Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

С небольшим опозданием, - о лучшем на Казанском кинофестивале

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

   

С распределением призов высоким жюри под руководством Александра Прошкина  можно было бы безоговорочно согласиться, если бы не незаслуженно, на мой взгляд, обойденный вниманием  фильм  бангладешского режиссера Абу Шахеда Эмона   «История Джалала»     -    на мой взгляд, явно претендовавший на награды.   Трагическая история мальчика, найденного в выброшенном в реку горшке,  разумеется, недвусмысленно ассоциируется с библейской историей пророка Моисея  (в исламской традиции Мусы),  но  Эмон снимает классический фильм-обманку:  вместо философско-религиозной притчи он рисует реалистическое социальное кинополотно,  обличающее извечные и непреходящие  язвы бангладешского общества    -   нищету, коррупцию, торговлю детьми,  детский рабский труд,  обскурантизм и невежество традиционного общества,  не  меняющегося  веками,  униженное положение  женщины.  Мальчик Джалал, первоначальный спаситель которого из реки через несколько лет снова сажает ребенка в горшок  и сбрасывает на верную смерть в реку,  выживает, но превращается в преступника, звереныша, типичного выходца из деревенской криминальной среды     -  такая трактовка жизни героя, конечно, десакрализует все аллюзии на житие пророка.  Драматично-динамичный сценарий, беспощадный реализм и высокое социальное звучание, несомненно, достойны отдельного приза, но увы, феномен бангладешского кино в России пока не оценен по достоинству.

   

Заслуженный приз за лучшую женскую роль получила уже знакомая российскому зрителю по фильму Никиты Михалкова «Урга: территория любви» актриса и народная певица Бадема, буквально влюбившая в себя зрителей казанского кинофестиваля.  Сама Бадема,  режиссер фильма «Норжмаа»  Баянерул и вся съёмочная группа    -    этнические монголы, живущие в китайской Внутренней Монголии. Действие происходит в 1939 году в Хулунбуирской долине во время войны с Японией.  Норжмаа, которая и коня на скаку остановит, и в горящую юрту войдет,  отказывается  уходить с односельчанами и остается одна, лицом к лицу с военной реальностью.  В один прекрасный день в её юрте  появляются двое раненых солдат    -  русский парень, потерявший руку и переживающий за  то, что товарищ Сталин заметит его отсутствие на театре военных действий и огорчится, и японец, оставшийся без ноги.  Норжмаа,  чья любовь ко всему живому  всепобеждающа,  -   будь то лошади, овцы,  щенята, русские или вражеские японские солдаты,    -  весь фильм выхаживает своих новых жильцов и пресекает их настойчивые попытки убить друг друга.  Светлая и добрая комедия о том, как человеческое побеждает смерть, ненависть, вражду.  Фильм Баянерула «Норжмаа» был  признан в Китае лучшим фильмом 2014 года.

   

Вопрос о Гран-при фестиваля был решен на редкость единогласно,    -    и членами жюри, и зрителями.  Вне конкуренции оказался фильм 29-летнего, но уже маститого иранца Хади Мохагеха «Бессмертный».   В кадре     -   персидская глухомань, где-то в провинции Бушер, где люди живут традиционным укладом, с трудом позволяющим определить время действия картины.  Главный герой    -  старик, страдающий из-за того, что погубил свою семью в ДТП, и весь фильм мучительно пытающийся свести счеты с жизнью.  Единственная родная душа,  пятнадцатилетний внук,  трогательно ухаживает за дедом, буквально доставая его с того света.  Религиозная тема фатальной предопределенности человеческой судьбы вступает в противоречие с гуманистическим мотивом сострадания, сопереживания, борьбы за жизнь близкого человека.

Физиологичный натурализм, с которым снят добровольно гниющий заживо человек, не отталкивает, а лишь подчеркивает мастерство режиссера и оператора  (вторая награда, полученная «Бессмертным»   -  приз за лучшую операторскую работу).  Социальные пороки общества, застывшего во времени, показаны автором фильма весьма хлёстко и безжалостно     -    сцена женитьбы пятнадцатилетнего на тринадцатилетней, более напоминающая сделку родственников, потрясающий по сатирической силе сюжет о «джиннах»   -  деревенских шарлатанах, зарабатывающих на «исцелении», а точнее, одурачивании верующих,   -   лучшие эпизоды картины.
Tags: КМФМК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments