся все тяготы по приобщению сына к социальной жизни.  Терпение и безграничная любовь не могут сотворить чудо,  но являются чудом сами по себе.

Нельзя не отметить высший пилотаж автора в работе с актерами   -  ни один из двух  мальчиков, играющих героя в 7-летнем и в 14-летнем возрасте,  аутистом не является, но поверить в это, глядя на экран, крайне трудно.

Метод Моны Ризы Тунку опрокидывает весь наш набор представлений о проблеме, и вряд ли автор, затевая картину, не догадывалась о производимом ей эффекте и не предвидела его.  Жёсткая, откровенная и безжалостная картина снята, безусловно, во благо,   -   видимо, автор полагает, что разрушить стереотипы о детях с особенностями развития можно, не сглаживая проблему, а наоборот, обостряя её до предела.  И в этом плане режиссёра саму можно назвать тонким психологом и манипулятором   -   снять любого ребёнка так, чтобы его хотелось не приласкать, а придушить   -  это надо уметь.  У Моны Ризы получилось.

Tags: КМФМК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments