Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Category:

Уголок короткого метра

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что делает документальная короткометражка "Корни зла"  сербского режиссёра Желимира Гвардиола на фестивале мусульманского кино, никто так и не понял.  Никаких мусульман в помине нет,  в кадре   -   белградская тюрьма для  заключенных, сидящих за тяжкие уголовные преступления.  Фильм строится из переплетения монологов отцеубийц и матереубийц,  мужчин, убивших своих жён и  женщин, убивших своих мужей.   Каждая история   -   социально неблагополучная семья,  запущенный алкоголизм, наркомания, неконтролируемая агрессия,  дефицит родительской любви и внимания,  несложившиеся отношения между пасынком и отчимом и прочие болячки, характерные для любого общества.   Запоминается  тётка, грохнувшая своего муженька  -  таких забитых, загнанных, регулярно унижаемых женщин мы встречаем повсеместно, но не каждой удается радикально покончить с источником зла.  Больше всего поражает будничность подобных признаний  ("Он меня избивал 25 лет, и вот однажды я не выдержала....")  и вполне объяснимое отсутствие раскаяния,   -    бывают случаи, когда убийце сочувствуешь больше, чем жертве.  Действительно, сложно объяснить женщине,  которая просто  устранила источник четвертьвекового кошмара, почему преступник  -  она, а не тот, кто её избивал и унижал 25 лет.    Классическое социальное кино.

Сборник киноэссе  иранца Резы Хаери  "Вот этими руками" в аннотации охарактеризован как  9 зарисовок о ремесленниках, работающих в разных городах Ирана.   Однако слово "ремесленник"  не очень вяжется с весёлым кузнецом-литейщиком,  лиричной валяльщицей войлочной обуви,   эпатажным ковроделом,  готичной модельершей эксклюзивной одежды и другими мастерами,  которых уместнее называть самобытными художниками.  Это ни разу не этнографическое кино:  все герои картины   -  не представители традиционных иранских ремесел из деревень,  а носители городской, модернистской, слегка богемной культуры, глубоко светской   -   камера успевает ухватить, с каким нетерпением  продвинутая модельерша сдирает с головы платок, едва закадровый интервьюер объявляет,  что беседа закончена.

26-минутный документальный рассказ о том, как интегрируется во французское общество молоденькая марокканка-эмигрантка Фатима "Республика Фатимы" вызвала, наверно, самую страстную и горячую дискуссию на всем фестивале   -   блондинистую режиссершу-француженку Паскаль Берсон-Лекьюайер  буквально забросали острыми вопросами представители казанских "консервативных кругов".

Героиня картины нисколько не жалеет об утрате национальной идентичности и с гордостью  называет себя француженкой.  Арабская девушка вполне сознательно порвала с магрибинским прошлым, выбрала в качестве места постоянного проживания Париж, где сразу же влилась в активную общественную жизнь, пополнив ряды активных феминисток, правозащитников и левацкой бунтарской молодежи    -    вот мы видим Фатиму на митинге в поддержку расширения прав профсоюзов,  а вот её уже винтит полиция за участие в шествии против проституции и абортов.  Для Фатимы и её единомышленников торговля телом    -   социальное зло,  одно из уродливых родовых пятен капитализма,  и девушка с мегафоном в руках клеймит либералов,  настаивающих на том, что проституция есть свобода самовыражения и распоряжения собственной личностью.

От внимания режиссера Берсон-Лекьюайер,  несмотря на её энергичные попытки заверить зрителей,  что сама она вне политики и  не исповедует никаких взглядов, а просто изучает социальную адаптацию личности, не ускользнул глубокий раскол среди французских левых    -   на предвыборном митинге Фатима и её друзья  выражают  протест против кандидатов от Левого Фронта и даже пытаются с ними подраться.

Проблемы адаптации эмигранта в иноязычном и инокультурном окружении   -   тема более чем популярная, однако консервативных казанцев смутили демонстративный разрыв героини с собственным прошлым, традициями и корнями и настойчивое  педалирование гендерных и ЛГБТ-проблем в среде евролевых.  Бедняжка  Берсон-Лекьюайер  ушла непонятая,  повторяя заклинания о том,  что она  в политику не лезет,  в то время как воспринимается её документальный фильм именно как политический манифест.  
Tags: КМФМК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments