?

Log in

No account? Create an account
Склерозник
June 21st, 2019
10:21 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Детей никто не спрашивает....
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Номинация «Полнометражный документальный фильм» в этом году, подозреваю, была серьёзной головной болью для членов жюри Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино   -   высококлассных картин прислали столько, что глаза разбегались.  






Иранский документалист Реза Голами Мотлаг уже не первый раз привозит в Казань картину, где за спокойным ритмом, внешней невозмутимостью и безэмоциональностью  изложения  скрывается яростное обличение укоренившихся в иранском обществе предрассудков,  обскурантизма и архаичных социальных порядков, ломающих людские судьбы.  Иран  -  многонациональная страна, и в каждой этнической общности свои пережитки.  В объективе камеры Мотлага, самостоятельно продюсирующего свои кинопроекты, снимающего фильмы по собственному же сценарию, с собственной операторской работой и монтажом   -   в очередной раз живущие на северо-востоке Ирана туркмены,  одна из наиболее закоснелых и не меняющихся с ходом быстротечного времени общин.  В новом фильме «Обмен» Мотлаг акцентирует внимание на процветающей по сей день традиции гаршелех   -    обмена мальчиками и девочками между туркменскими семьями Ирана с целью поженить их в будущем. Брак, организованный семьей, чаще всего заключается, когда дети ещё маленькие,  -  не надо спрашивать согласия. Из этой обменной цепочки очень сложно выйти — откажешься жениться на сестре своего свата, значит, оставишь свою сестру в заложниках. Фильм рассказывает о тридцатишестилетнем парне, который вынужден жениться на своей двоюродной сестре, но пытается вырваться из этого замкнутого круга и жениться второй раз    -   по любви.  И автору фильма, и зрителю интересно проследить, как в голове героя борются две несовместимые идеи    -   традиционного для восточного общества почитания старших и осознание пагубности навязываемых ими норм поведения. Режиссер предоставляет слово и женщинам,  спутанным по рукам и ногам  обязательствами, которых они сами на себя не брали, но навязанными родителями. 

Другая иранская документальная лента, представленная молодыми режиссерами Азаде Муссави и Курушем Атаи «Найти Феридэ», как нельзя лучше соответствует лозунгу Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино  -  «Через диалог культур  -  к культуре диалога». Не случайно картина была удостоена  приза Президента Татарстана «За гуманизм в киноискусстве».
 Главная героиня,  иранка Феридэ, в шестилетнем возрасте была брошена родителями и впоследствии удочерена голландской семейной парой.    Сегодня уже почти пятидесятилетняя Феридэ   -   настоящая голландка, но мысль о визите на историческую Родину не покидала её все годы.  Героиня безуспешно пыталась разбить стереотипы приёмных родителей,  считающих Иран опасной страной, и наконец отправляется туда самостоятельно.   В Иране она встречается с тремя семьями, претендующими на признание её биологической семьёй   -  европейский или американский кинематографист,  безусловно,  сделал бы из этого комедию положений, но не таковы иранцы, с максимальной серьезностью относящиеся ко всему, что касается происхождения, генетических и культурных корней. 

Тема происхождения, разлучённых сестёр-близнецов, попавших в разные семьи, культурных различий между родными людьми, воспитанными в разных средах,  мучит и иранского документалиста  Мехди Газафари.   Его  «Прошлое»   -   пример картины, где режиссёр из бесстрастного наблюдателя, фиксирующего реальность на камеру, превращается в одного из главных действующих лиц.  Узнав о том, что двух родных сестёр в детстве разлучили,  отдав на воспитание в разные семьи,  Газафари разыскивает обеих и открывает им глаза на их собственную историю, посеяв в душах обеих немалое смятение.   Одна воспитывалась в деревенской семье в иранской глубинке, другая всю жизнь прожила в Тегеране, обе не подозревали о существовании друг друга.  Фильм состоит из пространных монологов обеих сестёр, объединённых теперь только еле уловимым внешним сходством  (всё-таки среда обитания неизбежно накладывает отпечаток и на внешность),  взволнованных полученной информацией и готовящихся к встрече.  Монологи превращаются в изложение личного кредо   -  с обобщениями, моралите, толкованием понятий Добра и Зла,  глубокой рефлексией, осмыслением происшедшего в раннем детстве.  Сам момент встречи сестёр остаётся за кадром, он режиссёру интересен гораздо меньше, чем предшествующая ему экспозиция.  Многие сомневаются,  насколько оправданы действия режиссёра с точки зрения этики,  сам же Газафари, видимо, для себя решение принял, затевая эксперимент.   

Tags:

(1 comment | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:lj_frank_bot
Date:June 21st, 2019 08:22 pm (UTC)
(Link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Кино, Общество, Семья.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
My Website Powered by LiveJournal.com