Пришла печальная новость от наших товарищей из Коммунистической партии Дании - после долгой борьбы с болезнью скончался датский социалист и марксист Курт Сёренсен (1938-2021)
Курт был мало известен за пределами Дании. Тем не менее, он был самым выдающимся датским марксистским мыслителем, когда-либо жившим, оказавшим влияние на поколения студентов, а также на интеллектуальную и политическую жизнь страны. Он сочетал пожизненную приверженность социализму и рабочему движению с его обширной академической деятельностью в качестве профессора политических наук. Он настаивал на том, что марксизм был не просто инструментом академического анализа — скорее, он должен был быть подспорьем рабочему движению, учиться у него и использовать его в практических усилиях по достижению социализма.
Он родился в 1938 году в рабочей семье в городе Сеннерборг, Южная Ютландия. Его отец, рабочий-металлург, всю жизнь был профсоюзным деятелем и членом Социал-демократической партии, хотя к концу своей жизни он голосовал за более левые партии. Его мать была эмигранткой из Украины, частью немецкого меньшинства, вынужденного переехать через всю Европу после Первой мировой войны.
Родители Курта обеспечили ему и двум его младшим братьям интеллектуальную атмосферу, полный оживленных политических дискуссий дом. Все, с кем они общались, были социал-демократами, за исключением коммунистов, которые жили в районе Сеннерборга под названием “маленькая Москва".” Но все они были частью “движения.” В молодости он позаимствовал труды Карла Маркса из местной библиотеки вместе с книгами по мировой истории, и вся семья активно участвовала в различных аспектах многих социальных и культурных организаций социалистического рабочего движения. Родившийся и выросший в этом движении, Курт Серенсен на протяжении всей своей жизни оставался преданным социализму и демократическому делу рабочего движения.
Курт был одним из первых студентов, поступивших на новую кафедру политологии Орхусского университета в 1959 году. Выходец из рабочей семьи и географической периферии Южной Ютландии, он с трудом находил себе место в новом окружении. Он оказался среди студентов высшего среднего класса, которые, как он говорил, “никогда не слышали о рабочем движении и социализме”. Несмотря на серьезные сомнения, он остался верен своему выбору и позже стал профессором на этой же кафедре.
Датская социал-демократическая партия была — с некоторыми перерывами - у власти в период с 1924 по 1982 год. Её гегемонистское положение в датском рабочем движении оставляло лишь небольшое пространство для небольшой коммунистической партии, созданной в 1919 году. Хотя Курт был убежден в важности обширной сети экономических, культурных и социальных организаций социал-демократического рабочего движения, он чувствовал, что сама партия в послевоенный период слишком далеко ушла вправо, фактически отказавшись от социализма. Один эпизод, в частности, был судьбоносным для его политической траектории: в 1956 году социал-демократическое правительство превратило в закон проект коллективного договора, который был отклонен большинством рабочих, что привело к крупномасштабным — хотя и в конечном итоге неудачным — забастовкам и демонстрациям.
В то же время Курт считал Датскую коммунистическую партию слишком сталинизированной, и после советского вторжения в Венгрию в 1956 году он критиковал неспособность партии порвать с Москвой по этому вопросу в речи в местном профсоюзном зале в Сеннерборге. Курт оставался ярым критиком сталинизма и авторитарных версий социализма. Тем не менее он продолжал настаивать на том, что русская революция 1917 года была — по крайней мере первоначально — настоящей демократической революцией, движимой мобилизованными рабочими массами.
Он считал, что нужна новая социалистическая партия, и в конце 1950-х годов Курт участвовал в попытках создать такую партию слева от социал-демократов. В 1959 году бывший председатель Коммунистической партии Аксель Ларсен откололся, чтобы сформировать Социалистическую народную партию, привлекая как бывших коммунистов и левых социал-демократов, так и рабочих и интеллектуалов вне обеих партий, включая Курта.
В конце 1960-х годов он был вовлечен в спор внутри Социалистической народной партии. Спор шел об отношении партии к социал-демократическому правительству и о том, в какой мере она может продолжать поддерживать его. Однако Курт утверждал, что другой, возможно, более серьезной проблемой Социалистической народной партии является ее авторитарная культура, за которую, по его мнению, несет ответственность председатель Аксель Ларсен. Курт утверждал, что Ларсену не удалось полностью порвать со своим сталинским прошлым. В конце 1967 года партия раскололась. Левая социалистическая партия была основана сразу же после этого с Кратким написанием и формированием идеологического профиля новой партии: “современная марксистская партия”, как говорится в одном из его эссе.
Он отправился в несколько исследовательских поездок в начале 1970-х годов за границу: Рим, Лондон и Берлин. Здесь он пережил наиболее интенсивные эпизоды политических потрясений и новых научных тенденций конца 1960 - х-начала 1970-х годов. Первомайские торжества Итальянской коммунистической партии произвели на него сильное и неизгладимое впечатление, как и эпизоды нападения военных на студентов в Риме. В Лондоне он сотрудничал с New Left Review с лекциями Ральфа Милибэнда, а в Берлине он столкнулся с “новым марксовым чтением” — возобновлением интереса к критике Маркса политической экономии среди немецких интеллектуалов и студентов, вдохновленных критической теорией Франкфуртской школы.
Вернувшись в Данию, он обнаружил, что Левая социалистическая партия погружена во внутренние конфликты и не способна развиться в более крупную общественную и политическую силу, вместо этого оставаясь партией интеллектуалов и студентов. Некоторое время он оставался вне партий, хотя и продолжал участвовать в социалистической политике. В конце 1980-х годов появилась новая возможность окончательно объединить многочисленные мелкие партии датских левых социалистов. В 1987 году он написал важную статью, призывающую к созданию “социалистического избирательного фронта”, а в 1988 и 1989 годах принимал участие в первых конференциях и совещаниях, основав то, что станет сегодняшним красно-зеленым альянсом.
Его первая высшая докторская степень была присуждена в 1992 году, его назначили профессором кафедры политологии Орхуса в 1994 году, ранее он был назначен профессором культурной социологии в Копенгагенском университете в 1978 году. Курт никогда не придавал большого значения титулам, и когда датская королева предложила ему орден Даннеброга — датский рыцарский орден, — он почтительно отказался.
Более важными были его теоретические работы. Курт опубликовал свою первую значительную работу в 1976 году под названием "Марксизм и социальный порядок". Пожалуй, вершина датского марксизма-двухтомник, посвященный тому, как марксизм отличается от буржуазной науки своим специфическим подходом к вопросу объяснения и преобразования общественного строя. В противостоянии с буржуазной социальной наукой книга развила оригинальный историко-материалистический марксизм через обсуждение развития теории в рамках Второго интернационала, а также более поздних школ, таких как школа Альтюссера и немецкое новое марксистское чтение, также известное как “школа капиталистической логики".”
Курт утверждал, что развитие марксистской теории в значительной степени определялось контекстуальной политической и социальной борьбой и что это была не просто теория существующего общества, но и теория того, как общество трансформируется. Любой подлинный марксизм должен активно включать в себя опыт борьбы рабочего движения. Перефразируя Розу Люксембург, без этого взаимодействия с реально существующим движением марксизм оказался бы делом только университетских ученых и мелких сект, а без марксизма рабочее движение рисковало бы впасть в “буржуазный реформизм".”
В то время как Курт продолжал заниматься новыми теоретическими разработками в рамках марксизма и других критических теорий, его более поздний академический фокус был сосредоточен на социальном и политическом развитии в современной Европе, сосредоточившись главным образом на Центральной и Восточной Европе. В конце 1980-х годов он сосредоточил свои исследования на австромарксизме и межвоенном австрийском социалистическом рабочем движении, написав еще одну двухтомную книгу под названием "Между диктатурой и демократией". За это он получил свою первую высшую докторскую степень. В книге рассматривались особенности австрийского марксизма и социализма, а также то, как движение теоретизировало и практиковало демократию и социализм в еще более прямой конфронтации с фашизмом. Высокоорганизованное австрийское социалистическое движение и его попытка построить “третий путь” между большевизмом и реформистской социал-демократией оставались большим вдохновением.
В 2013-14 годах он опубликовал свой магнум-опус " Государство, Нация, класс". Это была трехтомная, трехтысячстраничная работа о политическом, социально-экономическом и международном развитии Германии, Центральной и Восточной Европы и России с начала нового времени до конца двадцатого века. Эти три тома представляют собой, пожалуй, самую большую историко-социологическую работу по развитию государственного и национального строительства, международных отношений и социально-экономических структур в Центральной и Восточной Европе. Они опираются на безграничную вторичную литературу как классических, так и новейших работ, оставаясь при этом приверженными классово-ориентированному и марксистскому подходу.
Наконец, в 2017 году он опубликовал новую однотомную книгу - хотя она была в тысячу страниц - под названием "Кризис европейского участия". Тезис этой книги состоял в том, что специфическое развитие международных отношений, массовой политики и капитализма в Европе конца девятнадцатого и начала двадцатого века создало серию кризисов, которые он концептуализировал как “кризисы участия”, все еще преследующие западные общества сегодня. В 2019 году ему была присуждена вторая высшая докторская степень за эту книгу.
Курт также писал и участвовал в нескольких других политических и академических дискуссиях. Выделяются двое. Во-первых, он был одним из первых критиков отступления от класса среди основной интеллигенции и основных средств массовой информации в начале 1990-х годов, а также среди левых интеллектуалов и более широких политических левых. В триумфальные дни либерализма и капитализма он настаивал на важности класса и пропагандировал недогматичный марксизм. В этот период его особенно вдохновляли работы Эллен Мейксинс Вуд, и он всегда жалел, что не встретился с ней.
Во-вторых, упорство Курта на важности класса и недогматичный марксизм привели его к конфликту с его отделом политических наук и даже некоторыми из его бывших коллег. Его резкая критика того, как господствующая политическая и социальная наука развивалась в направлении узаконивающих систему усилий торжествующего либерализма, не была встречена доброжелательно. Однако с возобновлением интереса к марксизму и другим критическим теоретическим традициям в конце 2010-х годов на новых марксистских конференциях в Дании (в которых он также принимал участие) его твердая позиция была подтверждена.
Последней книгой Курта был сборник политических статей и эссе под названием "Демократия и социализм". Эти две концепции хорошо отражают его общие убеждения и интересы. Родившийся и выросший в социалистическом рабочем движении, он оставался приверженным важности демократических и классовых массовых организаций для достижения социализма, всегда критикуя как сталинизм коммунистических партий, так и отказ социал-демократов от социализма и рабочего класса.
К сожалению, почти все публикации Курта были написаны на датском языке, что было характерно для его поколения датских ученых. Однако академический мир социальных и политических наук, а также обновленные международные социалистические левые, за которыми Курт внимательно следил, получили бы огромную пользу от публикации его работы на английском языке.
У Курта остались жена, четверо детей и семеро внуков. Его больше нет среди нас — но борьба продолжается!
https://jacobinmag.com/2021/02/curt-sorensen-danish-marxist-obituary