Дарья Митина (kolobok1973) wrote,
Дарья Митина
kolobok1973

Categories:

Дети и война - моя статья в свежем выпуске "СК-новости"

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Друзья, накануне Дня Победы мы с вами уже начинали говорить о военном кино, которое нужно показывать детям, и о том, которое лучше не показывать. Это были заметки на полях моей статьи для печатного органа Союза кинематографистов    -    газеты "СК-новости", которая вышла сегодня. Вот её полный текст.



Парализовавшая земной шар эпидемия, несомненно, нанесла сокрушительный удар по киноиндустрии и кинопрокату, но практически не навредила кинозрителям,  любителям хорошего кино. К счастью, на интернет и телепоказы пока что санитарно-эпидемиологические ограничения не распространяются,  смотри что хочешь и сколько хочешь.  Вынужденная самоизоляция позволяет нам, оставив киноновинки до лучших времён, не только самим выбрать кинорепертуар на время карантина, но и показать фильмы, которые мы считаем лучшими, запертому вместе с нами в четырех стенах подрастающему поколению. Не воспользоваться уникальной возможностью отвлечь ребёнка от Трансформеров, Черепашек-ниндзя и Человека-паука на какое-то более достойное зрелище, думаю,  просто грех.

В  преддверии знакового юбилея 75-летия великой Победы многие родители хотят познакомить детей с военным кино и советуются, что выбрать из архибогатой линейки военных фильмов.  При этом все обычно сразу добавляют, что хотели бы показать ребятам именно советское кино   -  это и знак качества, и гарантия того, что маленький человек не увидит ни грязи, ни кукишей в кармане, ни антиисторических ляпов, ни откровенной халтуры.  Все телеканалы обычно ставят в программу киноленты на военную тематику, но отнюдь не любую из них нужно показывать детям.  Что-то будет просто непонятным, что-то  -  неинтересным  (подвиг советского народа в Великой Отечественной войне  -  это отнюдь не та тема, которой надо кормить «из-под палки», лучше подождать, когда у ребёнка или подростка проснётся интерес, а в чём-то и подогреть его рассказами из семейной истории, например), а что-то и категорически не для детских глаз. 

Бегло просмотрела сетку телепрограммы на 8-9 мая   -  выбор руководства телеканалов оставил в легком недоумении.     На первой кнопке в середине дня  (то есть, как раз в то время, когда дети сидят у экранов)   -   украинский 2015 года (sic!)  сериал  «По законам военного времени», в котором, если верить аннотации,  во время борьбы с «преступным миром и немецкими диверсантами…   некоторые представители советской власти не прочь нагреть руки на страданиях народа».  Видимо, творческая интерпретация ныне популярной в определенных кругах темы «Сталин и Гитлер  -  близнецы-братья, коммунизм и нацизм  -  одно и то же».  Спасибо, нет.  Вычёркиваем. 

Пятый канал в течение всего дня показывает восьмисерийный «Фронт» (2014) режиссера В. Балкашинова:  «Советский разведчик…. влюбляется в молодую женщину и пытается спасти её не только от немцев, но и от собственных коллег из спецслужб, которые собираются убрать Катерину после того, как узнают всё, что им нужно».  Понятно, и это в мусорную корзину.

Вторая кнопка,  Россия 1,  порадует нас «Ржевом» (2019) Игоря Копылова  -  с пьющим по-чёрному командиром, глупым карикатурным политруком, уголовником в качестве главного положительного персонажа,  упырём-особистом и солдатами, воюющими не за нашу советскую Родину, а за абстрактную «Россию».  Недаром фильм получил крайне негативную критику, включая даже самые либеральные ресурсы («АиФ», например), но теленачальство критиков не читает.

НТВ 9 мая, в самый разгар Дня Победы представляет нам премьеру опять же украинского фильма  режиссера Виталия Ващенко «Последний день войны»  (почему российское телевидение в юбилейные дни решило так щедро нас попотчевать именно свежей украинской  кинопродукцией, тогда как на самой Украине список запрещённых к показу российских фильмов и сериалов насчитывает сотни наименований и регулярно пополняется,  это отдельная загадка).  Думаю, все ваши сомнения развеют синопсис, в котором главный герой в последние дни войны избивает начальника советского военного госпиталя,  покусившегося на изнасилование медсестры  (оказывается, в последние дни войны красные варвары изнасиловали не только  тысячи немок в Берлине, но и соотечественницами не гнушались), а также постер, на котором девушка – советский солдат в точно таком же пальто, в каком Ксения Собчак гуляла свою последнюю свадьбу.  Дети, выключите телевизор.

А вот великую киноэпопею Юрия Озерова «Сталинград» (1989), последнюю из его серии военных эпических полотен, созданную на излёте  СССР, как назло, начинают показывать во втором часу ночи, когда правильные дети уже спят.   Шедевр мирового кино  -  «Они сражались за Родину» (1975) Сергея Бондарчука   -  ВГТРК демонстрирует….в пять утра.  Странная, воистину очень странная политика  кинопоказов у наших телеканалов, если антирекомендации дать куда проще рекомендаций, а лучшие образцы кинематографического искусства как будто специально задвигаются на несмотрибельное время.

Обычно маленькому человеку интереснее всего видеть на экране своих сверстников  -  благо, советский кинематограф изобилует картинами о нелёгких детских судьбах в военные и послевоенные годы, о помощи детям фронту, о «сыновьях полка», о детях-блокадниках,  о детских трудовых подвигах в тылу.  На помощь приходит интернет,  а если ребёнок реально заинтересовался, то он готов смотреть хоть с телефона.  Для того, чтобы твой малыш вырос добрым, честным, принципиальным, интересующимся историей собственной страны, которую он будет называть своей страной, а не «этой страной»,  без советского кино не обойтись.   «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»,   -    писал Александр Твардовский,  но без  наглядного, визуального знакомства с военными реалиями невозможно понять ни отечественной истории, ни собственного места в ней.

Давайте ещё раз, как бы это ни было обидно, скажем вслух эту прописную истину   -  детское кино в нашей стране умерло вместе с распадом СССР.  Ушёл в небытие целый жанр, в котором отечественные кинематографисты были и пионерами, и недосягаемыми мастерами.  Есть отдельные энтузиасты, проводящие «фестивали детского кино»,  -  честь им и хвала, они сохраняют память об этой прекрасной, но, увы, затонувшей кинематографической Атлантиде света и добра,  -   но это тянет скорее на фестивали ретроспектив.   В мире капиталистической наживы детское кино нерентабельно, в него не вкладываются,  а за государственный счёт у нас в год снимается от силы два  –  четыре полнометражных фильма,  проходящих по соответствующей графе.   Как правило, до целевой аудитории они не доходят   -  широко прокатывать их коммерчески не выгодно, образовательный телеканал для школьников давно приказал долго жить, и в основном удачные детские фильмы у нас ездят по фестивалям, где их смотрят кинокритики.  Новые фильмы, которые хотелось бы показать своему ребёнку, можно пересчитать по пальцам одной руки. 

Сильное впечатление оставила пронзительная картина Александра Галибина «Золотая рыбка» (2015), которая была вдохновлена и спродюсирована видным мастером военного кино, режиссером и актером Борисом Токаревым и его супругой, актрисой Людмилой Гладунко, выступившей одним из авторов сценария.  На экране  -   послевоенная Киргизия, тяжёлый послевоенный быт эвакуированной ленинградки  в филигранном исполнении Марии Биорк  (великолепная, но почему-то трагически недооцененная молодая актриса из Северодвинска, сыгравшая всего три больших кинороли) и её двух вихрастых мальчишек,  с фотографической достоверностью воссозданная атмосфера советской Средней Азии  40-х,  документально воспроизведённые человеческие типажи,  пастельная операторская съёмка без спецэффектов и компьютерной графики, давно подзабытое российским кинозрителем ощущение теплоты и доброты, струящихся из каждого кадра, при этом без карамельной патоки,  легкой горечью и кислинкой разбавленный сюжет, которому веришь безоговорочно.  Пацанята, чьё детство выпало на самые многотрудные годы лишений и невзгод,  лелеют заветную мечту    -   приобрести золотую рыбку в трехлитровой банке у уличного торговца и загадать три заветных желания, главное из которых   -  возвращение отца, целого и невредимого.  Картина, безусловно, наследует лучшим образцам советского детского кино, и даже работа с юными актерами велась режиссером по-советски фундаментально    -   перед съемками  юные Ваня Егоров и Ярослав Ефременко изучили целый список книг о войне и послевоенном восстановлении страны.   

Не густо, но этим мои рекомендации «чего-нибудь из свеженького» можно считать исчерпанными.  Будем воспитывать мальчишек и девчонок на советской киноклассике.  Назову навскидку лишь несколько самых сильных собственных киновпечатлений, никак их не ранжируя,   -  при желании список можно продолжать и продолжать.

Драму Марлена Хуциева «Два Фёдора» (1958)  я бы показывала, наверно, не малышу, а подростку, познавшему первую бритву и первое романтическое чувство,   -  ведь недаром говорят, что детям интересно смотреть фильмы, где стреляют, а не где целуются,    -  про войну, а не про отношения.  В отличие от голливудской кинопродукции, советское кино так разделить не получится,   -  в самом что ни на есть суровом батальном кинополотне отношения между людьми  всегда первичны.  «Два Фёдора»   -  про послевоенное налаживание мирной жизни, когда затягиваются и физические, и душевные раны, нанесённые войной,  а дети, видевшие только горе и мирной жизни не знавшие, навёрстывают  отобранное у них войной время и учатся жить заново.  Графично-чёрно-белая, снятая въедливой камерой Петра Тодоровского на крупных планах, «Два Фёдора»   -  одновременно и лиричная, и очень размашистая по масштабу поднимаемых проблем картина, которую можно назвать энциклопедией советской культуры середины ХХ-го столетия   -  буквально в первые десять минут ваш ребёнок услышит главные песни военной поры:  «Эх, дороги…», «Катюшу»,  «В лесу прифронтовом», «Где ж вы, где ж вы, очи карие?..», «Ты ждёшь, Лизавета…», увидит на кителях героев все главные ордена, полученные красноармейцами за освобождение европейских столиц.  Когда я в далеком  детстве смотрела фильм Хуциева, то старший Фёдор  -  роль, прославившая Василия Шукшина    -   казался мне глубоким стариком, тогда как самому Шукшину на съемках исполнилось 29 лет.  Наверно, главное, ради чего стоит показать ребёнку хуциевский шедевр    -  пьянящая  атмосфера всеобщего счастья, победы, свободы,  сцены общенародного ликования, единения, общего дыхания нации, победившей главное зло в мире.  Уверена, что, познакомившись с этим фильмом, ваш ребенок получит однозначный ответ на вопрос, настойчиво навязываемый сегодня одной частью общества другой его части  -  а что, собственно, празднуем 9 мая, а не лучше ли заменить праздник Победы днем скорби, а не слишком ли высокую цену заплатили за эту Победу.

Особый шарм тонкой и душевной картине Виктора Турова по сценарию Геннадия Шпаликова «Я родом из детства» (1966) придает музыкальное сопровождение   -  песни Владимира Высоцкого, исполняемые самим автором  (первая его крупная работа для кино) и Марком Бернесом.  Многофигурный портрет обитателей прифронтового городка в последние дни войны  выделяется,  прежде всего, яркостью детских образов. Ещё грохочут бои на территории побежденной Германии, а тыловой городок уже восстанавливается усилиями тысяч советских тружеников от мала до велика.  Показывая детям «Я родом из детства», можно перекинуть мостик из войны Великой Отечественной в войну гражданскую:  в минуты отдыха жители городка ходят в кино, где показывают канонический фильм братьев Васильевых «Чапаев». Вашему ребёнку будет очень интересно узнать, что появляющийся буквально на несколько секунд в кадре брюнет в очках, зачитывающий слова по бумажке в микрофон, был первым номером в списке личных врагов Гитлера (вторым был Сталин), за голову которого рейхсфюрером была обещана баснословная сумма, а молодой блондин с гитарой, мурлыкающий песни за столом   -  в будущем культовая фигура советского искусства, главный бард страны.   Центральный и самый эмоциональный эпизод картины  -  публичная казнь нацистских преступников за городскими стенами, на которой присутствует весь город.   Первая большая киноработа В. Турова по результатам недавнего опроса зрителей белорусскими кинокритиками  признана лучшим фильмом за всю историю белорусского кинематографа.

Фильм совместного советско-польского производства режиссера Сергея Колосова «Помни имя своё» (1974) наглядно докажет юному зрителю, что освободительная война 1941 – 1945 гг. для советского народа была не только отечественной    -   советский солдат «пол-Европы прошагал, пол-Земли»,  и освободил от гитлеровских орд десятки стран и народов.  Семидесятые годы прошлого столетия, в которые снимался фильм Колосова,  были временем наивысших проявлений интернациональной дружбы и признания всемирноисторической роли СССР в великой Победе над фашизмом.  Это очень важный фильм для современного ребёнка, растущего под аккомпанемент теленовостей о том, как в освобожденных Красной Армией городах  сносятся памятники советским генералам и военачальникам, оскверняются советские братские могилы,  как наши вчерашние союзники предъявляют России счета «за ущерб, нанесённый в ходе военных действий»,   -   маленькие россияне должны знать, что так было не всегда, и ещё каких-то несколько десятков лет назад мир жил совершенно по другим правилам  исторической и политической морали. Изобилие фильмов совместного производства, снятых в послевоенные десятилетия в копродукции СССР и других европейских государств  (не только стран социалистического блока, достаточно вспомнить советско-швейцарско-французский «Тегеран-43») показывает, насколько тесно советское культурное пространство было увязано с европейским, насколько прочно было вписано в европейский культурный контекст.   Для маленького зрителя, учащегося по искорёженным учебным программам,  отрывающим отечественную историю от истории мировой, это крайне полезное и поучительное зрелище. 

История советской женщины  -  бывшей узницы Освенцима, разлучённой фашистами с собственным сыном, проведшей тридцать лет в его поисках и, наконец, нашедшей его  (блестящая роль Людмилы Касаткиной), не может оставить равнодушным ни маленького, ни взрослого зрителя.  Главная идея фильма   -  пропавших на войне людей ищут всем миром, разные страны объединяют усилия в этих поисках, и через 30 лет после окончания второй мировой войны  директор  музея Освенцима  по всей Польше разыскивает уроженца Советского Союза по номеру, вытравленному на руке нацистами, по просьбе его матери, незнакомой советской женщины из Ленинграда.  «Никто не забыт, ничто не забыто»   -  не просто красивый лозунг  с полотнищ официальных торжеств,  а ещё недавно реальное отношение народов послевоенных стран к исторической памяти.  Трагедия военного детства, ужасы концентрационных лагерей – «фабрик смерти», через которые прошли сотни тысяч детей,  практически документально воссозданный авторами фильма Освенцим, послевоенное обустройство детей по семьям,  -   всё это произведёт на маленького зрителя неизгладимое впечатление.

И ещё один масштабный советский киноартефакт для семейного просмотра никак не могу не упомянуть   -   многосерийный телефильм, эпическую семейную  сагу  Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Вечный зов»  (1973-1983).  Более чем полвека  русской и советской истории проходят перед нашими глазами, но добрая половина серий посвящена военным и околовоенным событиям.  Снятый по одноименному роману Анатолия Иванова  (в программах советских школ роман входил в список литературы для дополнительного чтения, сегодня не входит, и поэтому легко может остаться за рамками внимания подростка),  «Вечный зов»   -   энциклопедия советской жизни, судеб и характеров.  По-разному проявляют себя на войне не только односельчане взрослые, но и дети:  один малышом убегает из дома «на фронт», другой, приписав себе год, уходит воевать, третий предпочитает отсидеться, четвертый становится предателем,   -   палитра человеческих  типажей богата и разнообразна, как в жизни.  Юный зритель видит, что Великая Отечественная  -  ключевое событие столетия, перевернувшее жизнь нескольких поколений. 

А вот фильм, ставший, без преувеличения, главным киновпечатлением всей моей жизни, когда-то вызвавший у меня, двенадцатилетней, психологический шок и истерический припадок  -  гениальная военная драма Элема Климова «Иди и смотри» (1985)    -  зрелище категорически недетское.  Убеждена, что смотреть его должен человек зрелый, с крепкой психикой.   Снятый по сборникам документальных свидетельств нацистских карательных акций в белорусских деревнях, фильм Климова, «открывшего ворота в Ад» и  ближе всех из кинохудожников подошедшего к изображению  Апокалипсиса,   -  в чистом виде «восемнадцать плюс». 

Нашим детям повезло жить в относительно спокойное, относительно сытое, относительно благополучное время, но без изучения исторического прошлого, в том числе военного,  не получится полноценной личности.  Практически  все советские фильмы про детей на войне снимались частично или полностью на основе реальных событий,  создавались с добросовестным участием целой армии исторических и военных консультантов,  не вызывают сомнений в достоверности показанного на экране    -   об этом всегда говорили и говорят зарубежные кинематографисты,  называющие советское военное кино эталонным.  К сожалению, современный российский кинематограф таких эпитетов не удостаивается,  а  перед детьми, включающими тот или иной свежий «киношедевр»,  часто бывает неловко.   Роль родителя   -  не стать цензором,  решающим, отдать или не отдавать пульт от телевизора, а отобрать действительно лучшее, благо, интернет позволяет это сделать.


  https://unikino.ru/wp-content/uploads/sk_news/391.pdf,  стр.  7-8
Tags: ММКФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments