Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Categories:

Говорить нельзя, но мычать пока не запретили

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отличительная особенность комплектования фестивальных программ  отборщиками Казанского Международного Фестиваля Мусульманского Кино в этом году   -  новый подход к программе «Россия   -  исламский мир».  Если раньше в эту программу попадали фильмы,  тематикой тесно связанные с особенностями исламской догматики, религиозными деятелями, особенностями исповедания мусульманского культа в России и других странах, священным Кораном и другими священными книгами ислама, то в этом году в ней представлен самый широкий спектр картин, в том числе внешне мало связанных либо не связанных вовсе с исламом, причем многие из них по качеству  не уступали, а в чем-то даже превосходили фильмы из основного конкурса. 

Семейно-психологическая драма иранца  Бехруза Шоайби  «Дятел»   -   на вечную тему незакрытых страниц в семейных отношениях и прошлого, которое не отпускает.  У главного героя внешне всё в порядке, прекрасная супруга, шестилетняя дочь, просто идиллия, но тут на горизонте появляется бывшая жена, требующая внимания к себе, да ещё и наркозависимая.  Она утверждает, что девочка   -  на самом деле её дочь  (как выясняется, небезосновательно), и требует восстановления в правах материнства.  Режиссёр Шоайби  использует достаточно спекулятивный приём, чтоб повлиять на зрительское восприятие    -   с помощью операторских ухищрений и искусства гримёра противопоставляет цветущую красавицу-жену  болезненного вида бывшей супруге с обликом, отражающим все особенности образа жизни, привычек и заболеваний.  И тем не менее, юридическая правота на стороне наркозависимой бывшей, и с этим надо как-то жить. Труднее всего объяснить девочке, что у неё теперь две мамы, и к обеим надо относиться одинаково.  Финал картины    -  почти хеппи-энд, но при этом режиссёр постоянно старается подчеркнуть, что перед нами идеальная история, а реальность обычно далека  от идеальных  построений.




Другой иранский режиссёр,  Махмуд Гаффари, представил, пожалуй, самый неожиданный фильм фестивального репертуара  «Волосы»,   -  бьющий наотмашь, напрочь разбивающий все стереотипы об иранском обществе и канонах иранского кино. Он снят на крайне болезненную для Ирана тему   -  дисквалификация иранских спортсменок на международных соревнованиях из-за соблюдения требований иранского дресс-кода,  несовместимого с международными правилами. На чемпионат мира по карате в Германию приглашены три девушки, перспективные спортсменки, гордость иранской национальной сборной, каждая из которых имеет шанс стать чемпионкой мира.  Однако, международные правила предписывают женщинам выступать с непокрытой головой, а на это иранские спортивные чиновники пойти не могут.  Конфликт между религиозным каноном и спортивным будущим девушек решается в пользу будущего, но перед нами полноценная трагедия, снятая с дерзким, почти физиологическим реализмом, непривычным для зрителя, привыкшего к совсем другому иранскому кино.  Сцены переодевания в женской раздевалке, женской рвоты из-за приёма  гормональных препаратов, сцена бунта девушек против надзирающего за всеми и вмешивающегося во всё Корпуса стражей исламской  революции, сопровождающегося погромом спортивной школы  (громили, разумеется, не стражи, а девицы),   -  всё это ну никак не вяжется с условностями, ассоциирующимися у европейского зрителя с иранским кино про женщин. В довершение всего этого праздника рваных шаблонов,  все три главные героини   -  глухонемые, изъясняющиеся не жестами, а исключительно мычанием,   -  это мычание и есть 80% всего звукового фона картины,   -   никаких субтитров нет и в помине, сначала воспринимать тяжело, но после пятнадцати минут втягиваешься.  Глухонемые иранки, вынужденные мычанием выражать то, что нельзя выразить словами   -  аллегория, конечно, прозрачнее некуда, ведущая к небезопасным для иранского деятеля искусств обобщениям;  специально уточнила, не в эмиграции ли снимает Гаффари,   -  нет, в Иране. 
Tags: КМФМК
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment