?

Log in

No account? Create an account
Склерозник
October 31st, 2016
11:31 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Трактористы, социалистическое соревнование, секс и ватник
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В рамках фестиваля музыкальных театров  «Видеть музыку»  в Москву приехала оперная труппа  «Санкт-Петербург Оперы»  со знаменитой постановкой оперы  Родиона Щедрина «Не только любовь».   В начале 60-х годов прошлого столетия тот самый Василий Катанян  (да-да, тот самый)  написал либретто  по «деревенским рассказам»  Сергея Антонова    -   «Тётя Луша», «Поддубенские частушки» и другим,  посвященным шекспировским страстям  послевоенного  колхозного крестьянства.   Для Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского, на сцене которого на днях прошло, увы, единственное представление,  опера Щедрина знаковая   -   более 40 лет назад,  18 января 1972 года,  именно этой постановкой Покровский открывал театр.  Маэстро был оригинален во всем,    -    и то, что оперным хитам он предпочел непопулярную нехитрую историю деревенского любовного четырехугольника, наглядное тому свидетельство.

«Не только любовь»   -  опера с поистине несчастливой судьбой:  её премьера в 1961 году в Большом театре провалилась,  высоколобый зритель в разгар «оттепели» не оценил колхозные страдания и частушки под тальянку,  а  адепты «почвеннического искусства», наоборот,  сочли постановку интеллигентским издевательством над советским сельским тружеником, примитивизацией народной жизни и  не слишком тщательно замаскированной антисоветчиной. Сам Щедрин всегда говорил, что  советское культурное начальство, услышав со сцены  слова «сумбур вместо музыки» из уст одного из теноров-трактористов и «тут всё гнилое» из уст председательницы колхоза, поручающей своему ухажеру залатать крышу сарая, тоже сочло оперу диссидентской, не упоминая при этом, например, то, что в 1972 году, после показа оперы в театре Покровского, композитор  получил за неё Государственную премию СССР…

Ни одно последующее возобновление постановки не увенчивалось успехом, пока за оперу не взялся  худрук «Санкт-Петербург Оперы»  Юрий Александров.  Ленинградские постановщики минимизировали вербальную часть в пользу музыкально-хореографического действия   -   сократили диалоги и изобильно сдобрили вокальные партии танцевальными номерами, да так,  что опера практически стала мюзиклом.  Герои изъясняются лапидарными, рублеными фразами,  что, с одной стороны, породило упреки в примитивизации, а с другой    -   подчеркнуло эмоциональную, чувственную грань в отношениях героев,    -  создается впечатление, что персонажи говорят и действуют с оголенными нервами, «на разрыв аорты».

Народный характер опере придают не только распевность арий и максимальная приближенность к разговорной речи, но и имитация звучания народных инструментов.  «Не только любовь» не зря называют оперой-частушкой   -    добрая половина хоров и ансамблей строится вокруг частушечных мотивов.  Щедрин вплетает в музыкальную ткань частушки как собственного сочинения, так и услышанные им в ходе экспедиций по Русскому Северу,  слышим мы и явные музыкальные цитаты из  советских песен середины прошлого столетия.  Искрометность и динамизм действию придают танцы    -   от лиричных хороводов до веселой кадрили, временами сбивающейся на ироничный местечковый фрейлехс.

По свидетельству самого Родиона Щедрина, писатель Константин Симонов сказал композитору после той разгромной премьеры: "Знаете, почему провалился спектакль? Потому что убоялись секса".  Худрук  «Санкт-Петербург Оперы» Юрий Александров секса не убоялся,    -   спектакль действительно требует ограничений «16+»,   -  но любовные сцены настолько органичны в своей чувственной откровенности, что горячие свидания председательницы колхоза с молодым, вернувшимся из Москвы трактористом не вызывают никаких сомнений.   Пороки незатейливого либретто и спорных эстетических трактовок полностью искупаются замечательной музыкой и виртуозным вокальным исполнением.  Великолепные меццо-сопрано Ларисы Поминовой  (Варвара Васильевна),  тенор Владислава Мазанкина  (Володя Гаврилов), бас Антона Морозова  (Федот Петрович),  умилительный комический дуэт теноров-трактористов  (Денис Ахметшин и Денис Закиров)   -  все выше всяких похвал.

Сценографическое оформление оперы хоть и лаконично, но ёмко и современно:  постановщики пожертвовали традиционным «сельским» реквизитом в пользу 3D-проекций,    -   лес, дубрава, бескрайнее поле отображаются графическим черно-белым контуром, и особенно впечатляет изображение дождя в виде стекающих по стеклу капель,  -  на фоне унылой, размеренной, монотонной природы разыгрываются поистине античные страсти.

К просмотру и прослушиванию обязательно.

(Leave a comment)

My Website Powered by LiveJournal.com