Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Categories:

О божественном и земном

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Фильм российской документалистки Елены Демидовой  «Феномен Этигэлова. Загадка бурятского ламы»   -    составная часть большого просветительского проекта, проливающего свет на жизнь Буддийской Сангхи России   -   уже проехал  добрых два десятка кинофестивалей и получил ворох призов и наград.   Будучи одной из трех мировых религий, буддизм наименее обласкан российской документалистикой и остается по сути непознанным   пространством  для подавляющего большинства непосвященных россиян, не имеющих непосредственного  отношения к отправлению культа.   Авторы фильма не ставили задачу массового ликбеза,  но позволили погрузиться в буддистскую культуру и  прикоснуться к тонкостям буддистской религии через поддерживаемый российскими буддистами культ Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Этигэлова,  главы восточносибирских буддистов начала 20 столетия.  Саркофаг ушедшего в нирвану в 1917 году Этигэлова был поднят на поверхность Земли в 2002 году  нынешним главой буддистской конфессии   -    XXIV Пандито Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым,  тело перенесено в Иволгинский дацан, и с тех пор Этигэлов считается нетленным.

В фильме Демидовой интервью с ламами и буддистскими монахами чередуются с умопомрачительными ландшафтами  бурятских просторов   -   буддистская философия, пожалуй, как никакая другая, сосредоточена вокруг красоты и таинств природы.   Помимо подогревания туристического интереса к Восточной Сибири,  фильм способен стимулировать философские, исторические, культурологические, теологические изыскания  и  научный поиск,  заполняющий лакуны в нашем знании об одной из мировых религий.   





Кыргызстанский кинематограф в этом году оказался буквально осыпан наградами: помимо, собственно, Гран При, доставшегося мюзиклу Айбека Дайырбекова  "Песнь древа",  в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм» победила тоже киргизская картина   -   «Учитель» Ибадыллы Аджибаева.

Интересно, что пятидесятидевятилетний Аджибаев — профессиональный врач-гинеколог, который только четыре года назад пошел учиться киноискусству. Первая его картина “Фельдшер” была посвящена нелегкой работе врача, работающего в сельской глубинке. Новый фильм режиссера, как нетрудно догадаться по названию, рассказывает об учителе–подвижнике, который променял спокойную жизнь в столице на многотрудный быт в горном селении в Нарынской области.  Учитель   -  профессия публичная и связанная с общением, но для того, чтобы разговорить Токтожуму Стаханова, режиссёру понадобилось три дня:  «С детьми разговаривать проще, чем с камерой».  Старик Стаханов, чьи монологи занимают большую часть  киноочерка, вернувшись в родное село, обнаружил, что в нем нет школы (пресловутая «оптимизация»  коснулась не только российского села, процессы разрушения и деградации по всему постсоветскому пространству одни и те же), и сам организовал школу у себя дома, где он и электрик, и сантехник,  и уборщик, и единственный учитель.  В планах режиссёра Аджибаева   -  целая серия киноочерков о подвижниках,  не прогибающихся под изменчивый мир, а упрямо плывущих против течения.
Tags: КМФМК
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments