?
Склерозник
August 6th, 2020
03:47 pm

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
«Метод олигарха: документальные хроники»
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вышел новый видеохит «Метод олигарха: документальные хроники»  -    мини-доксериал о становлении и укреплении власти олигархов в России, своеобразный ликбез для тех, кто не знает или не помнит, откуда оно есть пошло.  Подробно разбирается кейс Ходорковского    -    как формировалась его бизнес-империя, почему крупный бизнес у МБХ и ему подобных был выстроен на ограблении страны и почему он неизбежно связан с криминалом.

Кто автор сериала, неясно   -   название канала мне ни о чем не говорит. По стилистике   -   этакий НТВ-стайл, но куда удобней именно формат:  вместо длинных пятидесятиминутных телерасследований здесь именно что дайджест, история в сжатом изложении: пятиминутные ролики с максимумом информации и мини-интервью с очевидцами, участниками и подельниками. Хорошо зайдет молодняку с клиповым сознанием, которые не утруждают себя просмотром ничего, что длиннее семи минут.

Что нового можно было снять на тему, уже досконально разобранную и знакомую публике по многочисленным документальным, в том числе и телерасследованиям? Судя по первому ролику, акцент сделан именно на механизмах обогащения, начиная с глубоко советских времен   -   кто-нибудь может себе представить 80 миллионов рублей (тогдашние 25 миллионов долларов) ежегодного дохода в 1988 году?? Да-да, именно в 1988 году, когда метро стоило 5 копеек, комплексный обед   -   рубль, а самая пафосная дача   -   30 тысяч рублей??

В пятиминутном ролике очень убедительно показано, что Ходорковский, как и десятки ему подобных, ни разу не self-made man`ы. Делать капитал помогали не просто связи с нужными людьми, а именно поддержка со стороны государства   -   сначала позднесоветского, потом постсоветского. С удивлением узнала, например, что одним из архитекторов империи Ходорковского стал Иван Бортник, оказавшийся куда более непотопляемым, чем его протеже:   основатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в позднесоветские годы руливший Государственным комитетом СССР по науке и технике, он и по сей день один из самых влиятельных российских организаторов науки, непререкаемый авторитет, распоряжающийся огромными деньгами. Биографию Бортника знают все, но вот то, что именно благодаря ему Ходорковский получал преференции и зелёный свет, будучи руководителем НТТМ при Фрунзенском райкоме   -   для меня нюанс новый.

Спекулировать оргтехникой с таким наваром ушлые «комсомольцы»-инноваторы тоже не могли бы без содействия российских посольств   -   именно с их помощью закупать её удавалось за бесценок, зарабатывая на разнице. А самая вкусная для тогдашних НТТМ-щиков тема   -   обналичка   -   тоже не была бы возможна без договоренностей с государством и крупными НИИ. По аналогии с погонялом, данным когда-то Касьянову, тогдашнего Ходорковского можно было бы называть «Миша-30 процентов».

Стать мультимиллионерами «комсомольцам» Ходорковского помогли не лихие 90-е (они сделали их уже мультимиллиардерами), а…. Госбанк СССР: приобретая валюту по внутреннему курсу, перепродавали на чёрном рынке с десятикратной разницей. Молодые инноваторы грабили страну, нарушая конкурентный баланс советской и импортной продукции, всё глубже загоняя советскую экономику в коллапс. Когда был основан Менатеп,  в нем размещали средства не только другие банки, но и крупнейшие госструктуры: Минфин, Госналогслужба, Росвооружение, Правительство Москвы, государственные фонды   -   рука руку моет, основной принцип коррумпированной снизу доверху экономики. Валютные спекуляции, оффшоры, скупка ваучеров, позволившая за бесценок прихватизировать крупнейшие государствообразующие предприятия   -   это и был путь к процветанию олигархов первого призыва.

В общем, заспойлерила я вас, а сериальчик вполне сгодится в качестве учебного пособия по российской истории конца 80-х - начала 90-х.



(23 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:lj_frank_bot
Date:August 6th, 2020 01:49 pm (UTC)
(Link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество, Финансы.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
[User Picture]
From:uran2008
Date:August 6th, 2020 03:03 pm (UTC)
(Link)
Лично был знаком с "комсомольцами" Ходорковского. Иных уж нет, а те далече...
И его знаю,но особо не пересекались.
Сплошь лицемерие было- это я про года до 1985. Очковтирательство. Раздолбайство, блядство и карьеризм. Я знаю о чём говорю... Не очень по кайфу вспоминать о них, но, т.к., был молодым ,жизнь ту вспоминаю в очень хороших красках. В целом. Не ими всё тогда определялось всецело...но и в немалой степени.
Вообще,предатели. И твари.
[User Picture]
From:hippopotam_beg
Date:August 6th, 2020 04:06 pm (UTC)
(Link)
>> Сплошь лицемерие было- это я про года до 1985. Очковтирательство. Раздолбайство, блядство и карьеризм.
+1
Было ещё такое хорошее слово "приспособленцы".
[User Picture]
From:uran2008
Date:August 6th, 2020 04:55 pm (UTC)
(Link)
Я говорил о конкретном случае "ходорковцев".
Но, да. Конечно. Приспособленцев тоже и в других местах хватало.
Проблему надо копать глЫбже. После ухода Сталина она стала развиваться...
Но! Это всё были проблемы решаемые. И не ценой отката в капитализм и развала страны, конечно.
[User Picture]
From:hippopotam_beg
Date:August 6th, 2020 05:00 pm (UTC)
(Link)
>> Это всё были проблемы решаемые.
Согласен. Но вопрос в том, когда и как нужно было начинать решать решать различные проблемы. В какой момент это было уже бесполезно и они носили необратимый характер?

>> не ценой отката в капитализм и развала страны
Китай благополучно туда перешёл без развала страны и социальных потрясений. И начали они этот переход в 70-х. Мне думается, что и нам надо было начинать тогда же, причём с гораздо лучших стартовых условий. Но на истину не претендую. Этот вопрос требует глубокого анализа.
[User Picture]
From:uran2008
Date:August 6th, 2020 06:11 pm (UTC)
(Link)
Конечно, на "раз , два" рецепты выдавать было бы глупо.
Но,вот, мне хотелось бы ,всё-таки, на паре моментов заострить внимание.
Ну, во-первых, точкой начала "падения" ,когда потом уже и кавычки можно убрать от этого слова,- было принятие в Программе КПСС тезиса "удовлетворение всевозрастающих материальных потребностей Советских людей".
Фактически, он означал следование в русле Запада. Вот, с одной стороны, эта "игра" на "поле" Запада заведомо была обречена на провал... Не 100%, может быть, но очень вероятно. Что и случилось...
Как-то по иному этот тезис надо было формулировать, чтоб предотвратить дальнейшую гонку людей в удовлетворении "всевозрастающих потребностей".
Да и организовать "удовлетворение" надо было бы ,как-то, более по умному.
И, во-вторых.
Должно быть полезное "разговаривание", дискуссия. Она была, конечно. Но, не то... Цели должны проговариваться более понятно. И способы их достижения.
----
Ваш пример с Китаем давайте обсудим через годик-два.:)
Китай "заточен" под США : работники получают в юанях, а США стерилизуют доллары ,платя ими в КНР за товары. Сейчас китайцы тоже хотят иметь в семье по 1-2 автомобиля:)... Как в США.
К чему это привело бы?..
Как видим, доллару скоро конец. Единству США, возможно, тоже.
Вот , и посмотрим ,тогда, на Китай!:) После всеобщего обрушения...
[User Picture]
From:hippopotam_beg
Date:August 6th, 2020 06:27 pm (UTC)
(Link)
>> принятие в Программе КПСС тезиса "удовлетворение всевозрастающих материальных потребностей Советских людей"
Хорошая гипотеза, мне нравится.

>> "игра" на "поле" Запада заведомо была обречена на провал
Полностью согласен. Добавлю, что стратегической ошибкой был и отказ от экспансии, переход исключительно к обороне. Обороняющаяся и не атакующая сторона неизбежно рано или поздно будет побеждена. Не следует этот путать с игрой от обороны, если пользоваться спортивной терминологией. Она предполагает активные контратаки в момент, когда противник допускает те или иные ошибки. Скажем бывали моменты, когда влияние США в какой-то стране резко ослабевало. Но СССР не пользовался окном возможностей, чтобы увеличить своё влияние.
[User Picture]
From:uran2008
Date:August 6th, 2020 06:40 pm (UTC)
(Link)
Согласен. 100%!
Потому что,если вакуума быть не должно.
Тут, хотя, и сложновато было,т.к., была,т.н., "политика мирного сосуществования". Конечно,все за мирное сосуществование, но тактика д.б. наступательной.
И более продуманной.
В т.ч., и в экономическом плане. И в первую очередь- в экономическом плане- для иных стран.

В своей же стране -больше внимания каждому отдельному человеку. Воспитание не д. было б. сильно заформализовано. Больше свободы. А то часто: Ни шаг влево,ни шаг вправо...
-----
Ой, да много чего.
Ну,дык, первые мы были...


[User Picture]
From:hippopotam_beg
Date:August 6th, 2020 06:57 pm (UTC)
(Link)
>> была,т.н., "политика мирного сосуществования"
Она, на мой взгляд, должна была заключаться в том, что мы не должны заставлять те или иные страны перенимать наш социальный строй.

>> в экономическом плане- для иных стран
Вот и я об этом.

>> Воспитание не д. было б. сильно заформализовано.
Угу. В результате это свелось к заучиванию мантр и обязательному, и как правило совершенно бессмысленному, включению в любую научную работу или статью цитат из Маркса-Ленина.
[User Picture]
From:uran2008
Date:August 6th, 2020 07:22 pm (UTC)
(Link)
Вот, и я про то: кто его знает-как правильно...
From:Dinara Uradulova
Date:August 6th, 2020 03:08 pm (UTC)

Мерси!

(Link)
Спасибо! Ну наконец-то узнаю, как они мильонщиками стали, аферюги эти.
[User Picture]
From:paksha
Date:August 6th, 2020 04:53 pm (UTC)
(Link)
Было (возможно и есть )такое понятие . как "кумовской капитализм"
[User Picture]
From:sociopat01
Date:August 6th, 2020 06:45 pm (UTC)
(Link)
Кумовство (непотизм) это родоплеменной пережиток, как и круговая порука и кровная месть.

Существует особый тип преступного сообщества, которое в своей организации использует родоплеменные пережитки - это мафия.
Несложно заметить, что мафия возникает там, где сохранились подобные пережитки - на Сицилии, на Корсике, в балканских странах,
особенно в Албании и Черногории итп.

Влияние дона Корлеоне - "крестного отца" основано на кумовстве,
сицилийская "омерта" это разновидность круговой поруки.

Edited at 2020-08-06 06:47 pm (UTC)
[User Picture]
From:ziavra
Date:August 6th, 2020 07:29 pm (UTC)
(Link)
посмотрел другие видео на канале, под некоторыми прямо заповедник.
"На заводах Юкоса платили нормальные зарплаты и премии работягам в конце года всегда были. А сейчас ни Юкоса, ни Ходорковского, ни премий."

"Ходор единтсвенный, кто нашел в себе смелость пойти против системы, за что и поплатился, но нисмотря ни на что отстаивает свои убеждения. Кремень"

"Он не стал увиливать от ответственности, достойно вел себя в заключении, несколько раз объявлял голодовки.Это достойно уважения. Человек создал мощную бизнес структуру, всего добился сам. Жаль, что таким людям не дают возможность проявить все свои таланты в России."

если это не платные боты, то пиздец какой-то
[User Picture]
From:hippopotam_beg
Date:August 6th, 2020 08:57 pm (UTC)
(Link)
Экий вы небрезгливый, на ютубе комментарии читать!
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:August 6th, 2020 10:17 pm (UTC)
(Link)
вот да, и хватает же у Вас нервов читать комменты ютубовские. 70% тамошних комментов - платные боты
From:Dinara Uradulova
Date:August 7th, 2020 09:17 am (UTC)

Ну ничего себе!

(Link)
Да Вы что! Ну ничего ж себе!

Edited at 2020-08-07 09:18 am (UTC)
[User Picture]
From:new_dima
Date:August 6th, 2020 09:17 pm (UTC)
(Link)
Обычная агитка для разъяснения политики партии в отношении отпизженных.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:August 6th, 2020 10:18 pm (UTC)
(Link)
полезная вещь
[User Picture]
From:new_dima
Date:August 7th, 2020 12:01 am (UTC)
(Link)
Наверное... Но когда пиздят всех неправедных!) В том числе и себя по щекам ушами)

Edited at 2020-08-07 12:03 am (UTC)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:August 7th, 2020 12:08 am (UTC)
(Link)
безусловно
[User Picture]
From:garry_s
Date:August 7th, 2020 04:13 am (UTC)
(Link)
"Спекулировать оргтехникой с таким наваром"
В во времена появления первых персоналок и ксероксов, на внутреннем "рынке" просто не было сколько-нибудь адекватных аналогов.
Поэтому они могли устанавливать любые рублевые цены, все покупалось, тем более госпредприятиями за бюджетные деньги.
Это даже не спекуляция (продажа по завышенной относительно фиксированной госцене), это какой-то другой экономический термин должен быть.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:August 7th, 2020 11:44 am (UTC)
(Link)
это да, но у меня как-то не придумался
My Website Powered by LiveJournal.com