?
Склерозник
October 18th, 2020
09:06 am

[Link]

Previous Entry Share Flag Next Entry
"Шаман", реж. А. Осипов
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




А вот публицистическая агитка Андрея Осипова «Шаман» повергла в чувство полного недоумения.

В последнее время российская документалистика оседлала нового, крайне комфортного и простого в употреблении конька   -   получить доступ к киноархивам, произвольно нарезать и смонтировать плёнку с кинохроникой, и вуаля, фильм готов. И если Сергей Лозница, не мудрствуя лукаво, просто обрабатывает ножницами архивную хронику («Государственные похороны») - именно так Осипов снимал свой предыдущий фильм, «Восточный фронт»,  -   или даже чужой фильм, выдавая за свой («Процесс»), то в «Шамане» на хроникальные кадры накладывается закадровый текст, написанный сценаристом Одельшей Агишевым: потрясающий по идиотической незамутнённости диалог «старшего поколения» (отца) с «младшим» (сыном), весь набор примитивных до карикатуры стереотипов о Сталине и сталинском времени, списанных с номеров перестроечного «Огонька». Аргументация что сталинских апологетов, что сталинских ненавистников подана авторами настолько топорно, наивно, прямолинейно, чёрно-белыми пятнами бинарных оппозиций, что складывается ощущение, что авторы сценария уснули в барокамере где-то году в 1989-м и безмятежно проспали там тридцать лет. В 2020 году выдавать протухшие четверть века назад тезисы и аргументы за новое слово в исторической публицистике, мягко говоря, странновато, но Осипов с Агишевым, ничтоже сумняшеся, вываливают на зрителя весь пропагандистский набор антисоветских мемов и клише. В ассортименте и «аресты за заначку» (ни одного подтверждающего подобные истории источника найти не удалось), и поразительные по глубокомысленности рассуждения типа «А нельзя ли вообще обойтись без вождей?», и полный набор баек о «голосовании за кандидатов сталинского блока», и глумление над советской идеей «нового человека», и высмеивание стахановского движения, и заламывание рук над среднеазиатскими рабочими, таскавшими цемент вместо крана вручную (интересно, авторы представляют себе условия, в которых проходила индустриализация в других странах?). С «просталинской» стороны («отцовская» часть диалога)   -    точно такой же набор банальностей и навязших в зубах аргументов, за тридцать лет прочно впечатавшихся в подкорку; диалог собеседников, не слышащих друг друга и не способных приподняться над историческим временем и конкретноисторической моралью, можно длить сколь угодно долго, - в красногорском архиве кинофотодокументов, где черпал своё вдохновение Осипов, тысячи километров плёнки, хватит ещё на десятки подобных «шедевров». Освежить в памяти с помощью документальной хроники строительство ДнепроГЭСа, виды Центрального парка культуры и отдыха имени Горького или эпизоды постановки «Ханлар» по Самеду Вургуну, конечно, всегда приятно, но удовольствие от просмотра архивных кадров абсолютно уничтожается нелепым закадровым диалогом слепого с глухим, вслушиваться в который устаёшь уже после первых 15 минут фильма.

Но не так прост режиссёр Андрей Осипов   -   не даёт заскучать. После того, как хронометраж картины переваливает за две трети, и ты пребываешь в полной уверенности, что в уста «сына»-антисталиниста вложена авторская позиция, диалог внезапно приобретает совсем уж шизофренический характер: «сын»-сталинофоб с пугающей безапелляционностью заявляет, что Отец Народов знался с нечистой силой, имел магическое влияние на людей и притягивал к себе сторонников, благодаря оккультным практикам; в сибирской ссылке был посвящён в волхвы шаманкой-остячкой Анной Шадриной, водрузившей над ним «купол защиты», оберегавший его от напастей. Пробить «купол защиты» удалось в 1953-м году лишь Берии, отравившему Сталина с помощью Вольфа Мессинга и ведьмы Натальи Львовой, которая в свое время на глазах Анны Ахматовой выгрызла грыжу у ребёнка, а потом заговорила Будённого и Ворошилова. После откровений о том, что «Гитлер владел копьём судьбы», а «сталинские высотки были заговорены Яковом Брюсом», умершим за 200 лет до сооружения высоток, остаётся только мучиться вопросом   -   то ли режиссёр держит зрителя за полного идиота, то ли так тонко и изящно даёт понять, что  ассоциировать его с молодым участником диалога не стоит. Не знаю, как вы, но я почему-то склоняюсь к первому варианту.

Tags:

(11 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:lj_frank_bot
Date:October 18th, 2020 07:09 am (UTC)
(Link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
[User Picture]
From:ziavra
Date:October 18th, 2020 07:21 am (UTC)
(Link)
а кто финансирует эту историю? государство?
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:October 18th, 2020 08:16 pm (UTC)
(Link)
судя по активному пиару на госканалах - без него не обошлось:(((. Зацените репортажик https://tvkultura.ru/article/show/article_id/369366/
[User Picture]
From:anti_durden
Date:October 18th, 2020 07:51 am (UTC)
(Link)

"Аресты за заначку" они взяли из сериала про Бегемота и голую Маргариту, где управдом прятал валюту в туалете.

[User Picture]
From:kolobok1973
Date:October 18th, 2020 07:23 pm (UTC)
(Link)
не иначе
[User Picture]
From:ak747
Date:October 18th, 2020 08:50 am (UTC)
(Link)
Может, ему "среднеазиатские рабочие", о судьбе которых он льёт крокодиловы слезы, привезли пару мешков вдохновения из Ферганской долины? Вот его под конец и вштырило.

Edited at 2020-10-18 08:50 am (UTC)
[User Picture]
From:hippopotam_beg
Date:October 18th, 2020 09:56 am (UTC)
(Link)
>> устаёшь уже после первых 15 минут фильма
Я устал на первых 7-8 минутах. Но в конце тоже взбодрило.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:October 18th, 2020 08:16 pm (UTC)
(Link)
я аж зевать перестала
[User Picture]
From:hippopotam_beg
Date:October 18th, 2020 08:24 pm (UTC)
(Link)
Да я глаза выпучил и вперёд подался - не ослышался ли?
[User Picture]
From:Николай Шкляев
Date:April 9th, 2022 08:39 pm (UTC)
(Link)
Написал нашему депутату в ГД:

"Сергей Иванович, вчера - 7 апреля в полночь посмотрел документальный фильм "Шаман" по телеканалу «Культура».
Жуткое и тревожное впечатление.
ЗАЧЕМ он был показан во время спецоперации на Украине?!
Даже в спокойное время эта киноподелка была бы не достойна уровня центрального канала. Но сегодня, когда наши ребята отдают жизни с красным знаменем Победы в руках и на броне - это ЧТО?!!
И дело не в очередной попытке неуклюже и бездарно прожевать тему "сталинизма".
Сегодняшний контекст общественного настроения и чувств воинов на передовой порождает не просто недоумение и диссонанс НЕУМЕСТНОСТИ выбора этой документалистики, а четкую уверенность в провокации.
Причем, как раз перед просмотром этого фильма я был под впечатлением видео от ВСУ-шников о бабуле из украинского села, вышедшей с красным знаменем Победы встречать, как она подумала, освободителей. Самой сильной точкой в сюжете был рисунок из соцсетей, где тенью от этой бабушки был силуэт монумента Родины-Матери на Мамаевом кургане.
Как же гадко и омерзительно смотрелись после этого кадры из «Шамана» времен Великой Отечественной с закадровой сентенцией «кровавых жертвоприношений» шамана — Сталина. Фактически, этим телеканал солидаризировался с западной версией уравнивания Сталина и Гитлера!
Как раз Сталин четко понимал суть подобных действий "пропагандистов" во время войны.

P.S. Неплохо об этой киноподелке отозвался kolobok1973:
https://kolobok1973.livejournal.com/5368045.html

Считайте эту реакцию - мою и моих друзей - депутатским обращением с просьбой о категорическом недопущении подобных провокаций на ЦТ.

Николай Юрьевич Шкляев
ngo@mail.ru
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:April 9th, 2022 08:54 pm (UTC)
(Link)
Всё правильно пишете.

А какой именно депутат?
My Website Powered by LiveJournal.com