Category:

"Страх"

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Впервые на КМФМК вручался приз Жюри прессы, и достался он вполне ожидаемо и обоснованно новой ленте «Страх» Ивайло Христова, давно уже ставшего полновесным болгарским киноклассиком    -   драматургически безупречной и филигранно сыгранной истории коллективной травли и ненависти в болгарском местечке близ турецкой границы.  Второй приз, присуждённый картине единодушным решением жюри   -  приз за лучшую женскую роль. Невероятная Светлана Янчева -  этакая болгарская Фрэнсис МакДорманд, даже внешнее сходство поразительное.  Её героиня   -  олицетворение сурового, насупленного добра, вооруженного охотничьим ружьём, в окружении злобы, зависти, дремучей нетерпимости, «идиотизма деревенской жизни»   -  встречает в лесу чернокожего мигранта, врача из Мали, который, стремясь попасть в Германию, заблудился, и теперь является предметом заботы и ответственности героини.  Мелкобуржуазная среда сельских хозяйчиков, всегдашний питательный бульон для европейского фашизма, бурлит и негодует  -  «обезьяна поселилась среди людей».  Трагедия разворачивается предсказуемо и стремительно  -  драматургия сценария лихо закручена, придраться вроде совсем не к чему   -  блестящий кастинг, чёрно-белое, как в коэновских нуарах, изображение, сочный язык героев, обильно сдобренный матерщиной, остроактуальная тема беженцев и мигрантов, разоблачение бредней правой антимигрантской пропаганды, гуманистический взгляд…  Тем не менее, при просмотре возникает неумолимое ощущение, что когда-то ты это уже видел.  Вот сейчас у героини отравят собаку, а сейчас она возьмёт ружьё и пойдет мстить обидчикам.  Критики упрекают картину  во вторичности и спекулятивности, излишней дидактичности, находят визуальные и смысловые цитаты и из братьев Коэнов, и из Ханеке, и из фон триеровского «Догвилля»,  спорить с ними трудно, но это именно тот случай, когда дидактики много не бывает     -   социальная проблема разрослась до таких масштабов, что любое лыко будет в строку, тем более, такое изумительно цельное, как у Христова.  Единственное цветное пятно во всей этой чёрно-белой драме-притче    -     золотистый верблюд, волшебным образом пересекающий заснеженный лес в финальных кадрах, олицетворение глобальности  мира.