Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Categories:

«Накануне Дня всех святых в Архангельске устроили экологический шабаш»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




У нашей гостиницы на мысу Пур-Наволок, что на берегу Северной Двины, в историческом месте, откуда есть пошёл город Архангельск, с утра до вечера стояли молчаливые пикетчики с плакатами «Cтоп Шиес», почему-то на английском и русском языках. Мы    -    экологи, журналисты, гражданские активисты, участники проходившего в Архангельске Форума журналистов и экологов Баренцева региона «ECO-MEDIA-BARENTS-2019»   -    подходили к немногословным пикетчикам, пытаясь их разговорить. Практически все они оказались архангелогородцами. До самого Шиеса доехал только один из них, бородатый мужичок в вязаной шапке. Остальные сочувствуют протестующим, не покидая Архангельска. На площади Ленина, на припорошенных снегом скамеечках напротив областного Дома правительства выведено «Шиес   -    наш!»

Международный Форум журналистов и экологов Баренцева региона ECO-MEDIA-BARENTS проводился в третий раз. Обычно он собирает не только участников из северных регионов России, но и защитников живой природы из сопредельных стран   -   Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции. Если три месяца назад в Мурманске и норвежском Киркенесе речь шла в основном о чистоте воздуха и водной акватории, то в столице Поморья разговор строился вокруг самой острой, кричащей проблемы Архангельской области, внезапно ставшей площадкой для правительственного эксперимента по реализации «мусорной реформы». «Мусорное противостояние» в начале года привлекло к Архангельской области внимание федеральных СМИ, но и до его начала Архангельская область занимала какие-то обидно низкие строчки в экологических рейтингах. «Стояние в Шиесе» у всех на слуху, но не все знают, что в области сейчас 119 «горячих точек», где население протестует против попыток загрязнения окружающей среды. Наш Форум, собравший весь цвет экологической журналистики севера России и лучших экологов-экспертов, вызвал взрывной интерес у всех, кроме, собственно, тех, кому были адресованы прозвучавшие на нем выступления: администрация Архангельской области проигнорировала приглашение на Форум и не делегировала на него НИКОГО,   -   ни докладчиков, ни слушателей. Такая демонстративная глухота людей, принимающих решения в области, лишь подкрепила оппозицию дополнительными аргументами и показала неумение и нежелание вести диалог, публично обосновывать и защищать свою позицию.

Одна из главных задач Форума   -   создание информационного медиапула, единой площадки для координации и коммуникации журналистов, пишущих на природоохранную тематику. Открывая Форум, журналист Маргарита Митрофанова отметила, что северную журналистику, охватывающую огромное пространство от Нарьян-Мара до Архангельска и от Мурманска до Петербурга, сложно уложить в единый формат, но сотрудничество заинтересованных экологов и журналистов возможно, когда есть единое понимание процессов, происходящих в сфере экологии.

О выработке такого единого понимания говорил Василий Борисов, руководитель недавно созданного информационно-аналитического агентства «Barents News», которое уже успело стать российским агрегатором экологических новостей Баренцева региона, площадкой взаимодействия медиа-ресурсов стран Арктики: «К сожалению, сегодня Арктику делают заложницей политических процессов, нагнетается излишняя нервозность, и только гуманитарные совместные проекты, ориентированные на диалог, смогут нивелировать эту нездоровую ситуацию, мы все должны быть услышанными…. Односторонние процессы деструктивны, они провоцируют агрессию и усиливают недопонимание». С точки зрения Борисова, российские национальные медиа пока значительно уступают средствам массовой информации стран-соседей и в оперативности, и в популярности, и в остроте подачи материалов. "Не секрет, что экологическая журналистика стран-партнеров Баренцева региона более профессиональна. Вместе с тем качество экологических решений, общественной активности в сфере сохранения окружающей среды напрямую зависит от грамотной работы средств массовой информации".

Руководитель Центра экологического мониторинга «ПОМОР» Тимофей Суровцев предрёк Баренц-региону скорый инвестиционный бум, связанный со строительством Северного потока-2, рост промышленного производства и развитие технологического потенциала в сфере разработки, добычи и переработки ресурсов. Следствием этого становится серьезная ресурсная конкуренция, и поэтому именно северным регионам, как воздух, необходима поддержка государства. Арктические проблемы должны стать основой масштабных государственных программ. Государство не должно стараться максимально спихнуть бюджетные обязательства на регион, иначе дотационным регионам не выжить. Вообще, как подчеркнул Т. Суровцев, понятие «дотационный регион» применительно к Архангельской области некорректно   -   государство должно вернуть региону свои экологические долги и реабилитироваться перед населением. Для того, чтобы государство сняло непосильную нагрузку с регионального бюджета, нужен контроль независимых природоохранных организаций. Это может быть, например, Арктическая экологическая палата с центрами в двух арктических столицах   -   Архангельске и Мурманске. Не нужно бояться наделить такую палату не только правом инициативы, но и контрольными функциями».

Руководитель международной ассоциации журналистов-экологов «ЭКО-пресс» Сергей Шахиджанян  посетовал, что из-за скудости и непрофессионализма российской экологической прессы информация о новых технологиях, российских природосберегающих проектах, национальных разработках в области защиты окружающей среды часто остается в кругу узких специалистов и не получает достаточной широкой поддержки. В результате Архангельск в общественном мнении по-прежнему остаётся «городом доски, трески и тоски», а не воротами в Арктику, а в целом у России в Баренцевом регионе формируется не лучшая репутация. Шахиджанян призвал иностранных экологов и журналистов преодолеть навязанную правительствами наших стран политизацию природоохранной повестки, уйти от стереотипов и двойных стандартов в освещении экологических проблем: «Наша задача    –   в объединении, выработке каких-то единых арктических профстандартов, даже этики. Мы видим, что прогресса сегодня среди медиа Баренцева региона нет. Более того, есть определенное противостояние между странами-соседями. Пока российская экологическая журналистика только учится правильно ставить вопросы, норвежские коллеги уже успешно развивают несколько экологических интернет-ресурсов на русском языке».






С особым интересом собравшиеся слушали норвежских экспертов   -   конечно, в силу сложившейся репутации Норвегии как экологического лидера Европы. Нужно было видеть, с каким пылом норвежские экологи оспаривали эту совершенно незаслуженную, по их мнению, свалившуюся на Норвегию славу. В архангельской областной прессе сегодня попадаются, например, такие пассажи: «Москвичам или питерцам рассуждать в Архангельске о проблемах переноса пластика в Гольфстриме и в Баренцевом море   –   это все равно что питекантропам критиковать недостатки прямохождения у хомо сапиенс».

Руководитель природоохранного союза «Зеленые воины Норвегии» Рубен Оддекалв с горечью заметил, что при всей, казалось бы, структурированности норвежской экологической общественности, норвежские медиа не слишком открыты для общения с независимыми экологами и часто не готовы поднимать острые экологические проблемы региона. «Сегодня вся норвежская общественность озабочена массовым строительство ветряков, но нет единого понимания, почему ветряки в большом количестве вредны. Есть активисты, которые борятся против сопутствующей строительству ветряных электростанций немецкими инвесторами вырубки леса, но многим просто не нравится внешний вид ветряков   -   правительство спекулирует этим, выставляя всех членов движения идиотами. Кроме этого, мы ведем борьбу с горнодобывающими компаниями, которым наше правительство разрешает сваливать токсичные отходы прямо в уникальные фьорды   —   многие из них уже забиты рудными отвалами, которые отравляют море. К сожалению, в процессе нашего противодействия СМИ Норвегии играют далеко не объективную и благовидную роль»,   —   отметил Оддекалв.

Журналист интернет-портала iFinnmark Стиан Хансен, который живёт в одном из самых загрязнённых городов Норвегии   -   Киркенесе, подтвердил, что в его стране сильное экологическое движение, но местные активисты не всегда могут договориться, действуют вразнобой. В 2020 году в Киркенесе начнет работу металлургический завод Сур-Варангер, против которого выступает большинство местных жителей. Их задача - привлечь внимание правительства к протестам.

Глава Общества охраны природы Норвегии Силье Лунберг отметила, что общее мнение о норвежской экологической "стерильности"   -   сильное преувеличение. «Нас беспокоит искусственно выращенный норвежский лосось, который, будучи напичканным антибиотиками и всевозможной химией, часто "сбегает" из садков и портит популяцию дикой рыбы, мы боремся с норвежскими рудниками, которые выбрасывают тысячи тонн грязных отходов в наши моря и отравляют все биоресурсы, мы постоянно работаем над тревожной проблемой пластикового мусора»,   -   перечисляла Силье.

От проблем норвежских вернулись к родным осинам. Для меня было совершенно очевидно, что мусорная проблема находится сейчас в центре внимания жителей области, в которую мы приехали, и люди с нетерпением ждут, пока им предложат решение. Я рассказала собравшимся о структуре управления мусорной реформой   -   о созданном Указом Президента России от 14 января 2019 г. Российском экологическом операторе, о его функциях и полномочиях. Безусловно, он будет и разрабатывать методологию обращения с отходами, и привлекать инвесторов для их сбора, утилизации и переработки. Но основная задача оператора   -   заключение соглашений с учреждениями федерального, регионального и муниципального уровня, а их платёжеспособность зависит от бюджетной обеспеченности. Само по себе наличие оператора не поможет Архангельской области расстаться со своим дотационным статусом и оплатить услуги по работе с отходами. В этом году на очистку 4-х свалок области выделено 200 миллионов рублей, но это капля в мусорном море….

Показательно, что буквально через несколько дней после закрытия Форума и нашего возвращения домой административную «мусорную вертикаль» настигли кадровые перемены   -   Председателем Правительства Д. Медведевым был уволен профильный заместитель Министра природных ресурсов, курирующий реформу, что свидетельствует о том, что Правительство признает неудачу проведенных в рамках реформы мероприятий и рефлексирует над этим.

В процессе общения с участниками Форума у меня сложилось устойчивое впечатление, что жители Архангельской области считают свою экологическую ситуацию уникальной, специфичной, и им кажется, что можно всё легко решить в ручном режиме, надавив на власть. Однако это совершенно не так   -   проблемы во всех регионах очень схожи, экологическая повестка и все связанные с нею болячки едины для всей страны. Я объяснила собравшимся, что, по моему глубокому убеждению, в стране не существует единой экологической политики, точно так же, как, например, не существует единой социальной политики. О каких единых социальных стандартах может идти речь, если средняя зарплата в Ингушетии   -   18 тысяч рублей, а в Ханты-Мансийском автономном округе   -   74 тысячи?... Точно так же и с экологией: даже в Москве, которая считается единым субъектом Федерации, имеет одного мэра и одно правительство, ситуация с раздельным сбором мусора, например, варьируется от района к району, от управы к управе.

Я призвала журналистов привлекать внимание к экологическим проблемам без надрывной истерики, которая только мешает восприятию информации, без спекуляций и лишнего хайпа. В качестве примера того, «как писать не надо», я привела редакционные статьи архангельской областной газеты «Правда Северо-Запада», написанные в визгливо-хунвейбинском тоне.

Ольга Штемберг, учёный-токсиколог, долгое время возглавлявшая департамент Министерства природных ресурсов РФ, призвала собравшихся опираться на мнение учёных, обращаться к серьёзным научным сообществам. Дилетантизм журналиста зачастую может нанести огромный ущерб.






Океанолог Владимир Латка, сыгравший в этом году ключевую роль в вызволении из плена белух и косаток, хвалил жителей Архангельской области, не побоявшихся открыто защищать свой регион и противостоять планам властей по устройству полигона в Шиесе. Гражданская активность, по его мнению, должна способствовать взятию под общественный контроль ситуацию с охраной окружающей среды в Арктике. Латка подчеркнул, что, во избежание противостояния властей и общественности, экономические решения, связанные с развитием промышленности и строительством промышленных объектов, нужно принимать с проведением независимых общественных экспертиз. По словам Латки, очередной экологической катастрофой может обернуться волюнтаристское решение власти активизировать разработку Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, - это угрожает крупнейшему в Евразии птичьему базару (40% всех птиц Баренцева моря) и может разрушить всю экосистему Баренцева моря.

Не мог Владимир Латка не упомянуть дело всей своей жизни   -   защиту китов от неконтролируемого коммерческого китобойного промысла. На самом большом в Европе скоплении наскальных неолитических рисунков из 1300 изображений 200 посвящены китам и китобоям. В древние времена моря кишели китами, а сейчас выйдешь на море   -   не то что китов, чаек-то не увидишь…. Трудно переоценить роль китов в снижении парникового эффекта: установлено, что эффект одного кита, который он оказывает на утилизацию парникового газа СО2, равен двум миллионам долларов. По оценкам океанолога, сейчас насчитывается всего около 1 миллиона китов, а ещё недавно было около восьми….

Иногда для того, чтобы разрушить экосистему, и стараться особенно не надо. Живущий в заливе Губа Лямчина (на острове Вайгач) отшельник Андрей Вылка (родственник знаменитого ненецкого советского художника Тыко Вылки) рассказал океанологу Латке, что вековое лежбище моржей на Вайгаче прекратило свое существование после того, как туда начали прилетать вертолёты с туристами. После нескольких вертолётов моржи покинули лежбище и исчезли в неизвестном направлении.

Гостья из Мурманска Екатерина Макарова, возглавляющая общественную организацию «Чистая Арктика», рассказала о вкладе общества в очищении природной среды: активисты «Чистой Арктики» добились установки в Мурманской области 11 боксов для сбора батареек, в результате чего 4 тонны батареек уехали не на полигон, а на переработку.

Большой интерес и оживление аудитории вызвало выступление свободного художника Ильи Кузубова, организатора молодёжного культурно-экологического волонтёрского арт-фестиваля «Тайбола». Илья устанавливает большие скульптуры (самая известная   - Драккар-Левиафан) в северных регионах России, а с недавних пор ещё и в Норвегии.

Саид Гафуров говорил о том, что не существует универсальных решений экологических проблем: «задачи на территориях стоят разные, и решаться они должны разными методами. Но любое решение экологической проблемы   –  это компромисс, а у любого компромисса есть неприятное свойство   –   им все недовольны. Люди в Шиесе им будут недовольны, Москва уже взбешена сегодня. Что значит «Шиес   -   наш»? А что Москва   –   только моя? В отношении Шиеса нельзя биться до победы одной стороны».

Призыв искать компромисс вызвал противоречивую реакцию у областной общественности: на следующий день после Форума архангельская пресса запестрела заголовками типа «Накануне Дня всех святых в Архангельске устроили экологический шабаш»)). В общем, пока что ни архангельская власть, ни областная оппозиция компромисс искать не хотят.

Самая приятная часть Форума предназначалась под занавес. Мы подвели итоги областного конкурса журналистов, пишущих на экологическую тематику, и вручили призы и подарки. Более 900 работ оценивалось в нескольких номинациях: «лучшая статья», «лучшее фото», «лучшее видео», «лучший блог», «лучшая публикация начинающего журналиста». Надо ли говорить, что из 900 поданных на конкурс работ 850 были о Шиесе?.... Думаю, вы и так догадались. Глаза у нас, членов конкурсной комиссии, разбегались   -   трудно было выбрать лучшие из сильнейших работ. Вручая приз за лучшую статью студентке Карине Заболотной, мы были единодушны: описывая Шиес как болевую и горячую точку, автор не истерит, не выжимает слезу, не кошмарит читателя, а представляет и репортаж, и анализ, и обзор нормативной базы, и историю конфликта, предлагая управленческие решения, пути выхода из трудной ситуации.

Если бы у нас получилось хоть чуть-чуть остудить страсти, уже одно это мы бы считали большим успехом. Надеюсь, нам удалось доказать северянам, что проблемы, стоящие перед ними, носят системный характер, и решить их можно только в масштабе всей страны.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments