?

Log in

No account? Create an account
Заметки на полях фестиваля - 9 - Склерозник
June 30th, 2009
08:07 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Заметки на полях фестиваля - 9

Заканчивая серию репортажей с 31-го Московского международного кинофестиваля,  хочу поподробней остановиться на разочарованиях     -    фестивальная программа очень разнообразна, в том числе по уровню и качеству отобранного кино.  Я не профессиональный критик, а просто любитель, и мне можно смотреть исключительно то, что хочется, тем не менее избежать огорчений никогда не удается    -    тут не спасает ни киноэрудиция, ни знакомство с актуальным мировым кинематографом.  Если нет чутья, нюха на фильм, специфической интуиции,  то в бочке меда всегда попадется ложка чего-нибудь менее вкусного.  Справедливости ради следует сказать, что моя интуиция дала сбои всего несколько раз.



Фильм чеха Юлиуса Шевчика "Нормальный"  мог стать захватывающим психологическим триллером, восточноевропейской версией "Молчания ягнят", однако не становится, хотя материал благодарнейший:  Германия начала 30-х,   молодой и амбициозный юрист берется за свое первое дело   –   защищать в суде  знаменитого серийного чикатилу, известного как «Дюссельдорфский вампир».   Тут тебе могли быть и Фрейд, и природа сексуальности, и природа насилия, и погружение в хитросплетения юриспруденции, и психологическая дуэль адвоката и подзащитного, и однозначные социальные параллели и обобщения о погружении Европы в пучину фашизма, однако всё ограничивается каким-то сомнамбулическим, отрывочным показом провалов в сознании адвоката, снятых на неестественную сине-зеленую камеру,  и хотя дюссельдорфский вампир  (Милан Княжко)    -    просто копия Хопкинс-Лектер,  эта параллель совершенно не выстреливает.  Вместо саспенса и оголенных нервов      -     мутная, усыпляющая тягомотина. 



Аннотация к фильму австрийца Людвига Вюста "Кома", демонстрировавшегося в номинации "молодых кинодарований" "Перспективы",  неумолимо напоминала о датском фильме  Томаса Винтерберга "Торжество"      -    экспозиция и сюжет очень похожи.  Такой же праздничный сабантуй по случаю 50-летия героя    -   в отсутствие самого именинника,  такие же скелеты в шкафу, скрывающиеся  за иллюзорным фасадом благополучной семейной жизни.  Австрияки    -   поставщики фильмов о семейных неурядицах, детском насилии, суицидах на почве сексуальной либо социальной неудовлетворенности, в общем, здравствуй, дедушка Фрейд, избиратели дохлого Йорга Хайдера приветствуют тебя.   Но Вюст, к сожалению, не Ханеке и даже не Зайдль     -     претензия на home video, снятое домашней камерой или даже мобильным телефоном, больше смахивает на непрофессионализм оператора, чем на художественный приём,  многозначительные длинноты оказываются просто длиннотами, за которыми ничего не стоит, натуралистическая демонстрация тошнотворных перверсий не имеет ничего общего с реализмом фон Триера, больше напоминая скачанные куски с БДСМ-овских сайтов.  Единственный фильм, с первых кадров которого захотелось уйти.





Рискую навлечь на себя гнев киноманов, но и Ларс фон Триер своим "Антихристом" зачем-то в течение двух часов доказывал нам, что он не Ханеке:)))).  Посвящение фильма Тарковскому никого не должно ввести в заблуждение:  на самом деле, "Антихрист"     -    в чистом виде диалог с Ханеке, этакое  "парень, я тебя сделаю".  Ан вот "сделать"-то и не получилось.
На мой взгляд, фон Триер допустил увы, слишком распространенную в последнее время среди маститых кинематографистов ошибку     -    слишком уверовал в то, что он универсальный художник:).  Когда  режиссер, много лет снимающий роскошные любовные мелодрамы, вдруг начинает снимать фильмы о революции, обычно получается плохо    -  если, конечно, перед нами не абсолютный гений.  Так же и наоборот    -   когда один из лучших мировых авторов гражданского, социального кино Кен Лоуч привозит на ММКФ  в этом году ленту о семейной жизни и футбольных кумирах, ничего кроме недоумения это не вызывает.   То же и с фон Триером    -    лучший европейский киноисследователь психологии социума, толпы, малых групп зачем-то обратился к terra incognita    -   индивидуальной психологии, и оказался совершенно беспомощен.  Великолепная операторская работа, Гендель и Гайдн в качестве саундтрека, завораживающая картинка, актерский дуэт главных героев выше всяких похвал (Уиллем Дефо     -   как всегда, полнокровно,  Шарлотт Гейнсбур  -  просто гениально, на пределе человеческих возможностей), а в целом      -   ничего, кроме раздражения, недоумения и нервного истерического хохота в зале.  Фон Триер нарушает основополагающий жанровый закон:  зрителю должно быть либо смешно, либо страшно.   Если зрительный зал гогочет через каждые пять минут, значит, перед нами не леденящий кровь триллер, а картонная пугалка.  Сделав амбициозную попытку препарировать человеческий мозг, фон Триер не отвечает ни на один им же поставленный вопрос, сводя всё моралите к набору банальностей: всё зло в мире   -   от баб,  женщина    -   это инкарнация дьявола,  нельзя быть эгоистом, нельзя трахаться с собственным психоаналитиком.  Ну и что в этом оригинального?
Поскольку концептуально фон Триер терпит полный крах, увязнув в материале, который он не понимает и не может объяснить, остаётся оригинальничать, экспериментируя с визуальным рядом и нажимая на запретные кнопочки у зрителя.  Тут я не берусь давать рекомендации     -    если вам приятно понаблюдать, как озверевшая фемина раскраивает мужу яйца поленом,  просверливает ему ногу дрелью, чтобы вставить туда точильный камень, затем откусывает себе клитор ржавыми ножницами, не прекращая при этом мастурбировать любимого супруга     -    фильм "Антихрист" для вас.  Не знаю, как вам, а мне привычней и приятней видеть, как мужчина эякулирует спермой, а не кровью, но фон Триер считает, что кровью куртуазнее    -   не смею с ним спорить, в конце концов, это он Художник, а не я.
 

Tags:

(35 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:svay
Date:June 30th, 2009 05:41 pm (UTC)
(Link)
что прям показывают, как клитор ржавыми ножницами отрезают?
посмотреть, что ли...
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 30th, 2009 05:44 pm (UTC)
(Link)
ага, детально:(
[User Picture]
From:moonwalker72
Date:June 30th, 2009 06:01 pm (UTC)
(Link)
Погружение в пучину фашизма может выглядеть вполне по-бытовому, хотя что-то будет проглядывать...Я сужу по "Лисице на чердаке"/"Деревянной пастушке" Ричарда Хьюза.
[User Picture]
From:radiotv_lover
Date:June 30th, 2009 06:04 pm (UTC)
(Link)
Вам бы завязать с коммунизмом и в кинокритики.
Который день с удовольствием читаю Ваши заметки.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 30th, 2009 06:06 pm (UTC)
(Link)
Мой внутренний кинокритик благодарно склоняет перед Вами голову.
Мой внутренний коммунист возмущенно вопиет!
[User Picture]
From:pratiaxara
Date:June 30th, 2009 06:09 pm (UTC)
(Link)
Ну знаешь... Может быть, я скажу парадоксальную вещь, но ты меня за то не гноби: Единственный фильм, который мне хотелось бы ну просто безумно посмотреть- это "Антихрист". Это при том, что я православная особь,ну...вот так...
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 30th, 2009 06:14 pm (UTC)
(Link)
Да кто бы возражал-то?... Посмотреть надо. Если бы это был не фон Триер, а кто-то другой, я бы сказала, что фильм неплох:)), но ему как-то, по-моему, уже не по возрасту:)
From:ex_kir1
Date:June 30th, 2009 06:14 pm (UTC)
(Link)
спасибо за обзор
[User Picture]
From:podsolnuxx
Date:June 30th, 2009 06:26 pm (UTC)
(Link)
а я посмотрела кошмарнейшую документалку "Чертовы понедельники и земляничные пироги". Убогий инфантилизм.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 30th, 2009 07:09 pm (UTC)
(Link)
вот видишь, как я не промахнулась с документалкой - посмотрела всего один фильм, зато какой!!!
From:narodpress_info
Date:June 30th, 2009 06:36 pm (UTC)
(Link)
Хорошие обзоры. Респект.

Что мы, рядовые зрители можем вынести из всего этого? Да ничего! Это просто невыносимо! В том смысле, что уважаемый тов. критик Митина в пух и прах, извините, раздербанила, да, другого слова подобрать не могу, весь современный европейский кинематограф. Она просто выжгла раскаленными клещами язву похотливого, безыдейного и буржуазного западного синематографа!

:))

*параллельно по "Культуре" оч. хороший фильм про качество обслуживания посетителей*
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 30th, 2009 07:11 pm (UTC)
(Link)
как раз наоборот - в основном не клеймила и выжигала:)))), а подогревала зрительский интерес, стимулируя к пополнению кинокасс:))))
[User Picture]
From:svijaga
Date:June 30th, 2009 07:37 pm (UTC)
(Link)
Даш, а "Догвилль" и "Мандерлей" тебе были как? Нравились?

(Это я спрашиваю на понимание. Хочу посмотреть "Антихриста": первые две части трилогии прям даже кушать не могу, как нравятся. Но боюсь ржавых ножниц по клитору. Вот и интересуюсь: вдруг это просто не твой режиссёр?)
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:June 30th, 2009 07:53 pm (UTC)
(Link)
Он действительно не совсем мой режиссер, но "Догвилль" - объективно очень сильное кино, хотя я и не могу сказать, чтобы оно мне нравилось и хотелось пересматривать:). Вот что я искренне и нежно люблю - так это "Танцующую в темноте" и особенно "Рассекая волны". А "Мандерлей" я не видела, к сожалению:(.
[User Picture]
From:g_zharkov
Date:June 30th, 2009 09:29 pm (UTC)
(Link)
а про отечественное ты так ничего не написала, кроме того, что говно... а хотелось бы, чтоб ты Досталю в подробностях Досталю клитор отрезала что ли...
или я таки пропустил?
[User Picture]
From:rositsa
Date:July 1st, 2009 10:50 am (UTC)
(Link)
Судя по описаниям, фильм рискует стать культовым у садомазохистов и маньяков.
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:July 1st, 2009 11:16 am (UTC)
(Link)
Ты знаешь, нет. Для маньяков скорее, всё-таки, Ханеке, вот кто реально грузит
[User Picture]
From:tanatt
Date:September 13th, 2009 07:04 pm (UTC)

+ много

(Link)
Даша - у тебя есть запасная профессия!
[User Picture]
From:kolobok1973
Date:September 13th, 2009 07:13 pm (UTC)

Re: + много

(Link)
будешь смеяться, это первый ММКФ, за заметки с которого я получила гонорары:))
[User Picture]
From:dan_gross
Date:October 15th, 2010 05:28 am (UTC)
(Link)
Не сказал бы, что до этого Триер никогда не анализировал человеческую душу, а только социум. Вот фильмы ужасов он не снимал.
"Если бы это был не фон Триер, а кто-то другой, я бы сказала, что фильм неплох:)), но ему как-то, по-моему, уже не по возрасту:)" - вот-вот, а зачем смотреть на режиссера? Блажен тот, для кого фильм самодостаточен.
Ты описала все самые жестокие сцены и люди теперь думают, что фильм только из них и состоит. Сейчас жестокость в кино - не новость.После просмотра они у меня из головы совершено вылетели, а осталась только атмосфера и грозовые тучи.
А зрительский хохот - это их проблемы. Картонная не пугалка, а люди.
У Триера здесь нет никакого нравоучения. А "женщина - это инкарнация дьявола" разве такая уж банальность? Такое разве что только в "Possession" встретишь. Легче было бы сказать, что "мы все равны" как при коммунизме :)
My Website Powered by LiveJournal.com