Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Categories:

Персидская Агафья Лыкова

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




А победителем Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино в номинации «Полнометражный документальный фильм»  стал великолепный фильм молодого, но уже прославленного иранского документалиста   Ясера Талеби  «Любимая».

Сам Талеби называет свою картину «фильм средней длины»  (лента часовая) и предпосылает ей в качестве эпиграфа цитату из Аббаса Киаростами, которого считает своим учителем.  С точки зрения режиссёра,  главная составляющая успеха любой документальной картины   -  удачно найденный герой, интересный зрителю.  В поисках правильного героя Талеби едет на север Ирана в горы Альборз, где посреди дикой природы живёт старая Фирузе,  десятилетиями не общающаяся ни с кем, кроме собственных коров  («Аллах велел мне всю жизнь быть с коровами»).   С первых кадров понимаешь   -  да, вот он, безошибочно найденный герой, в которого влюбляешься с первого слова.  Очень дряхлая, но со свежайшей головой, ироничная, афористичная Фирузе с ног до головы пронизана артистизмом,   -   откуда это всё взялось в условиях многолетней изоляции от какого-либо социума??...   Монотонно, бесстрастным голосом рассказывает режиссёру свою историю,  -  в 14 лет выдали замуж за пастуха  (о нём Фирузе говорит куда менее тепло, чем о коровах), родила одиннадцать детей, после четвёртой девочки подряд муж бросил  («очень сына хотел»), потом вернулся, потом жили, потом его разбил паралич, она вела хозяйство и тащила на себе семью из тринадцати человек, «а он сидел в углу и жалел меня», в общем как-то жили, сейчас дети  живы-здоровы и приезжают  (последние слова у Фирузе звучат как-то не очень уверенно)… 


Впрочем, приезжают дети или нет, Фирузе   - это не совсем персидская Агафья Лыкова.   Периодически её навещает полиция, пытаясь навесить статью   -   она нарушает Лесной Кодекс, не покидая вовремя истощённое пастбище.  Наблюдать её беседу с полицейскими это особое наслаждение;  вряд ли Фирузе знает значение слова «троллинг», но это именно он.  Иногда старушка добирается до отдалённого, затерянного в горах магазина, где по-прежнему считают на счётах, но зато есть телефон, приносит с годами потрёпанный список из одиннадцати телефонов детей и всем звонит по порядку. Одна из дочерей, которая десятилетиями не появлялась у матери, хочет покупать дом, и Фирузе продает одну из коров     -   семья есть семья!  Талеби, добившийся доверия героини, буквально поселяется у Фирузе дома, снимая даже такие интимные вещи, как сотворение намаза,  а вот в мечеть Фирузе не ходит   -  коровы заменяют ей мечеть,  отношение к коровам у неё вполне сакральное.  В конце фильма старая Фирузе просит режиссёра поставить камеру и удалиться, она хочет поговорить с камерой наедине, и невдомёк старушке, что это называется «свободный микрофон»…. 

Ясер Талеби влюбил в свою героиню не только зрителя, но и членов жюри, и главная награда получена им вполне закономерно. 
Tags: КМФМК
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments