Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Category:

Как мы поделили призы

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Итак, высокое жюри RIFF-2019 в составе Татьяны Данильянц, Всеволода Коршунова и Колобка наградило лучшие фильмы фестиваля.  Поскольку наше жюри  -    спаянный коллектив, но всё-таки три разных человека, каждый забрал себе по фильму   -  это тот фильм, который хотел наградить кто-то один из нас, но остальные двое его не поддержали.  В моём случае это была "Везучая"  ("Fortunata") реж.  Серджо Кастеллито  -    социальная драма о женщине, переживающей развод и готовящейся перейти в категорию матерей-одиночек.  Гламурный постер фильма и не менее гламурный трейлер резко контрастирует с содержанием, в котором, кроме безысходности, нет ничего, никакого просвета.





И вообще, тех, кто считает, что итальянцы только и делают, что наслаждаются жизнью, пьют вино и срывают цветы удовольствия, ждёт холодный душ.   Самые популярные в нынешнем итальянском кино фразы, кочующие из фильм в фильм   -   "Пора валить!",  "Покажите мне человека, который не мечтает уехать из Италии!"  Думаю, изнеженный российский зритель давно отвык от зрелищ, когда офисные сотрудники  дерутся из-за семи евро,   -   этого в современном итальянском кино выше крыши.

Итак,

спецпризом жюри «за верность традициям авторского кино, за яркий, фантасмагорический образ Неаполя и его жителей»  награждён фильм Ферзана Озпетека  "Неаполь под пеленой"  (я была и остаюсь против, для меня  Озпетек несъедобен,  но ко мне прислушались в других номинациях, так что пусть:)).




Приз за лучшую комедию   поделили фильмы «Не бери в голову» Эроса Пульелли и «Человек, который купил Луну» Паоло Дзукки с общей формулировкой: «За экстравагантность в трактовке комического».  "Не бери в голову"    -   альманах из нескольких абсурдистских новелл,  до трясучки смешных  и  до трясучки же ебанистических:))),  людям без чувства  юмора смотреть противопоказано, человек же, обладающий оным, не будет разгибаться  от смеха  два часа.  "Человек, который купил Луну"  режиссёра с Сардинии Паоло Дзукки   -   густой стёб над сардинцами, которые в Италии занимают почему-то нишу наших чукчей из анекдотов,  а мне показались очень похожими на наших кавказских горцев   -   суровые, воинственные, практикующие кровную месть, шовинистичные, упрямо не желающие говорить ни на одном языке, кроме сардинского, поедающие сыр с живыми червями, презирающие любые запреты и условности.  Даже многоголосное пение у них напоминает нашу Сванетию, а уж поющие персонажи  -  вылитые сваны. Фантасмагорический сюжет  (некий сардинец прикупил кусок Луны, и теперь отвоёвывать её у сардинцев снаряжаются американцы со своими Стелсами и субмаринами)  не позволяет картине превратиться в этнографический очерк.  В ролях, помимо знаменитых сардинцев и итальянцев   -  мировые звезды Анхела Молина и Лазар Ристовски.




Приз за третье место  мы отдали трогательнейшей истории компании стариканов-браконьеров,  ловящих на окраине Неаполя птиц на продажу    -    фильму «Похититель певчих птиц»  Карло Лульо «за трогательный и поэтичный рассказ о жизни и судьбе маленького человека».  Неаполитанские  "старики-разбойники"  воруют не картины из музея, а щеглов и соловьёв,  вот такой немудрёный бизнес процветает нынче  в неаполитанской Нахаловке.  Несомненный оммаж итальянскому неореализму,    -    подкупающая теплота в прорисовке характеров, мягкий юмор,  ювелирно подобранные типажи.  Центральная фигура, вытягивающая весь фильм   -   пожилой, необычнайно фактурный Паскуале, внешне абсолютный  Дон Кихот  в исполнении звезды неаполитанского кино Нандо Паоне  (на фото).  В роли главы банды стариков-разбойников    -  классик неаполитанской песни Пино Мауро.  Синефилы без труда в одной из ролей  узнают  Юлию Маярчук, двадцать пять лет назад снимавшейся в порнухе у Тинто Брасса, а сейчас напоминающую  молодящуюся Солоху с полтавского рынка.





Второе место поделили киноленты «Великий дух» Серджо Рубини «за безупречную драматургию и выдающийся актерский дуэт» и «Любовь моя» Пиппо Маццапезы «за тонкий психологизм, лиричность и глубину образов».   Можно сказать, что наградили Серджо Рубини персонально    -  в первом фильме он одновременно режиссер и исполнитель одной из двух главных ролей, во второй    -  исполнитель главной роли.  Если бы жюри состояло из меня одной, то Гран-При ушёл бы одной из этих двух картин     -   два абсолютных, но совершенно разноплановых киношедевра.  "Великий дух"   -  полукриминальный-полусентиментальный трагифарс, виртуозный актёрский дуэт Серджо Рубини в роли спасающегося от погони вора  и Рокко Папалео в образе блаженного чудака, вжившегося в роль индейца племени сиу, которого все считают сумасшедшим, но в итоге закономерно оказывающегося единственным нормальным человеком в перевернутом мире гоняющихся за наживой.   Редкое для сегодняшнего кино достоинство   -  идеальный сценарий:  ни одного лишнего эпизода, динамика, ритм, идеальная система образов, ни одной сюжетной неувязки, ни одной длинноты, хоть в учебник по драматургии помещай.   Совершенно иной темпоритм в картине  "Любовь моя"   -   лирическая история последнего жителя городка, разрушенного землетрясением и оставленного всеми его обитателями.  Преисполненная воспоминаниями  меланхолия главного героя, лишившегося всех близких и категорически не желающего покидать опустевший родной дом, до последнего сопротивляющегося настойчивым бульдозерам, присланным властями мертвого города разрушить его уцелевшее, нетронутое стихией жилище,   -  иллюстрация к весьма типичной, повсеместной для современной Европы ситуации.  Неживые, оставленные жителями города и посёлки никогда не умирают до конца.  Потрясающая актерская работа Серджо Рубини, в героя которого вы несомненно влюбитесь сразу, с первых кадров.  Браво, синьор Рубини.  Мой личный Гран-При   -  тебе.




Первое место  поделили две  диаметрально противоположные картины   -  вода и камень, лёд и пламень и что там ещё из этого.  С огромным удовольствием и "чувством глубокого удовлетворения"  на сцене полуторатысячного зала кинотеатра "Октябрь"  я вручила  первый приз  за фильм Андрея Сергеевича Кончаловского  "Грех" его дочери,  Наташе Кончаловской.  Формулировка награждения   -  «за масштабность высказывания; за художественный вклад в изучение великих фигур итальянской истории». О фильме "Грех" двумя словами сказать сложно, да и стоит ли,  -   думаю, каждому нужно просто пойти и посмотреть. Это грандиозная удача Мастера, на 9-м десятке лет обретшего второе дыхание.   И тем более изящным  и  эстетически верным кажется наше решение о разделении первой награды:  в пару к grande belezza и возрожденческому пиру духа Кончаловского мы поставили  хрестоматийный образец "низкого жанра"    -  драму молодого режиссёра Йонаса Карпиньяно  "Чамбра" (это его вторая полнометражная работа), спродюсировал которую Мартин Скорсезе, оценивший виртуозную работу режиссёра с непрофессиональными актёрами  (в  кадре    -   семья Амато, воры и торговцы наркотой, реальные обитатели цыганского табора, притулившегося на окраине одного из калабрийских городов).  Найти такую ромскую общину и превратить её членов в  неподражаемый, яркий  актёрский ансамбль    -  цыгане от природы очень артистичны, но  без мастерства режиссёра и  слаженной работы всей съёмочной группы всё равно не получилось бы настолько живого, бьющего в глаза реализма  и  естественной органики "метода включённого наблюдения", превращающего художественное кино в докудраму.  Фотографическая точность визуального ряда подчёркивается и усиливается изобилием деталей, делающих кино близким к документальному,   -  даже экранные имена героев полностью совпадают с именами исполнителей ролей.  Особая удача   -  главный герой, подросток Пио, вкушающий горькие плоды начала взрослой жизни  (Пио Амато).   "Чамбра" была удостоена нами первого места «За осмысление социальных вызовов настоящего времени, за блестящую работу с непрофессиональными актерами, за продолжение гуманистических традиций неореализма».




По Гран-При споров практически не было.  Единогласным решением жюри главный приз кинофестиваля, увесистая авторская мозаика  "Красная дорожка",  уехал к классику мирового кино, одному из последних  грандов великого итальянского 20-го киностолетия,  коммунисту, человеку и пароходу Марко Белоккьо, снявшему один из главных фильмов своей жизни    -   эпическую сагу "Предатель", воссоздающую одну из самых драматических страниц итальянской истории конца прошлого века   -  решающую схватку государства с сицилийской мафией,  потерпевшей временное поражение в результате нарушения  омерты несколькими лидерами Коза Ностра.  Картина охватывает почти сорокалетний период   -  с 1970-х до конца 2000-х,  в кадре   -  наиболее кровавые и жестокие события Второй Войны  кланов,  старой палермской мафии и более молодого клана Корлеоне.   Более 400 лидеров Коза Ностра было арестовано и осуждено благодаря показаниям босса мафии Томмазо Бушетты, нарушившего клятву и пошедшего на сотрудничество с государством.  "Мафия не бессмертна",  -  говорит самый известный в Италии борец с Коза Ностра Джованни Фальконе незадолго до собственной гибели от рук этой самой мафии.   Беллоккьо с документальной точностью воссоздает огромный зал трибунала, в котором оглашали приговоры сотням сицилийских убийц и насильников;  следуя за жизненными перипетиями своих героев, снимает на Сицилии, в Италии, Бразилии, США,  ведь мафия  практически сразу после своего становления перестала быть сугубо итальянским явлением, в глобализирующемся мире быстро превратившись в транснациональный феномен.  В роли Бушетты  -  Пьерфранческо Фавино, как две капли воды похожий на нашего Вячеслава Шалевича.  Многоплановая, многофигурная композиция,  наследующая лучшим образцам итальянской и мировой киноклассики.   "Предатель" скоро выйдет в прокат, не пропустите.   



Следите за расписанием RIFF в вашем городе! 
Tags: ММКФ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments